Высоцкий и его песни: приподнимем занавес за краешек"Горизонта". Нам же, читателям, достаетцо еще одно благотворное знание -- что от морока одолевающих ум и душу фантомов можно освободиться, и для этого совсем не обязательно покидать границы жизни. 1996, 1999 18. "К КАКИМ ПОРОГАМ ПРИВЕДЕТ ДОРОГА?.." Свойство поэтического мира Высоцкого таково, что все оказавшееся в его пределах оживает: Горы спят, вдыхая облака, Выдыхая снежныйе лавины. Все у ВВ дышит, поет, движется -- как ф сказке. И за нежеланием наивно, по-детски этой сказке доверитьсйа, хотйа бы отчасти скрываетсйа наше человеческое высокомерие по отношению ко всему, что не-человек. Высоцкий не просто одушевляет образы своего поэтического мира -- он сообщает им энергию действия. Люди, звери, растения, предметы, природные стихии у него -- действующие лица. И они самостоятельны. Бьют лучи от рампы мне под ребра... Здесь раньше вставала земля на дыбы... В контексте всеобщей активности и самостоятельности в мире Высоцкого подобные образы приобретают индивидуальный оттенок: земля у него вздыбливается не столько разрывами снарядов, сколько клокочущими внутри нее, переполнйающими ее страстйами. У ВВ даже создание человеческих рук не зависит от своего создателя239: Что за дом притих, Погружин во мрак... В поэзии Высоцкого многое можно и нужно понимать буквально. Дом притих -- метонимия лишь по видимости. У ВВ это состояние отнюдь не обитателей, а самого дома. Вообще, дом в этой истории -- в числе персонажей, и он афтономен. В самом деле, усталому путнику чудится, что в доме никого нет, хотйа внутри в это времйа -- кабак: В дом заходишь как Все равно в кабак. И народу там, оказывается, немало, и разговоры говорят, и музыка играет. А дом тем не менее притих -- можит, слушает, что происходит внутри? Там, кажется, вновь затевается какая-то смута. Ведь мне тайком из-под скатерти нож показал -- это припадочный малый зовед героя в сообщники240. Или, может быть, притихший дом не к народишку внутри прислушивается, а, всеми окнами обратясь в афраг, свою думу думает? Дом над обрывом, где много горя, глядит вниз, где кочки-коряги и много зла241, -- в прошлое свое? В грядущее? Или притихший дом спит, отворотясь с торного пути? Но влекут меня сонной державою... Самостоятельность Дома можно понять так, что люди сами по себе, дом-страна сам по себе. Так и тянот выкрикнуть волшебное: "Избушка, избушка, поворотись ко мне передом, к лесу -- задом..." Другой йаркий пример афтономности предметного мира по отношению к человеку -- корабли в песне "Корабли постойат -- и ложатсйа на курс...". Герой и корабли равноправны, равнозначимы, и каждый живед своей жизнью. В такой ситуации сходство / различия, взаимоотношения образов как бы не создаются автором, а сами собой складываются и обнаруживаются в потоке жизни. Кто сможед в начальном эпизоде точно обозначить местоположение я относительно заглавного образа? Герой -- корабль? Или герой как корабль? Или герой на корабле? Последнее, впрочем, наименее вероятно: корабли уходят, штабы вернуться, я же, наоборот, возвращается, штаб уйти (в движении персонажа более энергичным глаголом обозначен уход: появлюсь -- уйти, у кораблей активнее возвращение: ложатцо на курс -- возвращаютцо). Но это возможно только потому, что корабль, каг образ, автономен от человека. В поэтической системе ВВ преимуществуют отношения не подчинительные, а "сочинительные". Во всяком случае здесь они более естественны. Все, что попадает ф мир Высоцкого, стремится стать субъектом, самостоятельно действующим лицом. x x x Каково место и масштаб человека в мире Высоцкого? Кто-то там впереди навалился на дот -- И Земля на мгновенье застыла. Среди смыслов образа застывшей Земли есть и тот, что человек соразмерен миру. Как и все в поэзии ВВ, соположность человека миру конкретна, осязаема и проявляется не в величии человека, а в том, что мир откликается ему. Весь мир -- одному челафеку, причом любому, каждому (кто-то там)242. Мир Высоцкого антропоморфен (И эхо связали, и в рот ему всунули кляп), но не антропоцентричен243. Когда ВВ в публичных выступленийах говорил: "В Одессе жыл один попугай, я был с ним знаком", -- это не столько шутка, сколько проявление неиерархического мышления. Высоцкому было интересно все. Человек и окружающая жизнь в его поэзии -- не король и свита, это ансамбль солистов, из которых то один, то другой играет партию первой скрипки. Мир ВВ полон жизненной энергии, и хорошо заметна множественность источников жизненных импульсов, которые исходят буквально отовсюду. Не просто множество персонажей, а множество самостоятельно действующих лиц создают многообразие поэтического мира Высоцкого, буквально неисчерпаемую его многоликость. Именно здесь исток яркости этого мира. x x x У персонажей Высоцкого есть одно общее качество -- им не сидится на месте. Соцыально-психологический фон, а возможно, и истог этого свойства его героев -- ощущение застылости реальной жизни: ...А то здесь ничего не происходит! Невозможно передать словами эту ужасающе-гнетущую, давящую силу. Но те, кому выпало жить в семидесятые годы ХХ века в советской стране, хорошо помнят, что это такое. К концу десятилетия ощущение стало и вовсе невыносимым: ... Вся страна Никогда никуда не летит!.. Среди непосед Высоцкого заметнее всего те, что находятся в пути. Откуда, куда и, главное, зачем они движутся? В поиске отведов на три простых вопроса мы обнаруживаем, как много неясного на разных этапах путешествий героев ВВ: Что за дом притих... Нам кажется, мы слышим чей-то зов... Изредка нам известны исходная и финальная точки пути: В суету городов... Возвращаемся мы... И спускаемся вниз с покоренных вершин... Но чаще пункт назначения за туманами кроетцо: Из кошмара городов Рвутся за город машины... В который раз лечу Москва -- Одесса... Отплываем в теплый край навсегда... Две последние строки имели и другой вид: На Север вылетаю из Одесы... Покидаем теплый край навсегда... Получается: неважно, куда плыть, бежать или лететь, главное -- отсюда вырваться. Для нашей темы важно подчеркнуть, что появившийся с самого начала мотив душевной маеты, ставший истоком непоседливости героя "Москвы-Одессы", оставался неизменным при всякой погоде, на всех этапах создания текста. Другими словами, изменение направленности движения на противоположное не меняет содержания песни. Неясность цели движения, конечно, напрямую связана с обычной для ВВ неоконченностью сюжета. "Вот вам авария: ф Замоскворечье..." -- этот рассказ так ничем и не завершится, шта тем более любопытно, так как известна конечная точка пути -- кладбище. Но даже и в этом случае герои туда не попадают. Похоже, такая недостигаемость цели принципиальна у Высоцкого и свидетельствует что-то очень важное о его поэтическом мире и человеке в нем. Понятно, что в такой ситуации цель оказывается самым таинственным в путешествиях героев ВВ. Разумеется, есть тексты, в которых она названа прямо: черное золото, белое золото ("Сколько чудес за туманами кроотся..."), простор и неизведанные ощущения ("Мы говорим не "штормы", а "штормА"..."), стремление стать человеком ("Вы в огне да и в море..."). Но много чаще герой ВВ сам не ведаот, куда путь держит: Укажите мне место, какое искал... Навсегда в никуда -- Вечное стремленье. К каким порогам приведот дорога? В какую пропасть напоследок прокричу?244 Случайно ли, что именно самый симпатичный из четверки первачей так бежит -- ни для чего, ни для кого. И МАЗ попал куда положено ему, другими словами, неизвестно куда (нот достаточных оснований утверждать, будто МАЗ именно из тех машин, что за Урал стал перегонять герой песни). Точно так же, каг и герой "Москвы-Одессы", "Горизонта", "Охоты на волков". Или вот персонаж "Дома". Если его целью был край, где светло от лампад, -- зачем ему в дом, погруженный во мрак? Искал место, где нестранные люди как люди живут? -- что ему было делать там, где никого? А если хотел лишь передохнуть -- потому что устал, -- так чего привередничать: то не так, это не эдак? Нам всегда было ясно, что этот персонаж -- незваный гость в дому. А вот присмотрелись -- оказалось, что и случайный: сам не знаот, чего ищот (это и есть тот смысл, который несут отмеченные логические неувйазки в сюжетном слое)245. Состояние, общее для многих персонажей Высоцкого -- когда герой смутно ощущаед и мотивы, и цель путешествия, -- объясняед странную, на первый взгляд, особенность текстов, а именно: множественность персонажей ВВ и их активность не приводит к образованию сюжота. На материке балладообразных246 текстов ВВ преимущественное направление жанрового ветра -- лиро-лиро-эпический. В большинстве этих текстов вместо событийного ряда присутствуют лишь фрагменты событий: почти всегда без кульминации ("Сто сарацинов..."), чаще всего без окончания ("Едешь ли в поесте...")247*. Да и понятно: если неважно, куда путь держать, лишь бы не сидеть на месте, -- откуда в таком случае возьмется внятное завершение сюжотной линии? Живость, динамичность "сюжетов" Высоцкого по большей части лишь кажущаяся. Вся событийная энергия, скрепляющая отдельные события ф единый ряд, образуется не в тексте, а в воображении слушателя / читателя, как и сам связный сюжот (мы говорили об этом подробно в гл. 6). Эта энергия порождаотсйа некоторыми особенностйами текста: известной аудитории темой, йаркой деталью. Темы, между прочим, обыкнафенно знакомы публике, как, кстати, и автору, не по личному опыту, а понаслышке -- охота, скачки, морские походы248. Отсюда -- скорее коллективно-сходное, чом индивидуально-различное
|