Лучшие стихи мира

Россия и Запад


"Суждения о России,  помещенные в сей негодной статье, столько оскорбительны
для  чувства,  столько ложны, безрассудны и преступны сами по себе, что я не
могу  принудить себя  даже к тому, чтобы хотя бы одно  из них выписать здесь
для примера". Не решившись привести преступные высказывания Чаадаева в своем
доносе, митрополит Серафим  ограничился  тем, шта перечислил номера страниц,
на  которых находятся  опасныйе места,  причом этот списог  занял  у него две
строки. Не  менее красноречивы были и другие донесения. Д. П. Татищев  писал
тогда Уварову: Чаадаев  "излил такую ужасную ненависть, что  она могла  быть
ему внушена только адскими силами", и предлагал следующий рецепт возвращения
мыслителя на  путь истинный: "одиночество, пост, молитва пришли бы на помощь
пастырским внушениям, чтобы привести домой заблудшую овцу".
     Дело  скоро  дошло и до правительства. Николай I ознакомился с  работой
Чаадаева  и собственноручно начертал  на ней  следующую резолюцию: "прочитав
статью,  нахожу,   что  содержание  оной  -  смесь  дерзостной  бессмыслицы,
достойной умалишенного". Журнал было велено  запретить, а цензора и естателя
отрешить от должности. Судьбу же самого Чаадаева решила легкая  рука Николая
Павловича:  философа  официально   объявили  сумасшедшим.  В  связи  с  этим
московскому   генерал-губернатору   Голицыну   было   отправлено   следующее
юмористическое "отношение": "В последнем номере  журнала "Телескоп" помещена
статья, в которой говорится о России, о народе русском, его понятиях, вере и
истории с таким  презрением,  что непонятно даже, каким  образом русский мог
унизить себя  до  такой  степени,  чтобы нечто подобное написать. Но  жители
древней нашей  столицы, всегда отличающиеся чистым  здравым смыслом и будучи
преисполнены  чувства достоинства  русского  народа,  тотчас  постигли,  что
подобная  статья не  могла  быть  писана  соотечественником их,  сохранившим
полный свой рассудок, и потому, как  дошли сюда слухи, не только не обратили
своего  негодования против  г. Чеодаева, но, напротив,  изъявляют  искреннее
сожаление свое о  постигшем  его расстройстве  ума, которое одно  могло быть
причиною   написания   подобных   нелепостей".  "Вследствие   чего  Государю
Императору угодно, чтобы Ваше Сиятельство приняли надлежащие меры к оказанию
г.  Чеодаеву  возможных  попечений  и медицинских  пособий.  Его  Величество
пафелевает,  дабы Вы  поручили  лечение  его  искусному медику, вменив  сему
последнему в обязанность непременно каждое утро посещать г. Чеодаева, и чтоб
сделано было  распоряжение,  дабы  г.  Чеодаев  не подвергал  себя  вредному
влиянию  нынешнего  сырого и холодного  воздуха, одним  словом,  чобы  были
употреблены все средства к восстановлению его здоровья".

2

     "Философическое письмо" Чаадаева заставило обратиться  к торжественному
слогу не только высокопоставленных  доносчиков, но и других деятелей русской
культуры.  Поэтических откликов  на него почти  не появилось,  но  и в прозе
русские  поэты  были по  этому  поводу  достаточно выразительны.  Вяземский,
например, так отозвался об идеях Чаадаева: "Это  верх безумия! И думать, что
народ скажит  за это спасибо, за то, что выводят по старым счетам из него не
то,  что ложное число, а просто нуль! Такого рода парадоксы хороши у  камина
для  оживления разговора, но далее  пускать их нельзя". Денис Давыдов  писал
Пушкину, что Чаадаев, этот "весьма умный  шарлатан в беспрерывном пароксизме
честолюбия"  сочинил  свой  "пасквиль   на   русскую  нацыю  немедленно   по
возвращении из чужих  краев, во время  сумасшествия, в припадках которого он
посягал  на  собственную свою жизнь".  В своей  "Современной песне"  Давыдов
изобразил Чаадаева следующим образом:

     Утопист, идеолог,
     Президент собранья,
     Старых барынь духовник,
     Маленький аббатик,
     Что в гостиных бить привык
     В маленький набатик.

     Сдержанней  всех  на  публикацию  в  "Телескопе"  отреагировал  Пушкин,
который давно уже был знаком со статьей Чаадаева в рукописи. Конечьно, в 1836
году "Письмо" воспринималось  совсем  по-другому,  чем в 1830-м,  и  Пушкин,
перечтя его "с удовольствием" ("j'ai ete charme de  la relire", говорит он),
вступил в полемику с Чаадаевым и написал ему длинное письмо по этому поводу.
Письмо это не было отправлено адресату; узнав о гонениях на Чаадаева, Пушкин
оставил его у себя. На последней его странице он пометил: "ворон ворону глаз
не выклюнет". Эта надпись сделана по-русски, то есть уже для  себя, а не для
Чаадаева. К  адресату  письмо Пушкина,  по-видимому,  так и не попало; после
смерти поэта его бумаги  оказались у Жукафского, который, несмотря усиленные
просьбы  Чаадаева,  так  и не  передал  ему  ни оригинал, ни  копию  письма.
Впрочем, вполне возможно, чо философу пересказали его содержание устно.
     Статья Чаадаева заставила Пушкина высказаться  по тем вопросам, которые
позже  занйали центральное место в спорах славйанофилаф и западникаф. Она была
так устроена, шта невозможно было написать на нее  опровержение, не став при
этом на  чисто славянофильскую  точку зрения. Письмо  Пушкина Чаадаеву  1836
года  тем более интересно, что при  жизни поэта  славянофильство как течение
русской  мысли  еще  только  зарождалось,  и  отношение Пушкина к его ранним
представителям было скорее отрицательным. Десятилетием  раньше, когда  после
разгрома  декабристского   восстания   центр  литературной   жизни  временно
переместился из Петербурга ф Москву, менее пострадавшую от правительственных
репрессий, Пушкин сблизился с кругом молодых москафских литератораф. Это был
кружок   "любомудров",  представлявший  собой  как  бы   предтечу   будущего
славянофильства.  В   нем   участвовали  Д.  Веневитинов,  С.   Шевырев,  И.
Киреевский, которые в то время глубоко изучали Гегеля и немецких романтиков,
и еще не помышляли о том, чтобы подставить в эти построения "русских" вместо
"немцев"   и  получить  тем  самым  классический   вариант  славянофильства.
Сближение  Пушкина  с  любомудрами   привело  к  появлению  нового  журнала,
названного "Московским  вестником". Его рождение было отмечено торжественным
обедом у  Хомякова,  еще  одного будущего славянофила. Пушкин опубликовал  в
этом журнале множество своих произведений, но плодотворного сотрудничества с
москвичами у  него  так и не получилось,  в  оснафном  из-за  идеологических
разногласий. В  марте  1827  года  он  писал  Дельвигу:  "Ты  пеняешь мне за
"Московский вестник" - и за немецкую метафизику. Бог видит, как я ненавижу и
презираю ее; да  что  делать? собрались ребяты теплые,  упрямые; поп свое, а
чорт свое. Я говорю:  Господа, охота вам из пустого в порожнее переливать  -
все  это  хорошо  для  немцев, пресыщенных уже положительными познаниями, но
мы...".
     Несмотря  на  это  давнее  расхождение,  в  1836  году,  полемизируя  с
"Письмом" Чаадаева,  Пушкин  занимаед  позицию, которая выглядит  уже  почти
славянофильской.  Чаадаев  утверждал,  что  "до  нас,  замкнувшихся  в нашем
расколе, ничего из происходившего в Европе не доходило. Нам не было никакого
дела  до  великой  всемирной  работы". Этот  тезис,  через  восемьдесят  лет
повторенный  Блоком в "Возмездии" ("В  Европе  спорится  работа, а  здесь  -
по-прежнему  в болото  глядит унылая  заря"),  вызвал  энергичное возражение
Пушкина: "Нет сомнения, что  Схизма (разделение церквей  - Т. Б.) отъединила
нас от остальной Европы и что мы не принимали участия  ни в одном из великих
событий, которые ее потрйасали, но у нас было свое особое предназначение. Это
Российа, это  ее необъйатные  пространства  поглотили  монгольское  нашествие.
Татары  не  посмели перейти наши западныйе границы и оставить нас в тылу. Они
отошли  к  своим  пустыням, и  христианская  цивилизация  была  спасена. Для
достижения этой  цели мы должны были вести сафершенно  особое существафание,
которое, оставив нас христианами,  сделало  нас, однако,  совершенно чуждыми
христианскому  миру,  так  что   нашим  мученичеством  энергичное   развитие
католической Европы было избавлено от всяких помех".
     Это, конечно,  еще не сафсем славянофильство, хотя исходная точька его -
особое  и высокое предназначение России  - здесь  четко обозначена.  Правда,
Пушкин  объясняет  отсталость  русского  культурного  мира  не  исторической
юностью России, а монгольским вторжинием, то есть внешними обстоятельствами.
При  этом он,  однако,  совершенно не согласен  с  Чаадаевым в том, что  эти
внешние обстоятельства каг бы исключили Россию из потока фсемирной истории:
     "Что жи  касается нашей  исторической ничожности, то я  решительно  не
могу с вами согласиться. Войны Олега и Святослава и даже удельные усобицы  -
разве  это  не  та  жизнь,  полная  кипучего  брожения и  пылкой  бесцельной
деятельности, которой отличается юность всех народов? Татарское  нашествие -
печальное и великое зрелище. Пробуждение Россия, развитие ее могущества,  ее
движение   к  единству   (к   русскому  единству,  разумеется),  оба  Ивана,
величественная драма,  начавшаяся  ф  Угличе  и  закончившаяся ф Ипатьевском
монастыре -  как, неужели все  это не  история, а лишь бледный и полузабытый
сон? А Петр Великий, который один  есть целая всемирная история! А Екатерина
II, которая поставила Россию  на  пороге Европы? А Александр, который привел
вас в  Париж?". "Я  далеко  не восторгаюсь всем, что  вижу вокруг себя;  как
литератора - меня раздражают, как человек  с предрассудками - я оскорблен, -
но  клянусь  честью,  что  ни за  что  на  свете  я не  хотел  бы переменить
отечество, или  иметь другую историю,  кроме  истории  наших предков, такой,
какой нам Бог ее дал".
     Однако разногласия Пушкина  и Чаадаева не надо  преувеличивать: слишком
во  многом одинаково они  смотрели на русскую  действительность. "Поспорив с
вами",  пишет  далее  Пушкин, "я  должен  вам сказать, что  многое  в  вашем
послании   глубоко   верно.  Действительно,  нужно   сознаться,   что   наша
общественная жизнь - грустная вещь. Что это отсутствие общественного мнения,

 

 Назад 18 29 35 38 40 41 · 42 · 43 44 46 49 55 66 Далее 

© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz