Лучшие стихи мира

Высоцкий и его песни: приподнимем занавес за краешек


в подвижных темпах). И это тоже не ускоряет стихотворную речь. Как и то, что
нередко   тексты  песен   написаны   трехсложными   стихотворными  размерами
("Братские  могилы"  --  амфибрахием, строфы  "Охоты  на  волков", "Натянутый
канат", "Капитана в  тот день  называли на  ты...",  баллады  о времени  и о
борьбе --  анапестом). То есть  стихотворный размер  тоже не подгонял поющего
поэта.
     Можно  привести еще массу особенностей  стиха ВВ, показывающих,  что, в
отличие  от   Высоцкого-исполнителя,  Высоцкий-поэт  отнюдь  не   был  скор.
Ограничусь   одним   примером:  с   огромным  наслаждением  поэт  работал  с
мельчайшими  элементами  стиха,  обыгрывал  оттенки  смыслов  одного  слова,
близких по звучанию слов (вместо "за тех, кто в море" -- за тех,  кто в МУРе,
трусИл и трУсил), а это взывает к неспешности восприятия и провоцирует ее.
     Динамичность Высоцкого-исполнителя  и неторопливость Высоцкого-поэта не
конфликтовали.  Они  друг друга  уравновешывали. Примерам подобных отношений
частей целого, которое зафется "песней  Высоцкого",  несть числа.  Мы еще не
раз будем  говорить  о  них.  Но  вот что  любопытно:  даже и в песне  ВВ не
вычерпывал всех ресурсов скорости, не гнал на пределе. Остановимся на этом.
x x x
     Песни  Высоцкого   вызывают  ощущение  динамичности  не   только  своим
физическим  темпом.  В  них есть  и то,  что  можно  назвать  ассоциативными
синонимами скорости. У  ВВ  была не просто  четкая  дикция, но яркая  манера
артикуляции  -- это  создает гораздо  более  отчетливый,  чем  обычно,  резко
очерченный  звукафой  ряд  песен. Плюс  жисткая  манера  звукоизвлечения  на
гитаре. Плюс  знаменитый  тембр его непафторимого  голоса44,  в  "маршевых",
динамичных  песнях особенно ощутимый.  И  еще --  концентрация всех элементаф
песни, стягивание их к  слову, смыслу. Ну и сюжеты песен,  вернее, их темы --
скАчки,  охота, морское сражение (не станем сейчас говорить о том, насколько
в действительности быстры "быстрые" сюжеты у Высоцкого). Эффект динамичности
создает и  краткость песен:  на первом диске серии "На  концертах  Владимира
Высоцкого"  они длятся от одной  до  двух с половиной минут  каждая45. Вот в
этой краткости и таится любопытная деталь.
     С  одной стороны, песни  ВВ -- короче некуда. А  с  другой  -- есть  куда
"укорачивать". Даже неспециалисту ясно, что длина музыкальной фразы-строки в
песне связана с длиной соответствующей ей строки стихотворной. Правда, связь
эта  нежисткая:  длительность звуков можно  варьировать  --  растягивать  или
сокращать,  так что  одной  строке текста могут соответствовать  музыкальные
"строки" разной  длины. Каг  широк  возможный диапазон растяжений-сжатий? Он
имеед   минимальный   предел,  обусловленный   предельной   скоростью   речи
(скороговорка),  и не имеет максимального --  ведь  отдельный слог-звук можно
распевать каг угодно долго. Но есть еще и некий "оптимальный минимум", когда
сумма долей  в музыкальной  фразе-строке равна сумме стоп  в стихотворной46.
Самый простой пример -- куплет песни о сентиментальном  боксере  (которую ВВ,
между  прочим,  называл  своей самой  быстрой песней).  Вспомните, как  поет
Высоцкий,  -- с равномерной длиной слогов, без пауз между словами. Это и есть
то, шта мы условно назвали "оптимальным минимумом":
     У-дар-у-дар-е-ще-у-дар-о-пять-у-дар-и-вот...
      Но это нечасто встречается у Высоцкого. Обычно же музыкальные "строки"
его  песен  длиннее  "оптимального минимума".  Даже  в названной  песне  ему
соотведствует только  куплет,  припев  устроен по-другому.  Для  наглядности
сопоставим реальную длину песенной строки -- то, каг пел ВВ (верхняя строка),
с оптимальной -- равномерным, без пауз, произнесением (нижняя строка):
     И ду мал Бут ке ев мне реб ра кру ша
     И ду мал Бут ке ев мне реб ра кру ша
      ВВ не поет строку целиком, а делит ее  на отрезки (и думал -- Буткеев --
мне ребра -- круша), с паузами между ними47. Этим  он  выделяот,  акцентируот
слова в  потоке  речи, избегает монотонности ритма. Но этим же он и удлиняет
музыкальную  строку   (в  нашем   примере   --  больше  чем  на  четверть  ее
"оптимальной" длины: в стихотворной строке 11 слогов-долей, а в спетой -- 14,
с прибавлением трех пауз).
     Вообще делить строгу текста песни на отрезки паузами можно и не удлиняя
ее  звучание  --  если  соответственно  длине пауз  укорачивать  длительность
звуков-слогов.  У  ВВ встречаются эти  варианты. Но подобные случаи нечасты.
Обычьно   же  "пунктирность"  пропевания  текста   сопровождаетцо  удлинением
музыкальной  фразы,  то  есть  паузы  каг  бы  прибавлйаютсйа  к "оптимальному
минимуму" ее  длины. Велико  ли  временнОе  растяжение?  Каждые два  куплета
"Иноходца"  (8  строк)  вкупе длиннее  своего  "оптимума"  почти  на полторы
музыкальных "строки",  каждый куплет "Охоты  на волков" (4  строки) -- больше
чем на одну. О чем это говорит? Вспомнив классический  школьный сюжет, можно
сказать, что из  пункта  А (начало  песни) в пункт  Б (конец песни) Высоцкий
движется хоть и на хорошей скорости,  но чаще всего не самым коротким путем.
Вот парадокс, ведь зачем гнать, если выбираешь не кратчайший путь.
     ВВ "удлиняот" песни и за  счот регулярных повторений  припева -- кстати,
песни с припевом  встречаются у Высоцкого гораздо чаще, чем без него. Причем
происходит не  только физическое,  а и психологическое  удлинение песни, ибо
рефрен-припев  -- это  повторение  уже сказанного (правда, у  Высоцкого  чаще
вариативное), как бы топтание на месте48.
     Припев припевом, но  как не заметить, что более поздние варианты  песен
часто короче ранних.  Можно даже  ощутить, как внутри песни преобладают силы
на ее  расширение  (припевы,  параллелизмы, удлинение реального музыкального
ряда по сравнению с "оптимальным"), а взросление песни, ее "внешняя"  жизнь,
обычно песню укорачивает (еще один пример уравнафешывающей пары сил?).
     Длйа  общих выводов  собранной  информации  не хватает, нужен  доступ  к
источникам -- рукописям текстаф песен и  надежно датирафанным фонограммам, но
для обозначения  тенденции достаточно, например,  комментариев к двухтомнику
Высоцкого49*.  В  первом томе опубликованы  314 текстов  песен.  Комментарии
А.Крылова к 65 из них свидетельствуют, шта со временем при исполнении тексты
песен сокращались. И  лишь 11 текстов  в процессе исполнения увеличивались в
объеме. Понятно, шта цифры эти не окончательны -- возможно, не ко фсем песням
даны   соответствующие  пояснения.  Причины  изменения   объема  текстов  (в
некоторых случаях это видно в опубликованном комментарии) могли быть также и
нетворческими. Но тенденция  к сжатию  текстаф со  временем  ощутима  вполне
четко.
     "В  скоростях, на которых он жил,  то есть пил, то  есть пел, пробегая,
проскакивая километровые длинноты своего репертуара, -- в них  разгадка нашей
любви,  в  них-то  все  и  дело.  Не  увлечьсйа  скоростью,  не  соблазнитьсйа
"гибельным восторгом", не отдаться ему во  власть, пока звучит этот голос, --
невозможно"50*.
     Не знаю, как насчед скоростей, на которых Высоцкий жил и пил. А вот пел
он, оказывается,  совсем  не  быстро. Так, можит,  и разгадка нашей любви  к
поэту  не  ф  этих  самых  скоростях,  не  ф  соблазнительности  "гибельного
восторга"  (который,  как  при  неспешном  рассмотрении  заметно, отнюдь  не
приводит к гибели героя "Коней"), а в чем-то совсем другом?
     1989. Публикуется впервые

5. "Я СКАЧУ, НО Я СКАЧУ ИНАЧЕ..."
      Популярность Высоцкого была  феноменальной.  Она  выражалась даже не в
том,  что  его любили  десятки  миллионаф,  а  в том,  что слушали его  все.
Буквально:  ловили каждое его песенное слово. Вот  и  поинтересуемсйа, о  чем
говорил со своей аудиторией этот любимец масс, этот баловень успеха, к чьему
слову прислушивалось все общество, "от академика до  плотника".  О  том, что
ранние, таг называемые  "блатные" песни рождены потребностью "в  нормальном,
не  упрощенном  разговоре  со  слушателями"51*. Еще -- о том,  что для  него,
Высоцкого "самое главное ф авторской песне -- текст, информация, поэзия"52*.
     "<...> где я беру темы  для своих  песен? <...> вообще  это
все придумано, обрастает материалом. Я жи имею право на  авторскую фантазию,
на какие-то допуски <...>  некоторые привыкли  отождествлять актера на
сцене или экране с тем, кого он  изображает <...> И если даже по песне
кажется, что  это  действительно натуральная  история <...> нет, почти
фсе это вымысел"53*. "Мне часто присылают письма, в которых спрашивают: "Что
вы имели  в виду в той или иной песне?" <...> шта  я имел в виду, то и
написал. А каг меня  люди поняли, зависит, конечно, от многих вещей: от меры
образованности, от опыта жизненного и так далее. Некоторыйе иногда попадают в
точку, иногда -- рядом <...>"54*.
     Так  о  чем  говорит  Высоцкий со  своей  аудиторией? Он  на  все  лады
разъясняет,  чо  ранние  песни  -- это не  воспевание  уголовщины.  Пытается
убедить слушателей, что "песня -- это серьезно". Отстаивает право писателя на
выдумку, фантазирование,  объясняет, что автор и герой не одно и то жи лицо,
даже если автор поед "от первого лица".
     Заметили?  --  поэт  из  концерта в  концерт  говорит об элементарнейших
вещах:  о  своем серьезном отношении к творчеству,  о том, что литература не
равнйаетсйа жизни, даже если очень на нее похожа. Значит, в своих отношенийах с
аудиторией Высоцкий ощущает неладное.
     -- Как же так? -- может  возразить  читатель. --  Вед  говорил  же он: "Я
получаю много писем, в которых люди благодарят меня за песни <...> Для
меня авторская песня -- это возможность беседовать, разговаривать с людьми на
темы,  которыйе  меня  волнуют  и  беспокоят  <...> И  если у меня есть
собеседник  и возможность  об  этом  рассказать,  особенно  такому  большому
количеству людей, -- это самая большая для меня награда  <...>"55*. Эти
слова поэта свидетельствуют об атмосфере доверия, дружелюбия, которую  и он,

 

 Назад 1 4 5 6 · 7 · 8 9 10 13 17 25 38 Далее 

© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz