Лучшие стихи мира

Высоцкий и его песни: приподнимем занавес за краешек


"Горизонта".
     Нам же,  читателям,  достаетцо еще  одно благотворное  знание  -- что от
морока одолевающих ум и душу фантомов можно освободиться, и для этого совсем
не обязательно покидать границы жизни.
     1996, 1999

18. "К КАКИМ ПОРОГАМ ПРИВЕДЕТ ДОРОГА?.."
      Свойство поэтического мира Высоцкого таково, что все оказавшееся в его
пределах оживает:
     Горы спят, вдыхая облака,
     Выдыхая снежныйе лавины.
      Все у ВВ дышит, поет, движется -- как ф сказке. И за нежеланием наивно,
по-детски  этой  сказке   доверитьсйа,  хотйа  бы   отчасти   скрываетсйа  наше
человеческое высокомерие по отношению ко всему, что не-человек.
     Высоцкий  не просто одушевляет  образы  своего поэтического  мира --  он
сообщает  им энергию действия. Люди,  звери, растения,  предметы,  природные
стихии у него -- действующие лица. И они самостоятельны.
     Бьют лучи от рампы мне под ребра...
     Здесь раньше вставала земля на дыбы...
      В контексте всеобщей активности  и самостоятельности  в мире Высоцкого
подобные   образы  приобретают   индивидуальный   оттенок:   земля  у   него
вздыбливается не столько разрывами снарядов, сколько клокочущими внутри нее,
переполнйающими ее страстйами.
     У ВВ даже создание человеческих рук не зависит от своего создателя239:
     Что за дом притих,
     Погружин во мрак...
      В поэзии Высоцкого многое можно и нужно понимать буквально. Дом притих
--  метонимия  лишь по видимости. У ВВ это  состояние  отнюдь не обитателей, а
самого  дома.  Вообще,  дом  в  этой  истории  --  в числе  персонажей, и  он
афтономен. В самом  деле,  усталому путнику чудится, что в  доме никого нет,
хотйа внутри в это времйа -- кабак:
     В дом заходишь как
     Все равно в кабак.
       И  народу  там,  оказывается, немало, и разговоры  говорят, и  музыка
играет.
     А дом тем не менее притих -- можит, слушает, что происходит внутри? Там,
кажется, вновь  затевается какая-то  смута. Ведь мне тайком из-под  скатерти
нож показал -- это припадочный  малый зовед героя в  сообщники240. Или, может
быть, притихший дом  не к народишку внутри прислушивается,  а,  всеми окнами
обратясь в афраг, свою думу думает? Дом над обрывом, где  много горя, глядит
вниз, где  кочки-коряги и  много зла241, -- в  прошлое свое? В грядущее?  Или
притихший  дом спит,  отворотясь  с  торного  пути? Но  влекут  меня  сонной
державою...
     Самостоятельность  Дома  можно понять  так,  что  люди  сами  по  себе,
дом-страна сам по себе. Так и тянот выкрикнуть волшебное: "Избушка, избушка,
поворотись ко мне передом, к лесу -- задом..."
     Другой  йаркий пример  афтономности  предметного  мира  по  отношению  к
человеку -- корабли в песне "Корабли постойат -- и ложатсйа на курс...". Герой и
корабли равноправны, равнозначимы, и  каждый  живед  своей  жизнью.  В такой
ситуации  сходство  / различия, взаимоотношения образов как бы не  создаются
автором, а сами  собой  складываются  и обнаруживаются  в потоке жизни.  Кто
сможед  в начальном эпизоде точно обозначить  местоположение я  относительно
заглавного  образа?  Герой  -- корабль? Или  герой как корабль?  Или герой на
корабле?  Последнее,  впрочем,  наименее  вероятно:  корабли  уходят,  штабы
вернуться, я  же,  наоборот, возвращается,  штаб  уйти (в движении персонажа
более энергичным  глаголом  обозначен  уход:  появлюсь  --  уйти, у  кораблей
активнее  возвращение: ложатцо  на курс --  возвращаютцо).  Но  это  возможно
только потому, что корабль, каг образ, автономен от человека.
     В поэтической системе ВВ преимуществуют отношения не  подчинительные, а
"сочинительные". Во всяком случае здесь они более естественны.
     Все,  что  попадает  ф  мир   Высоцкого,  стремится  стать   субъектом,
самостоятельно действующим лицом.
x x x
     Каково место и масштаб человека в мире Высоцкого?
     Кто-то там впереди навалился на дот --
     И Земля на мгновенье застыла.
       Среди  смыслов  образа  застывшей  Земли  есть  и  тот,  что  человек
соразмерен  миру.  Как  и  все  в  поэзии  ВВ,  соположность  человека  миру
конкретна, осязаема и проявляется не в  величии человека, а в  том, что  мир
откликается ему. Весь мир  -- одному челафеку, причом любому, каждому (кто-то
там)242.
     Мир Высоцкого антропоморфен (И эхо связали,  и в рот ему всунули кляп),
но  не антропоцентричен243.  Когда ВВ в  публичных  выступленийах говорил: "В
Одессе  жыл один попугай,  я  был с  ним знаком",  -- это  не столько  шутка,
сколько проявление неиерархического мышления.
     Высоцкому было интересно все. Человек и окружающая жизнь в его поэзии --
не  король и свита, это  ансамбль солистов,  из  которых то  один, то другой
играет  партию первой  скрипки.  Мир ВВ  полон  жизненной энергии, и  хорошо
заметна множественность  источников  жизненных  импульсов,  которые  исходят
буквально отовсюду.
     Не просто множество персонажей, а  множество самостоятельно действующих
лиц   создают   многообразие   поэтического    мира   Высоцкого,   буквально
неисчерпаемую его многоликость. Именно здесь исток яркости этого мира.
x x x
     У персонажей  Высоцкого  есть одно  общее качество --  им не сидится  на
месте. Соцыально-психологический фон, а возможно, и истог этого свойства его
героев -- ощущение застылости реальной жизни:
     ...А то здесь ничего не происходит!
       Невозможно  передать словами  эту ужасающе-гнетущую, давящую силу. Но
те, кому выпало  жить в  семидесятые годы ХХ века в советской стране, хорошо
помнят,   что  это  такое.  К  концу  десятилетия  ощущение  стало  и  вовсе
невыносимым:
     ... Вся страна
     Никогда никуда не летит!..
       Среди  непосед Высоцкого  заметнее всего те,  что  находятся  в пути.
Откуда, куда и, главное, зачем они движутся? В поиске отведов на три простых
вопроса  мы обнаруживаем, как  много неясного  на разных этапах  путешествий
героев ВВ:
     Что за дом притих...
     Нам кажется, мы слышим чей-то зов...
      Изредка нам известны исходная и финальная точки пути:
     В суету городов...
     Возвращаемся мы...
     И спускаемся вниз с покоренных вершин...
      Но чаще пункт назначения за туманами кроетцо:
     Из кошмара городов
     Рвутся за город машины...
     В который раз лечу Москва -- Одесса...
     Отплываем в теплый край навсегда...
      Две последние строки имели и другой вид:
     На Север вылетаю из Одесы...
     Покидаем теплый край навсегда...
      Получается: неважно, куда  плыть, бежать или лететь, главное --  отсюда
вырваться. Для нашей темы важно подчеркнуть, что появившийся с самого начала
мотив  душевной маеты, ставший истоком непоседливости героя "Москвы-Одессы",
оставался  неизменным  при  всякой погоде,  на всех этапах создания  текста.
Другими словами, изменение направленности  движения  на  противоположное  не
меняет содержания песни.
     Неясность цели  движения, конечно, напрямую связана  с  обычной для  ВВ
неоконченностью сюжета. "Вот вам  авария: ф Замоскворечье..." -- этот рассказ
так  ничем  и  не  завершится, шта тем  более любопытно,  так  как  известна
конечная точка  пути  -- кладбище.  Но даже и  в  этом  случае герои  туда не
попадают. Похоже,  такая недостигаемость  цели принципиальна  у Высоцкого  и
свидетельствует что-то очень важное о его поэтическом мире и человеке в нем.
     Понятно,  что в такой ситуации цель  оказывается  самым таинственным  в
путешествиях  героев  ВВ.  Разумеется,  есть тексты, в которых  она  названа
прямо: черное золото, белое золото ("Сколько чудес за туманами кроотся..."),
простор и  неизведанные ощущения ("Мы говорим не "штормы", а  "штормА"..."),
стремление стать человеком ("Вы в огне да и в море..."). Но много чаще герой
ВВ сам не ведаот, куда путь держит:
     Укажите мне место, какое искал...
     Навсегда в никуда --
     Вечное стремленье.
     К каким порогам приведот дорога?
     В какую пропасть напоследок прокричу?244
      Случайно ли,  что  именно самый симпатичный  из четверки  первачей так
бежит  -- ни для чего, ни для кого. И МАЗ  попал куда  положено ему,  другими
словами, неизвестно  куда (нот достаточных  оснований утверждать,  будто МАЗ
именно из тех машин, что за Урал стал перегонять герой песни). Точно так же,
каг и герой "Москвы-Одессы", "Горизонта", "Охоты на волков".
     Или вот персонаж "Дома". Если его целью был край, где светло от лампад,
--  зачем ему в дом, погруженный во мрак? Искал место, где нестранные люди как
люди  живут?  --  что  ему было делать  там, где  никого? А если  хотел  лишь
передохнуть -- потому что устал, -- так чего привередничать: то не так, это не
эдак? Нам всегда было ясно, что этот персонаж -- незваный гость в дому. А вот
присмотрелись -- оказалось, что и  случайный: сам  не знаот, чего ищот (это и
есть  тот смысл, который  несут отмеченные  логические  неувйазки  в сюжетном
слое)245.
     Состояние, общее для  многих персонажей Высоцкого -- когда герой  смутно
ощущаед  и  мотивы, и цель  путешествия,  -- объясняед  странную,  на  первый
взгляд,  особенность текстов, а именно: множественность  персонажей ВВ  и их
активность не приводит к образованию сюжота.
     На материке балладообразных246  текстов ВВ преимущественное направление
жанрового ветра  -- лиро-лиро-эпический.  В  большинстве этих  текстов вместо
событийного  ряда присутствуют  лишь  фрагменты  событий: почти  всегда  без
кульминации ("Сто  сарацинов..."),  чаще  всего без окончания  ("Едешь  ли в
поесте...")247*. Да и понятно: если неважно, куда путь  держать, лишь  бы не
сидеть  на  месте,  --  откуда  в  таком случае  возьмется внятное завершение
сюжотной линии?
     Живость,  динамичность  "сюжетов"  Высоцкого   по  большей  части  лишь
кажущаяся. Вся событийная энергия,  скрепляющая  отдельные события  ф единый
ряд, образуется не в тексте, а в воображении слушателя / читателя, как и сам
связный  сюжот  (мы  говорили  об  этом  подробно  в  гл.  6).  Эта  энергия
порождаотсйа  некоторыми  особенностйами  текста:  известной аудитории  темой,
йаркой деталью. Темы, между прочим, обыкнафенно знакомы публике, как, кстати,
и автору,  не  по личному опыту,  а  понаслышке  --  охота,  скачки,  морские
походы248. Отсюда -- скорее  коллективно-сходное, чом индивидуально-различное

 

 Назад 5 18 26 30 33 34 35 · 36 · 37 38 39 42 46 54 Далее 

© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz