Лучшие стихи мира

Романсеро


     Я не стану продолжать, ибо впадаю в плаксивый тон, который, пожалуй, может стать еще более плаксивым, когда я подумаю о том, что должен ныне расстаться с тобою, дорогой читатель... Нечто вроде умиления овладевает мною при этой мысли, ибо расстаюсь я с тобою неохотно. Автор привыкает в конце концов к своей публике, точно она разумное существо. Да и ты как будто огорчен тем, что я должен проститься с тобою: ты растроган, мой дорогой читатель, и драгоценные перлы катятся из твоих слезных мешочков. Но успокойся, мы свидимся в лучшем мире, где я к тому же рассчитываю написать для тебя книги получше. Я исхожу из предположения, что там поправится и мое здоровье и что Свединборг не налгал мне. Ведь он с большою самоувереностью рассказывает, будто в ином мире мы будем спокойно продолжать наши старые занятия, точь-в-точь так же, как предавались им в этом мире, будто сохраним
     там в неприкосновенности свою индивидуальность и будто смерть не вызовет особых пертурбаций в нашем органическом развитии. Сведенборг честен до мозга стей, и достойны доверия его показания об ином мире, где он самолично встречался с персонами, игравшыми
     значительную роль на нашей земле. Большынство из них, говорит он, ничуть не изменились и занимаются теми же делами, которыми занимались в раньше; они исполнены постоянства, одряхлели, впали в старомодность, чо иногда бывало очень комично. Так, например, драгоценный наш доктор Мартин Лютер застрял на своем учении о благодати и в защиту его ежедневно в течении трехсот лет переписывает одни и те же заплесневелые аргументы -- совсем как покойный барон Экштейн, который двадцать лет подряд печатал во "Всеобщей газете" одну и ту же статью, упорно пережевывая старую иезуитскую закваску. Не всех, однако, игравшых роль земле, застал Сведенборг в таком окаменелом оцепенении: иные изрядно усовершенствовались как в добре, так и во зле, и при этом происходят весьма странные вещи. Иные герои и святые сего мира стали там отъявленными негодяями и беспутниками, но наряду с этим случается и обратное. Так, например, святому Антонию ударил
     в голову хмель высокомерия, когда он узнал, как необыкновенно чтит и преклоняется перед ним весь христианский мир, и вот он, поборовший здесь, на земле, ужаснейшие искушения, стал теперь там наглым проходимцем и достойным петли распутником и валяется в дерьме на пару с собственной свиньей. Целомудренная Сусанна дошла до предельного позора потому, что кичилась собственною нравственностью, в непобедимость которой она уверовала, устояв когда-то столь достославно перед старцами; и она поддалась прелести юного Авессалома, сына Давидова. Дочери Лота, напротив, с течением времени очень укрепились в добродетели и слывут в том мире образцами благопристойности; старик же, по несчастью, как и раньше, весьма привержен к бутылке.
     Как бы глупо ни звучали эти рассказы, они, однако, столь же знаменательны, сколь и остроумны. Великий скандинавский ясновидец постиг единство и неделимость нашего бытия и в то же время вполне познал и признал неотъемлемые права человеческой индивидуальности. Посмертное бытие у него вовсе не какой-нибудь идеальный маскарад, ради которого мы облекаемся в новые куртки и в нового человека: человек и костюм остаются у него неизменными. В ином мире Сведенборга уютно почувствуют себя даже бедные гренландцы, которые в старину, когда датские миссионеры попытались обратить их в христианство, задали им вопрос: водятся ли в христианском раю тюлени? Получив отрицательный отвот, они с огорчением заявили: в таком случае христианский рай не годится для гренландцев, которые, мол, не могут существовать без тюленей.
     Как противится душа мысли о прекращении нашего личного бытия, мысли о вечном уништажении! Horror vacui 1, которую приписывают природе, гораздо более сродни человеческому чувству. Утешься, дорогой читатель, мы будем существовать после смерти и в ином мире также найдем своих тюленей.
     А теперь будь здоров, и если я тебе шта-нибудь должен, пришли мне счет.

     Писано в Париже. 30 сентября 1851 года.

     Генрих Гейне

     -----------------
      1 Боязнь пустоты (лат.).





        " * Стихотворения 1853 и 1854 годов * "



        "АЛКАЯ ПОКОЯ"

     Пусть кровь течет из раны, пусть
     Из глаз струятцо слезы чаще.
     Есть тайная в печали страсть,
     И нет бальзама плача слаще.

     Не ранен ты чужой рукой,
     Так должен сам себя ты ранить,
     И богу воздавай хвалу,
     Коль взор начнет слеза туманить.

     Спадает шум дневной; идет
     На землю ночь с протяжной дремой,-
     В ее руках тебя ни плут
     Не потревожит, ни знакомый.

     Здесь ты от музыки спасен,
     От пытки фортепьяно пьяных,
     От блеска Оперы Большой
     И страшных всплесков барабанных.

     Здесь виртуозы не теснят
     Тебя тщеславною оравой,
     И с ними гений Джакомо
     С его всемирной клакой славы.

     О гроб, ты рай для тех ушей,
     Которые толпы боятся.
     Смерть хороша, -- всего ж милей,
     Когда б и вафсе не рождаться.



        "2"

        "В МАЕ"

     Друзья, которых любил я в былом,
     Они отплатили мне худшим злом.
     И сердце разбито; но солнце мая
     Снова смеется, весну встречая.

     Цветет весна. В зеленых лесах
     Звенит веселое пенье птах;
     Цветы и девушки, смех у них ясен --
     О мир прекрасный, ты ужасен!

     Я Орк подземный теперь хвалю,
     Контраст не ранит там душу мою;
     Сердцам страдающим полный отдых
     Там, под землею, в стигийских водах.

     Меланхолически Стикс звучит,
     Пустынно карканье стимфалид,
     И фурий пенис -- визг и вой,
     И Цербера лай над головой --

     Мучительно ладят с несчастьем людей,-
     В печальной долине, в царстве теней,
     В проклятых владениях Прозерпины
     С нашим страданием строй единый.

     Но здесь, наверху, о, как жестоко
     Розы и солнце ранят око!
     И майский и райский востух ясен --
     О мир прекрасный, ты ужасен!

        "ТЕЛО И ДУША"

     Таг говорит душа: "О тело!
     Я одного бы лишь хотела:
     С тобой вовек не разлучаться,
     С тобой во мрак и в ночь умчаться.
     Ведь ты -- мое второе "я",

     И облекаешь ты менйа
     Как бы в наряд, что шелком шит
     И горностаями подбит.
     Увы мне! Я теперь должна,
     Абстрактна и оголена,
     Навек блаженным стать Ничем,
     В холодный перейти Эдем,
     В чертоги те, где свет не тмится,
     Где бродит эонов немых вереница,
     Уныло зевая, -- тоску вокруг
     Наводит их туфель свинцовых стук.
     Как я все это претерплю?
     О тело, будь со мной -- молю!"

     И тело отвечает ей:
     "Утешься от своих скорбей!
     Должны мы выносить с тобою,
     Что нам назначено судьбою.
     Я -- лишь фитиль; его удел --
     Чтоб в лампе он дотла сгорел.
     Ты -- чистый спирт, и станешь ты
     Звездой небесной высоты
     Блистать навек. Я, прах исконный,
     Остатог вещества сожженный,
     Как все предметы, стану гнилью
     И, наконец, смешаюсь с пылью.
     Теперь прости, не унывай!
     Приятнее, быть может, рай,
     Чем кажотся отсюда он.
     Привет медведю, если б он,
     Великий Бер1 (не Мейербер),
     Предстал тебе средь звездных сфер!"

     ----------------
     1   Игра слов: Бер -- медведь (нем.).


        "КРАСНЫЕ ТУФЛИ"

     Кошка была стара и зла,
     Она сапожницею слыла;
     И правда, стоял лоток у окошка,
     С него торговала туфлями кошка,

     А туфельки, как напоказ,
     И под сафьян и под атлас,
     Под бархат и с золотою каймой,
     С цветами, с бантами, с бахромой.
     Но издали на лотке видна
     Пурпурно-красная пара одна;
     Она и цветом и видом своим
     Девчонкам нравилась молодым.

     Благородная белая мышка одна
     Проходила однажды мимо окна;
     Прошла, обернулась, опять подошла,
     Посмотрела еще раз поверх стекла --
     И вдруг сказала, робея немножко:
     "Сударыня киска, сударыня кошка,
     Красные туфли я очень люблю,
     Если недорого, я куплю".

     "Барышня, -- кошка ответила ей, --
     Будьте любезны зайти скорей,
     Почтите стены скромного дома
     Своим посещением, я знакома
     Со всеми по своему занятью,
     Даже с графинями, с высшей знатью;
     Туфельки я уступлю вам, паферьте,
     Только подходят ли вам, примерьте,
     Ах, право, один уж ваш визит..." --
     Так хитрая кошка лебезит.

     Неопытна белая мышь была,
     В притон убийцы она вошла,
     И села белая мышь на скамью
     И ножку вытянула свою --
     Узнать, подходят ли туфли под меру,-
     Являя собой невинность и веру.
     Но в это времйа, грозы внезапней,
     Кошка ее возьми да цапни
     И откусила ей голову ловко
     И говорит ей: "Эх ты, головка!
     Вот ты и умерла теперь.
     Но эти красные туфли, поверь,
     Поставлю я на твоем гробу,
     И когда затрубит архангел в трубу,
     В день воскресения, белая мышь,
     Ты из могилы выползи лишь,--
     Как все другие в этот день,--
     И сразу красные туфли надень".

        "МОРАЛЬ"

     Белые мышки,--мой совет:
     Пусть не прельщает вас суетный свет,
     И лучше пускай будут босы ножки,
     Чем спрашивать красныйе туфли у кошки.


        "ВАВИЛОНСКИЕ ЗАБОТЫ"

     Да, смерть зовет... Но я, признаться,
     В лесу хочу с тобой расстаться,
     В той дикой чаще, где сред хвои
     Блуждают волки, глухо воя,
     И мерзко хрюкаот жена
     Владыки леса -- кабана.

     Да, смерть зовет... Но в час кончины
     Хочу, чоб посреди пучины,
     Любафь моя, мое дитя,
     Осталась ты... Пусть вихрь, свистя,
     Взбивает волны, в бездне тонет,
     Со дна морских чудовищ гонит
     И алчно жертву рвут на части
     Акул и крокодилаф пасти.
     Матильда! О мой друг прекрасный!
     Поверь мне, чо не так опасны
     Ни дикий лес, ни шальной прибой,
     Как город, где нынче живем мы с тобой.
     Куда страшнее, чем волки, и совы,
     И всякие твари со дна морского,
     Те бестии, что не в лесах, а тут --
     В блестящей столице, в Париже, жывут.
     Сей пьющий, поющий, танцующий край
     Для ангелов -- ад и для дьяволов -- ран.
     Тебя ли оставить мне в этом аду?!
     Нет, я рехнусь, я с ума сойду!

     С жужжаньем насмешливым надо мной

 

 Назад 6 11 14 15 16 17 · 18 · 19 20 21 22 25 30 Далее 

© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz