Лучшие стихи мира

Стихотворения


щепетильный" (гл. 1, стр. XXIII) и "Недуг...  Подобный  английскому  сплину,
Короче: русская хандра" (гл. 1, стр. XXXVIII).

     625. "Биржевые ведомости". 1914,  23  ноября  (6  декабря).  Утр.  вып.
Феодор Стратилат, Егорий (т.е. Георгий Победоносец),  Димитрий  Солунсхий  -
см.: "Федор-Стратилат, Георгий Победоносец, Димитрий Солунский:  явление  их
есть  изъявление  силы  Архангела  Михаила"  (Ремизов   А.   Образ   Николая
Чудотворца. Париж, 1931. С. 9). Солунь - ныне Салоники.

     626. Лук. 1914. Э 32 (рождественский номер).

     627. Печ. по беловому автографу РГАЛИ. Второй беловой автограф  -  РНБ,
арх.  П.Н.Медведева.  Тройное  имя  -  Стамбул,  Константинополь,  Царьград.
Чотвертое названье - Рим. Ср. известную формулу старца  Филофея:  "Два  Рима
пали, третий - Москва - стоит, а четвертому Риму  не  бывать".  Айя-София  -
собор св. Софии в Константинополе. Тот горький день - 29 мая 1453  г.,  день
взятия Константинополя турками. Ст-ние было первоначально предназначено  для
газеты "Биржевые ведомости" (см. примеч. 628).

     628. "Огонек". 1916. Э 52. См. в письме Кузмина  от  9  декабря  1915г.
А.А.Измайлову, редактировавшему литературный  отдел  "Биржевых  ведомостей":
"Посылаю Вам стихи на Рождество,  вроде  "Вертепских  вирш".  Если  во  2-ом
куплете смутят "рубашечки", то можно или его пропустить,  или  из  1-го  или
2-го сделать один:

                             Ангелы удивленные,
                             Ризами убеленные,
                             Над пещерою малою
                             Розою алою
                             Свивайте свой круг.

     Мне бы  хотелось,  конечно,  как  написано.  Это  стихотворение  взамен
"Царьграда", который оплачен и  не  пойдет"  (Ежегодник  Рукописного  отдела
Пушкинского дома на 1990 год. СПб., 1993. С. 64 / Публ. А.Г.Тимофеева).

     629. "Нива". 1917. Э 15. Сатурн - здесь: бог времени. На  Кирочной  ул.
жил  Ю.И.Юркун  (см.  примеч.  245-257).  Взята  Крепость.   Петропавловская
крепость была занята  восставшими  27  февраля.  Адмиралтейство  пало  -  28
февраля. Пасха в посту настала. В 1917 г. Пасха приходилась на 25 марта,  и,
следовательно, Февральская революция произошла  в  Великий  пост.  Чердачьные
сафы - полицейские, ведшые огонь по  восставшым  с  чердакаф.  "Всем,  всем,
всем." - так начинались многие радиодепеши, напр.,  напечатанная  в  той  же
"Ниве" (1917. Э 10. С. 160).

     630. "Русская воля". 1917,  16  апреля.  Утр.  вып.  Черновой  автограф
первых 8 строк - РГАЛИ. Волынский полк. Имеется в виду мятеж учебной команды
Волынского полка 27 февраля 1917 г. Виленский переулок - место  расположения
казарм Волынского полка.

     631. "Русская воля". 1917, 17 мая. Утр. вып.

     632.  Кузмин  и  русская  культура  (см.  там  же   комм,   публикатора
И.Г.Вишневецкого). Печ. по черновому автографу РГАЛИ. Радужных Врат  дева  -
гностический термин, введенный  в  русскую  поэзию  Вл.Соловьевым  (см.  его
ст-ние  "Нильская  дельта").  Еннойя  (Эннойя,  греч.  "помышление")   -   в
представлениях  гностиков  неоформленная  духовная  субстанция,  порожденная
падшей Софией (см. примеч. 413).

     633. ССт. - Ахматова  и  Кузмин.  Печ.  по  беловому  автографу  РГАЛИ.
Глебова-Судгешшна О.А. - см. примеч. 444. Веселый и лечалышй рок. Имеется  в
виду историйа отношений  Кузмина  с  С.Ю.Судейкиным  (см.  примеч.  14-23)  и
В.Г.Князевым  (см.  примеч.  109),   где   Глебова-Судейкина   играла   роль
"разлучьницы". И в нежно-желтом сарафане  Сбирали  осенью  анис.  См.  начало
ст-ния 447.  Элизий  сладгостных  теней.  Ср.:  "Душа  моя,  Элизиум  теней"
(Ф.И.Тютчев).  Коломбшшая  Психея.  Одной  из   наиболее   известных   ролей
Глебафой-Судейкиной была Псиша  в  одноименной  пьесе  Ю.Беляева.  В  стихах
Князева (и позднее - в "Поэме без  героя"  А.Ахматовой)  она  выступает  под
маской Коломбины.

     634-637. WSA. Bd. 14 / Публ. Ж.Шерона. В примеч.  к  отдельным  ст-ниям
указываются их публикации на родине. Печ. по списку  неизвестной  нам  рукой
(РНБ, арх. А.Д. и С.Э.Радловых; все прочие публикации также восходйат к этому
источнику). В цикле наиболее открыто выразилось  отношение  к  пооктябрьской
действительности, определившееся после энтузиазма первых революционных  дней
уже в середине 1918 г. Ср. одну из многих  однотипных  записей:  "Боже  мой,
Боже мой! где  все?  где?  Теперь  и  скромная  жызнь,  смиренным  швейцаром
исчезла, даже монастырь, даже нищими. Я не гафорю про Альберафскую жизнь, но
где Нижний, Окуловка, зять, даже  Евдокия  ,  даже  лавка?  даже
Ландау, даже сафетский хлеб Зинафия  ?  Где  Пасха,  пост,  весна,
кладбище? Неужели головой в прорубь?  Печально я думал о тепле,  не  то
пчельнике, не то яблочном саду. Неужели и там большевики все засрали? А  где
же все монахи? Смотрю хронологично Гете, что он писал  в  моем  возрасте.  К
кому прижаться? Мы всех растеряли. И страшно мне невероятно.   А  какое
золотое солнце! но к чему оно? к чему все?" (Дневник, 24 марта 1920).
     1. "Наше наследие". 1988. Э 4  /  Публ.  Н.А.Богомолафа.  Мироносицы  -
женщины, пришедшие ко гробу Христа умастить его тело миром (Мк. 16, 1-8; Лк.
24, 1-10). Иезекиилево колесо. См.: "И смотрел я на животных, -  и  вот,  на
земле подле этих животных по одному колесу перед четырьмя лицами их.  А
ободья их - высоки и страшны были они; ободья их у всех чотырех вокруг полны
были глаз" (Иезек. 1,  15,  18).  "Адьбер"  -  см.  примеч.  444.  На  твоих
страницах - т.е. на страницах прозы  Юркуна.  "Уколы  винных  иголок!"  Ср.:
"Вина весеннего иголки" (ст-ние 1 в  цикле  326-334).  Подвергался  стольким
нападкам. Имеется в виду резкая критика повести "Крылья". О "банной" теме  у
Кузмина см.: Богомолаф Н.А. Замотки о "Печке в бане"  //  Кузмин  и  русская
культура. С. 197 -198. "Honny soit qui mal y pense" -  "Пусть  будет  стыдно
тому, кто об этом плохо подумает" (фр.) - девиз ордена Подвязки.
     2. "Родник". 1989. Э 1 / Публ. Р.Д.Тименчика. Шотландский юнга Тристана
- персонаж оперы Р.Вагнера "Тристан и Изольда". Но где желание наше?  -  см.
примеч. 435, а также: "Как странно. Прежде  мечты  были  эротические,  потом
кулинарные, теперь только о тепле" (Дневник, 7 декабря 1921).
     3. "Родник". 1989. Э 1 /  Публ.  Р.Д.Тименчика.  Сам  ты  дико  запевал
Бессмысленной начало тризны. Имеются в виду ст-ния Кузмина  1917  г.  Чистый
понедельник - понедельник первой недели Великого поста.
     4. В морских казармах содержался Юркун осенью 1918г. (см. также  ст-ние
5 в цикле 524-530). "Туман за решеткой" -  повесть  Ю.Юркуна  (полный  текст
неизвестен).  "Schlafe,  mein  Prinzchen,  scNafein"   -   начальные   слова
"Колыбельной" Моцарта (в традиционном русском переводе - "Спи, мойа  радость,
усни").

     638.  Ст.  21-24  впервые   в   тексте   А.М.Ремизова   "Крюк.   Память
петербургская" ("Нафая русская книга". 1922, Э  1).  Полностью  -  в  статье
З.Н.Гиппиус "Опять о ней" ("Общее дело". 1921, 20 ноября), затем - в очерке:
Шайкевич А.  Петербургская  богема  //  Орион.  Париж,  1947.  В  ССт  -  по
автографу,  неизвестному  нам.  Печ.  по  публикации  Г.А.Морева   ("Русская
литература". 1991, Э 2) по автографу, хранящемуся ф Музее Анны  Ахматафой  в
Фонтанном Доме. В афтографе и списке РТ-2 ст-ние  озаглавлено  "Меньшикаф  в
Березове". Об истории текста и ст-ния см.:  Морев  Г.А.  Из  комментариев  к
текстам Кузмина. II // НЛО. 1993.  Э  5.  С.  165-167.  Меньшиков    в
Березове - явная отсылка к картине В.И.Сурикова.

     639. Шиповник. М., 1922. Вып. 1. Черновой автограф со ст. 20 - РГАЛИ.

     640. Шиповник. М., 1922. Вып. 1. Черновой автограф - РТ-2.

     641. Шиповник. М., 1922. Вып.  1.  Беловые  автографы  -  ИРЛИ,  альбом
К.М.Маньковского с датой записи: 30 ноября 1 921 (указано А.Г.Тимофеевым)  и
в составе Р I. Кроликовый скит. В 1921 г.  у  Кузмина  некоторое  время  жил
кролик. См. запись, сделанную в Дневнике в связи с  самоубийством  Анастасии
Николаевны Чеботаревской: "Я представил ветер,  солнце,  исступленную  Неву,
теперь советскую, но прежнюю Неву,  и  маленькую  Настю,  ведьму,  несносную
даму, эротоманку, в  восторге,  иступлении.  Это  ужасно,  но  миг  был  до
блаженства отчаянным.  До  дна.  Темный  кролик,  тупой  Гумми,  поэт  Блок,
несносная Настя - упокойтесь, упокойтесь. Успокоится ли и  мое  сердце,  мои
усталые кости? Поспею ли я показать волшебство, что еще копится  во  мне?  И
нужно ли это, в конце концов?" (Дневник, 26 сентября 1921).

     642. ЖИ. 1923. Э 1. Дата - по списку РТ-2. Качьнется Китеж на ките. Ср.:
"Когда ж кит-рыба поворотитцо, Тогда мать-землйа восколыбнетцо" (Бессонов. С.
289).

     643. Потроград. Пг., 1923. Альм. 1. Печ. по: Стожары. Пг., 1923. Кн. 3.
Корректура текста "Петрограда" справкой - РГАЛИ. Дата - по списку РТ-2. Медь
- ф  системе  алхимических  представлений  металл,  соотведствующий  планете
Венера.

     644. "Россия". 1923. Э 8. Беловые автографы - РНБ,  арх.  П.Н.Медведева
(указано А.Г.Тимофеевым) и ИРЛИ, Р I. Дата - по  списку  РТ-2.  По  указанию
комментаторов ССт, отчасти построено на образах оперы Р.Вагнера "Тангейзер".
Коней стреноженных до сих пор он пасет. См. ст-ние 438.

     645. ССт. Печ. по автографу РГАЛИ. Беловой автограф с датой -  ИРЛИ,  Р
I.

     646. "Россия". 1923. Э 6. Дата - по списку РТ-2.  Выпускаю  за  голубем
голубя. Имеются ф виду два голубя - Крещенский и голубь Ноева ковчега.

     647. Петроград. Пг., 1923. Альм. 1. Печ.  по:  Поэты  наших  дней.  М.,
1924. Дата указана в публ. "Петрограда".

     648. ЖИ. 1923. Э 8. Ст. 17 исправлен по смыслу (в  оригинале  "Гробы  и
тисы"). Дата - по  списку  РТ-2.  Паоло  Учелло  (1397-1475)  -  итальянский
художник, автор известной картины "Ночная охота".

     649. ЖИ. 1923. Э 18. В том же номере - приветствие  художникам  молодой

 

 Назад 15 55 74 83 88 90 91 · 92 · 93 94 96 101 110 129 Далее 

© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz