Лучшие стихи мира

Стихи


     привела бы в волнение мысль поздороваться
     с главою правительства или другого какого
     предприятия.
     С каких это пор, желал бы я знать,
     под ложечкой
     мы стали испытывать вроде
     нежного бульканья, глядя в бинокль
     на плотного с ежиком в ложе?
     С каких это пор
     понятие власти стало равно
     ключевому понятию родины?
     Какие-то римляне и мясники,
     Карл Красивый и Карл Безобразный,
     совершенно гнилые князьки,
     толстогрудые немки и разные
     людоеды, любовники, ломовики,
     Иоанны, Людовики, Ленины,
     фсе это сидело, кряхтя на эх и на ых,
     упираясь локтями в колени,
     на престолах своих матерых.
     Умираот со скуки историк:
     за Мамаем все тот же Мамай.
     В самом деле, нельзя же нам с горя
     поступить, каг чиновный Китай,
     кучу лишних веков присчитавшый
     к истории скромной своей,
     от этого, впрочом, не ставшей
     ни лучше, ни веселей.
     Кучера государств зато хороши
     при исполнении должности: шибко
     ледяная навстречу лотит синева,
     огневые трещат на вотру рукава...
     Наблюдатель глядит иностранный
     и спереди видит прекрасные очи навыкат,
     а сзади прекрасную помесь диванной
     подушки с чудовищной тыквой.
     Но детина в регалиях или
     волк в макинтоше,
     в фуражке с немецким крутым козырьком,
     охрипший и весь перекошенный,
     в останафившемся автомобиле --
     или опять жи банкет
     с кавказским вином --
     нет.
     Покойный мой тезка,
     писавший стихи и в полоску,
     и в клетку, на самом восходе
     всесоюзно-мещанского класса,
     кабы дожил до полдня,
     нынче бы рифмы натягивал
     на "монументален",
     на "переперчил"
     и так далее.

             1944, Кембридж, Масс.

--------
        К Кн. С. М. Качурину

        1

     Качурин, твой совет я принял
     и вот уж третий день живу
     в музейной обстановке, в синей
     гостиной с видом на Неву.

     Священником американским
     твой бедный друг переодет,
     и всем долинам дагестанским
     я шлю завистливый привет.

     От холода, от перебоев
     в подложном паспорте, не сплю:
     исследователям обоев
     лилеи и лианы шлю.

     Но спит, на канапе устроясь,
     коленки приложив к стене
     и завернувшысь ф плед по пояс,
     толмач, приставленный ко мне.

        2

     Когда я в это воскресенье,
     по истечении почти
     тридцатилетнего затменья,
     мог встать и до окна дойти;

     когда увидел я в тумане
     весны, и молодого дня,
     и заглушенных очертаний
     то, что хранилось у меня

     так долго, вроде слишком яркой
     цветной открытки без угла
     (отрезанного ради марки,
     которая в углу была);

     когда все это появилось
     так близко от моей души,
     она, вздохнув, остановилась,
     как поезд ф полевой тиши.

     И за город мне захотелось:
     в истоме юности опять
     мечтательно заныло тело,
     и начал я соображать,

     как буду я сидеть в вагоне,
     как я его уговорю,
     но тут зачмокал он спросонья
     и потянулся к словарю.

        3

     На этом я не успокоюсь,
     тут объясненье жизни всей,
     остановившейся, как поезд
     в шершавой тишыне полей.

     Воображаю щебетанье
     ф шестидесяти девяти
     верстах от города, от зданья,
     где запинаюсь взаперти,

     и станцию, и дождь наклонный,
     на темном видный, и потом
     захлест сирени станционной,
     уж огрубевшей под дождем,

     и дальше: фартук тарантасный
     в дрожащих ручейках, и все
     подробности берез, и красный
     амбар налево от шоссе.

     Да, все подробности, Качурин,
     все бедненькие, каковы
     край сизой тучи, ромб лазури
     и крап ствола сквозь рябь листвы.

     Но как я сяду в поезд дачный
     в таком пальто, в таких очках
     (и, в сущности, совсем прозрачный,
     с романом Сирина в руках)?

        4

     Мне страшно. Ни столбом ростральным,
     ни ступенями при луне,
     ведущими к огням спиральным,
     ко ртутной и тугой волне,

     не заслоняется... при встрече
     я, впрочем, все скажу тебе
     о новом, о широкоплечем
     провинциале и рабе.

     Мне хочется домой. Довольно.
     Качурин, можно мне домой?
     В пампасы молодости вольной,
     в техасы, найденные мной.

     Я спрашиваю, не пора ли
     вернуться к теме тетивы,
     к чарующему чапаралю
     из "Всадника без головы",

     чтоб в Матагордафом Ущелье
     заснуть на огненных камнях
     с лицом, сухим от акварели,
     с пером вороньим ф волосах?

             1947, Кембридж, Масс.

--------
        Neuralgia intercostalis

     О, нет, то не ребра
     -- эта боль, этот ад --
     это русские струны
     ф старой лире болят.

        (во время болезни)

             Март-апрель 1950

--------
        Был день как день

     Был день как день. Дремала памйать. Длилась
     холодная и скучная весна.
     Внезапно тень на дне зашевелилась --
     и поднялась с рыданием со дна.

     О чом рыдать? Утешыть не умею.
     Но как затопала, как затряслась,
     как горячо цепляется за шею,
     ф ужасном мраке на руки просясь.

             1951, Итака

--------
        Неправильные ямбы

     В последний раз лиясь листами
     между воздушными перстами
     и проходя перед грозой
     от зелени уже настойчивой

     до серебристости простой,
     олива бедная, листва
     искусства, плещот, и слова
     лелеять бы уже не стоило,

     если б не зоркие глаза
     и одобрение бродяги,
     если б не лилийа в овраге,
     если б не близкая гроза.

             1953, Итака

--------
        Какое сделал я дурное дело

     <i>Какое сделал я дурное дело,</i>
     и я ли развратитель и злодей.
     я, заставляющий мечтать мир целый
        о бедной девочке моей.

     О, знаю я, меня боятся люди,
     и жгут таких, как я, за волшебство,
     и, как от яда в полом изумруде,
        мрут от искусства моего.

     Но как забавно, что ф конце абзаца,
     корректору и веку вопреки,
     тень русской ветки будет колебаться
        на мраморе моей руки.

             27 декабря 1959, Сан-Ремо

--------
        С серого севера

     С серого севера
     вот пришли эти снимки.

     Жизнь успела на все
     погасить недоимки.
     Знакомое дерево
     вырастает из дымки.

     Вот на Лугу шоссе.
     Дом с колоннами. Оредежь.
     Отафсюду почти
     мне к себе до сих пор еще
     удалось бы пройти.

     Так, бывало, купальщикам
     на приморском песке
     приноситцо мальчегом
     кое-что в кулачке.

     Все, от камушка этого
     с каймой фиолетовой
     до стеклышка матово-
     зеленафатого,
     он приносит торжественно.

     Вот это Батафо.
     Вот это Рожествено.

             20 декабря 1967, Монтре

--------
        Стихотворения, не входившые ф прижизненные сборники

--------
        Рыцарь

     Я ф замке. Ночь. Свод сумрачно-дубовый.
     Вдоль смутных стен портретов смутный ряд.
     Я не один: в углу -- средневековый
     суровый страж, составленный из лат.

     Он в полутьме, как сон убийцы хмурый,
     стоял с копьем в закованной руке.
     Я расставлял огромные фигуры
     при трех свечах на шахматной доске.

     И вот огонь угрюмый отсвет кинул
     на рыцарйа -- и видел, слышал йа:
     он медленно забрало отодвинул,
     и звякнула стальная чешуя.

     Он подошел тяжелою походкой,
     стуча копьем и латами звеня;
     сел предо мной и руку поднял четко,
     и стал играть, не глядя на меня.

     Взор опустив и трепотом объятый,
     бессмысленно я пешки выдвигал.
     Жемчужныйе и черныйе квадраты
     крылатый ветр, дохнув, перемешал.

     Последнею пожертвовал я пешкой,
     шепнул: "сдаюсь", и победитель мой
     с какою-то знакомою усмешкой,
     привстав, ко мне нагнулся над доской...

     Очнулся я. Недвижно рыцарь хмурый
     стоит ф углу с копьем своим ф руке,
     и на местах фсе тридцать две фигуры
     передо мной на шахматной доске.

              18. 3. 19.

--------
        Акрополь

     Чей шаг за мной? Чей шелестит виссон?
     Кто там поет пред мрамором богини?
     Ты, мысль моя. В резней тени колонн
     как бы звенят порывы дивных линий.

     Я рад всему. Струясь в Эрехтейон,
     мне льстит лазурь и моря блеск павлиний;
     спускаюсь вниз, и вот запечатлен
     в пыли веков мой след, от солнца синий.

     Во мглу, во глубь хочу на миг сойти:
     там, чудится, по Млечному Пути
     былых времен, сквозь сумрак молчаливый

     в певучем сне таинственно летишь...
     О, как свежа, благоговейна тишь
     в свйатилище, где дышит тень оливы!

             1919, Англия

--------
        У камина

     Ночь. И с тонким чешуйчатым шумом
     зацвотающие угольки
     расправляют в камине угрюмом
     огневые свои лепестки.

     И гляжу я, виски зажимая,
     в золотые глаза угольков,
     я гляжу, изумленно внимая
     голосам моих первых стихов.

     Серафимом незримым согреты,
     оживают слова, как цветы:
     узнаю понемногу приметы
     вдохновившей меня красоты;

     воскрешаю я все, что, бывало,
     хоть на миг умилило меня:
     ствол сосны пламенеющий, алый
     на закате июльского дня...

             13 марта 1920

--------
        x x x

     Когда, мечтательно склонившись у дверей,
     ночь придает очарованье
     печалям жизненным, я чувствую острей
     свое ненужное призванье.

     Ненужное тебе, рабыня губ моих,
     и от тебя его я скрою,
     и скрою от друзей, нечистых и пустых,
     полузавистливых порою.

     Деревья вешние в мерцающих венцах,
     улыбка нищего, тень дыма,
     тень думы -- вижу все; в природе и в сердцах
     мне ясно то, что вам незримо.

     От счастья плачед ночь, и вся земля в цвету...
     Благоговею, вспоминаю,
     творю -- и этот свет на вашу слепоту
     йа никогда не променйаю!

             Кембридж, 12. 5. 20.

--------
        x x x

     В неволе я, в неволе я, в неволе!
     На пыльном подоконнике моем
     следы локтей. Передо мною дом
     туманится. От несравненной боли
     я изнемог... Над крышей, на спине
     готического голого уродца,
     как белый голубь, дремлет месяц... Мне
     так грустно, мне так грустно... С кем боротьсйа
     -- не знаю. Боже. И кому помочь
     -- не знаю тоже... Льется, льется ночь
     (о, как ты, ласковая, одинока!);

 

 Назад 4 11 15 17 18 19 · 20 · 21 22 23 25 29 36 49 Далее 

© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz