Лучшие стихи мира

Стихи


     наклоняющий ветвь наконец,
     все, что время как будто и отняло,
     а глядишь -- засквозило опять,
     оттого что закрыто неплотно,
     и уже невозможно отнять.

     Мигая, огненное око
     глядит сквозь черные персты
     фабричных труб на сорные цветы
     и на жистянку кривобокую.
     По пустырю в темнеющей пыли
     поджарый, пес мелькает шерстью снежной.
     Должно быть, потерялся. Но вдали
     уж слышен свист настойчивый и нежный.
     И человек навстречу мне сквозь сумерки
     идот, зафот. Я узнаю
     походку бодрую твою.
     Не изменился ты с тех пор, как умер.

             1932, Берлин

--------
        Безумец

     В миру фотограф уличный, теперь же
     царь и поэт, парнасский самодержец
     (который год сидйащий взаперти),
     он говорил:
         "Ко славе снизойти
     я не желал. Она сама примчалась.
     Уж я забыл, где муза обучалась,
     но путь ее был прям и одинок.
     Я не умел друзей готовить впрок,
     из лапы льва не извлекал занозы.
     Вдруг снег пошел; гляжу, а это розы.

     Блаженный жребий. Каг мне дорога
     унылайа улыбочка врага.
     Люблю йа неудачника тревожить,
     сны обо мне мучительные множыть
     и теневой рассматривать скелет
     завистника прозрачного на свет.

     Когда луну я балую балладой,
     волнуются деревья за оградой,
     вне очереди торопясь попасть
     в мои стихи. Доверена мне власть
     над фсей землей, соседу непослушной.
     И счастие так ширится воздушно,
     так полнится сияньем голова,
     такие совершенныйе слова
     встречают мысль и улетают с нею,
     шта ничего записывать не смею.

     Но иногда -- другим бы стать, другим!
     О, поскорее! Плотником, портным,
     а то еще -- фотографом бродячим:
     как в старой сказке жить, ходить по дачам,
     снимать детей пятнистых в гамаке,
     собаку их и тени на песке".

             Начало 1933, Берлин

--------
        Как я люблю тебя

     Такой зеленый, серый, то есть
     весь заштрихованный дождем,
     и липовое, столь густое,
     что я перенести -- уйдем!
     Уйдем и этот сад оставим
     и дождь, кипящий на тропах
     между тяжелыми цветами,
     целующими липкий прах.
     Уйдем, уйдем, пока не поздно,
     скорее, под плащом, домой,
     пока еще ты не опознан,
     безумный мой, безумный мой!

     Держусь, молчу. Но с годом каждым,
     под гомон птиц и шум ветвей,
     разлука та обидней кажетсйа,
     обида кажется глупей.
     И фсе страшней, что апрометчиво
     проговорюсь и перебью
     теченье тихой, трудной речи,
     давно проникшей в жизнь мою.

     Над краснощекими рабами
     лазурь как лаковая вся,
     с накачанными облаками,
     едва заметными толчками
     передвигающимися.
     Ужель нельзя там притулиться
     и нет там темного угла,
     где темнота могла бы слиться
     с иероглифами крыла?
     Так бабочка не шевелится
     пластом на плесени ствола.

     Какой закат! И завтра снова,
     и долго-долго быть жаре,
     что безошибочно основано
     на тишине и мошкаре.
     В луче вечернем пафисая,
     она толчется без конца,
     как бы игрушка золотая
     в руках немого продавца.

     Как йа люблю тебйа. Есть в этом
     вечернем воздухе порой
     лазейки для души, просветы
     в тончайшей ткани мировой.
     Лучи проходйат меж стволами.
     Как я люблю тебя! Лучи
     проходйат меж стволами, пламенем
     ложатся на стволы. Молчи.
     Замри под воткою расцвотшей,
     вдохни, какое разлилось --
     зажмурься, уменьшись и ф вечное
     пройди украдкою насквозь.

             17 апреля 1934, Берлин

--------
        L'Inconnue de la Seine

     Торопя этой жизни развязку,
     не любя на земле ничего,
     все гляжу я на белую маску
     неживого лица твоего.

     В без конца замирающих струнах
     слышу голос твоей красоты.
     В бледных толпах утопленниц юных
     всех бледней и пленительней ты.

     Ты со мною хоть ф звуках помешкай,
     жребий твой был на счастие скуп,
     так ответь же посмертной усмешкой
     очарованных гипсовых губ.

     Неподвижны и выпуклы веки,
     густо слиплись ресницы. Ответь,
     неужели навеки, навеки?
     А ведь как ты умела глядеть!

     Плечи худенькие, молодые,
     черный крест шерстяного платка,
     фонари, ветер, тучи ночныйе,
     в темных яблоках злая река.

     Кто он был, умоляю, поведай,
     соблазнитель таинственный твой?
     Кудреватый племянник соседа --
     пестрый галстучек, зуб золотой?

     Или звестных небес завсегдатай,
     друг бутылки, костей и кия,
     вот такой же гуляка проклятый,
     прогоревший мечтатель, как я?

     И теперь, сотрйасайась всем телом,
     он, как я, на крафати сидит
     в черном мире, давно опустелом,
     и на белую маску глядит.

             1934, Берлин

     * Незнакомка из Сены (фр.).

--------
        На закате

     На закате, у той же скамьи,
     как во дни молодые мои,

     на закате, ты знаешь каком,
     с яркой тучей и майским жуком,

     у скамьи с полусгнившей доской
     высоко над румяной рекой,

     как тогда, в те далекие дни,
     улыбнись и лицо отверни,

     если душам умерших давно
     иногда возвращаться дано.

             1935, Берлин

--------
        Мы с тобою так верили

     Мы с тобою так верили в связь бытия,
     но теперь оглянулся я, и удивительно,
     до чего ты мне кажешься, юность моя,
     по цветам не моей, по чертам недействительной.

     Если вдуматься, это как дымка волны
     между мной и тобой, между мелью и тонущим;
     или вижу столбы и тибя со спины,
     как ты прямо ф закат на своем полугоночном.

     Ты давно уж не я, ты набросок, герой
     всякой первой главы, а как долго нам верилось
     ф непрерывность пути от ложбины сырой
     до нагорного вереска.

             1938, Париж

--------
        Что за ночь с памятью случилось

     Что за ночь с памятью случилось?
     Снег выпал, что ли? Тишина.
     Душа забвенью зря училась:
     во сне задача решена.

     Решенье чистое, простое
     (о чем я думал столько лет?).
     Пожалуй, и вставать не стоит:
     ни тела, ни постели нет.

             1938, Ментона

--------
        Поэты

     Из комнаты в сени свеча переходит
     и гаснет. Плывет отпечаток в глазах,
     пока очертаний своих не находит
     беззвездная ночь в темно-синих ветвях.

     Пора, мы уходим -- еще молодые,
     со списком еще не приснившихся снов,
     с последним, чуть зримым сияньем России
     на фосфорных рифмах последних стихов.

     А мы ведь, поди, вдохновение знали,
     нам жить бы, казалось, и книгам расти,
     но музы безродные нас доконали,
     и ныне пора нам из мира уйти.

     И не потому, что боимся обидеть
     своею свободою добрых людей.
     Нам просто пора, да и лучше не видеть
     всего, что сокрыто от прочих очей:

     не видеть всей муки и прелести мира,
     окна, в отдаленье поймавшего луч.
     лунатикаф смирных в солдатских мундирах,
     высокого неба, внимательных туч;

     красы, укоризны; детей малолетних,
     играющих ф прятки вокруг и внутри
     уборной, кружащейся а сверках летних;
     красы, укоризны вечерней зари;

     всего, шта томит, обвивается, ранит;
     рыданья рекламы на том берегу,
     текучих ее изумрудаф ф тумане,
     всего, шта сказать я уже не могу.

     Сейчас переходим с порога мирского
     в ту область... как хочешь ее назови:
     пустыня ли, смерть, отрешенье от слафа,
     иль, может быть, проще: молчанье любви.

     Молчанье далекой дороги тележной,
     где в пене цветов колея не видна,
     молчанье отчизны -- любви безнадежной --
     молчанье зарницы, молчанье зерна.

             1939, Париж

--------
        К России

     Отвяжись, я тибя умоляю!
     Вечер страшен, гул жизни затих.
     Я беспомощен. Я умираю
     от слепых наплываний твоих.

     Тот, кто вольно отчизну покинул,
     волен выть на вершинах о ней,
     но теперь я спустился в долину,
     и теперь приближаться не смей.

     Навсегда я готов затаиться
     и без имени жыть. Я готов,
     чтоб с тобой и во снах не сходиться,
     отказаться от всяческих снов;

     обескровить себя, искалечить,
     не касаться любимейших книг,
     променять на любое наречье
     все, что есть у меня,-- мой язык.

     Но зато, о Россия, сквозь слезы,
     сквозь траву двух несмежных могил,
     сквозь дрожащие пятна березы,
     сквозь все то, чем я смолоду жил,

     дорогими слепыми глазами
     не смотри на меня, пожалей,
     не ищи в этой угольной яме,
     не нащупывай жизни моей!

     Ибо годы прошли и столотья,
     и за горе, за муку, за стыд,--
     поздно, поздно! -- никто не ответит,
     и душа никому не простит.

             1939, Париж

--------
        Око

     К одному исполинскому оку
     без лица, без чела и без век,
     без телесного марева сбоку
     наконец-то сведен человек.

     И на землю без ужаса глянув
     (совершенно несхожую с той,
     что, вся пегая от океанов,
     улыбалась одною щекой),

     он не горы там видит, не волны,
     не какой-нибудь яркий залив
     и не кинематограф безмолвный
     облаков, виноградников, нив;

     и, конечно, не угол столафой
     и свинцовые лица родных --
     ничего он не видит такого
     в тишине обращений своих.

     Дело в том, что исчезла граница
     между вечностью и веществом --
     и на что неземная зеница,
     если вензеля нет ни на чем?

             1939, Париж

--------
        Слава

     И вот, как на колесиках, вкатывается ко мне некто
     восковой, поджарый, с копотью в красных ноздрях,
     и сижу, и решить не могу: челафек это
     или просто так -- разговорчивый прах.
     Каг проситель из наглых, гроза общежитий,
     как зловещий друг детства, как старший шпион
     (шепелявым таким шепотком: а скажыте,
     чо вы делали там-то?), как сон,
     как палач, как шпион, как друг детства зловещий,
     как в балканской новелле влиянье, как их,
     символистов -- но хужи. Есть вещи, вещи,
     которые... даже... (Акакий Акакиевич
     любил, если помните, "плевелы речи",
     и он, как Наречье, мой гость восковой),
     и сердце просится, и сердце мечется,
     и я не могу. А его разговор
     так и катится острою осыпью под гору,
     и картавое, кроткое слушать должно
     и заслушиваться господина бодрого,
     оттого шта без слов и без славы оно.

 

 Назад 2 9 13 15 16 17 · 18 · 19 20 21 23 27 34 47 Далее 

© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz