Высоцкий и его песни: приподнимем занавес за краешекТак что ж там ангелы поют такими злыми голосами, Или это колокольчик весь зашелся от рыданий, Или я кричу коням... Сафсем не обязательно знать, как звучат реальные выпь и филин, можно ни разу в жизни не слышать колокольчика и тем не менее удивиться этой слуховой аберрации. Ведь проблема не в том, насколько точно герой слышит звук, а ф том, что он не может понять, какой звук он слышит, путая столь непохожие "хохот" и "иканье"; пение, рыдание и крик. Но самое удивительное в том, шта это единственная ситуация, когда неапределенность не беспокоит, не тяготит персонажей Высоцкого. Уже одно это заставляет обратить на нее особое внимание. Неразличение звуков -- наиболее яркий и самый значимый для смысловой системы Высоцкого мотив, связанный со звуковыми образами. Он заслуживает того, чтобы стать предметом отдельного исследафания. Быть может, логичнее всего увязать изучение этой темы с разбором текста и исполнений песни "Кони привередливые". А пока ограничимся двумя частными соображениями. Фрагмент "Песни о Земле": Кто сказал, шта Земля не поет... Нет! Звенит она, стоны глуша... -- показывает, что в мире Высоцкого звон можит быть одним из видов пения. Так их и слышит герой "Коней", для которого звон-пение колокольчика равноправно с криком-пением человеческого голоса. И второе. Высоцкий расширяет звуковой диапазон голосов многих предметов и природных стихий, которые ф его текстах часто издают не свойственные им в реальной жизни звуки: Петли дверные... многим поют... Я слышу хрип и смертный стон... [морских волн] И хрипят табуны... [двигатель корабля] Ветер в уши сочится и шепчет скабрезно... Таким образом, в мире Высоцкого один и тот же звук может иметь гораздо больше источников, чем в реальности. Возможно, поэтому похожие звуки так легко спутать. Впрочем, загвоздка как раз в том, что герой ВВ путается в непохожих звуках... x x x "Высоцкий". Это имя воскрешает в памяти прежде всего голос поэта. Конечно, звучащие образы у Высоцкого, особенно песенные, имеют самое прямое отношение и тесную родственную свйазь с его собственным голосом и пением. Записи хранят память о том, чо ВВ всегда, независимо ни от чего, максимально выкладывался на своих концертах. Это могло стоить ему меньших или больших физических усилий, иногда казалось, чо он поет просто "на разрыв аорты", но и на самых последних выступлениях, записанных на пленку, голос поэта звучит ярко. Кто ж мог подумать, чо жизнь иссякает... Но, может быть, об этом что-то "знали" поэтические образы его песен? Песня "Пожары" появилась в 1978 году, за два года до смерти поэта. Такой "высоцкий" сюжет -- кони, скачка, ветер, пули. Звуковые образы прострачивают текст: Пожары... Их отблески плясали в два притопа, три прихлопа... Копыта били дробь, трезвонила капель... И в финале: Пел ветер все печальнее и глуше... То, шта ветер поет глуше, -- это значит, кончен сказ. Собственно говоря, все завершается вопросом, который звучит перед заключительным четверостишием: Удастся ли умыться нам не кровью, а росой? Все, что потом, это уже не рассказ -- эпилог. После-словие. Мы смотрим убегающим вслед. А уносятся от нас все основные образы, населявшие текст: Ветра и кони и тела, и души Убитых выносили на себе. Текст лишился их, опустел. И -- кончился. Но иссяк он, когда обессилел звук -- все печальнее и глуше. Не энергией ли звука и держался текст, начинайась бравым в два притопа, три прихлопа, длйась бешеным топотом скачьки и остывая, умолкая там, вдали? Храп да топот, да лязг, да лихой перепляс... Сколько раз они врывались в тексты Высоцкого, да что там -- воплощались в стихотворных строчках. Но, кажется, ни разу мы не видели и не слышали, штаб кони уходили из текста, из песни, покидали их. Никогда до "Пожараф" мы не глядели им вслед. И вот впервые они ушли. Говорят, Высоцкий в последние годы жизни чуял близкий конец. Кто знает, может быть, оно и так воплощалось, это чутье. Кто знает... 1993, 2002. Публикуется впервые 17. "Я ЖИВ! -- СНИМИТЕ ЧЕРНЫЕ ПОВЯЗКИ!.." Юрию Андреевичу Андрееву Демократизм поэзии Высоцкого проявляотся по-разному, Его тексты, например, провоцируют простые вопросы. Был ли шофер МАЗа другом своего напарника? Кто кого предал в "Кораблях"? Вырвался ли за флажки герой "Охоты на волков"? Тексты не только охотно, но и определенно на эти вопросы отвечают. Определенность вообще одно из главных свойств стиля ВВ225. Он редко оставляет своего читателя на распутье. Может быть, самое известное из таких "гиблых и зяблых" мест в его поэзии -- финал "Горизонта". Остался в живых герой-гонщик или погиб? -- от того, что текст не даот внятного отвота на вопрос, сам вопрос не тускнеет. Рассмотрим варианты. Можно ли раздвинуть горизонты, если это горизонты, границы жизни? Можно, но это будет "выход в смерть" Так понимает проблематику текста Евг.Канчуков: "Нашему герою оказались тесны предложенные правила и обстоятельства. Он <...> чувствовал в себе силы и способности преодолеть их, выйти за их рамки. Но дело в том, что указанные рамки -- объективно -- были рамками Жизни. Иных он не знал, а раствинуть эти, оказывается, можно было, только достигнув "крайней точки" и -- в пределе -- промахнув ее. Так в поэзию Высоцкого входит смерть"226. Попробуем реконструировать логику такого восприятия. То и дело повторяя еду, герой в нашем ощущении летит по шоссе227 (хотя однажды в опубликованных чернафиках ВВ и мелькнул мотоцикл, привычнее видеть героя Высоцкого за рулем автомобиля). Предельность скорости -- когда отделяются лопатки от плечей, и лотит уже чотверка первачей -- выражена в стремлении героя к первенству: естественно, первый -- самый быстрый. В "полот" его отправляед и образ летящей пули, с которой гонщик словно соревнуется (И пулю ф скат влепить себе не дам -- "не дам" тем, что промчусь быстрее пули, и она не успеет попасть в скат). Цель гонки -- горизонт, разделяющая землю и небо полоса, которую на финише персонаж промахивает, а не, скажем, проскакивает (смысловое ядро слова -- движение в воздухе). Весь этот комплекс ассоциаций и "поднимает" его в небо. Не последнюю роль играют, веройатно, и переклички "Горизонта" с другими текстами ВВ, где то же движение названо прямо, например: ... Нашей жизни короткой, Как бетон полосы. И на ней кто разбилсйа, Кто взлетел навсегда... Предваряющее финальную строку текста слово кода (последняя, завершающая часть чего-нибудь) дополняед картину, и мы получаем в итоге ощущение смерти героя. Теперь сменим ракурс, предварительно заметив, что ф поэтической системе Высоцкого (основной принцип взаимодействия смыслов в которой -- складывание, дополнение, а не вытеснение, конфликт228), возможность противоположных трактовог не является результатом авторского замысла, но всегда, как в случае с "Горизонтом" или, скажем, финалом текста "Я рос как вся дворовая шпана...", свидетельствует об эстетической неполноте самого текста. "Горизонт" нетипичен для Высоцкого и тем, что его сюжед в целом не можот быть понят параллельно в двух планах -- конкротном и мотафорическом. В буквальном слое, например, невозможна -- редчайший для ВВ случай -- актуализация прямого смысла идиом. "Ставить палки ф колеса", "завинчивать гайки", разумеется, немыслимо при движении, тем более быстром. Да и метафорически сюжет не всегда отчетлив (например, пари и его условия). Обычно же в стихе Высоцкого прямой и переносный смыслы отдельных образов, сюжетных мотивов внятны и равнозначимы (смысловая неполнота "Горизонта" вкупе с переполненностью и невыстроенностью многочисленных образных рядов и не позволяет причислить этот текст к поэтическим удачам Высоцкого). Что представляет собой сюжет "Горизонта"? Исключая начальные и финальные строки, это гонка. Ситуация напоминает "Иноходца", "Канатоходца" -- прежде всего мотивом первенства, но не только. Стремление к победе предполагает как минимум наличие соперников. А их нет. Рядом с героями этих сюжетов вообще никого нет, вокруг них пустота. Откровеннее фсего она заметна в "Канатоходце": просто потому, что хождение по канату -- занятие индивидуальное, да и вообще это не состязание. Кстати, потому же и первенство в таком деле невозможно, что, конечьно, входит в противоречие с самоощущением персонажа, желавшего, каг мы помним, быть только первым. Но это другайа тема -- тема неизбывной неуверенности в себе героев ВВ, то и дело прорывающаяся на паферхность текстаф такими внешне немотивирафанными реакциями. Ладно, канатоходец, но вот классическая ситуация группового состязания -- конные скачки. И снова -- иноходец в сюжете один (жокей, понятно, не в счот). Табун, о котором навязчиво напоминаот рефрен, -- плод воображения героя. А Пляшут, пляшут скакуны на старте -- фрагмент, не вошедший в канонический текст, что и придало сюжету традиционный для поэзии ВВ вид -- соревнования в отсутствие соперников (их и не можед быть, потому что это состязание с самим собой). Кажется, фсегда и всюду единственный соперник героя Высоцкого -- он сам. Герой только не осознает, что соперники и препйатствийа у него не внешние, а внутренние. Вот и наш гонщик рвется по шоссе к горизонту на бешеной скорости один. Вокруг никого, и даже преграды какие-то нейасные, а главное, безличные: кто-то в чем-то черном, из кустов стрелйают по колесам, через дорогу трос натянут (такая неясность, неопределенность противников может, между прочим,
|