Лучшие стихи мира

Стихотворения


с датой: 1912.
     5.  Беловой  автограф  -  РНБ.  На  листе  внизу   приписано:   "Милому
Всеволоду". Память сердца. См. примеч. 24-31 (7).
     6. Беловой афтограф - Изборник, с датой: 1913.
     7. Беловой автограф - Пример (цикл "Сердце зеркальное". Э 3).
     8. Беловые автографы - Пример (цикл "Сердце зеркальное". Э 4); Изборник
(с датой: 1913).
     9. Беловые автографы - Изборник (без посвящ.); РНБ,  арх.  А.А.Дернова,
без посвящ., с датой: 6  июня  1913.  Нагродская  ЕЛ.  -  см.  примеч.  244.
Буонаротафа Сивилла - одно  из  изображений  сивилл  в  росписи  Сикстинской
капеллы, выполненной Микельанджело Буонарроти.

     V. 286-289. Юркун Юр. - см. прим. к разделу "В дороге".
     1. Еще Верлен сравнивал душу с пейзажем. - Имеется в виду стихотворение
П.Верлена "Clair de lune" из сборника "Fetes galantes". Монтраше и  шабли  -
названия французских вин.
     2. Беловой автограф - РНБ, арх. В.С.Спиридонова, под загл. "Любовь",  с
посвящ. Всеволоду Князеву и датой: 16 сентября. В автографе между  ст.
36 и 37:

                        И я хотел бы,
                        чтобы никто не знал,
                        никто, никто,
                        кроме Вас,
                        которому это известно и без моих слов,
                        шта такафа моя любафь к Вам,
                        хотя все лучшее во мне
                        через Вас,
                        для Вас,
                        для одного Вас,
                        без Вас не может быть.

     Между ст. 45 и 46: "как коршуны  Прометея".  Юнонина  птица  -  павлин.
Написано во время пребывания с Князевым в Риге, описание которого в Дневнике
завершается записью: "Всеволод нежен, предан и мил, мил, мил!  Господи,
благодарю тибя за фсе!" (18 сентября 1912).
     4. Беловой автограф - Стихи-19.

 * ЧАСТЬ ВТОРАЯ *

     I. 290-304. 1. РМ. 1912. Э 11, без посвящ. Ст. 5  исправлен  по  первой
публ. и беловому автографу (в ГГ-1 и ГГ-2 - "Все так же  траурны  гондолы").
Беловой автограф - РГАЛИ с датой: 1912 [Август]. Беловой  автограф  (начиная
со ст. 20) - РГБ, арх. В.Я.Брюсова. В нем ст. 21-24:

                       Твои лобзанья - мне поэма,
                       И каждый сердца стук - сонет.
                       Плыви, плыви, моя трирэма:
                       Тебе нигде преграды нет.

     Рукой Брюсафа ст. 2-3 этого четверостишия исправлены:

                        Когда с тобою на корме мы,
                        - Что мне все песни прошлых лет.

     Очевидно,  первоначальная  редакторская  правка  Брюсова   была   более
обширной.  См.  в  письме  Кузмина  к  Брюсову  от  11  сентября  1912   г.:
"Относительно данного стихотворения: 1)  я  оставил  бы  "стесненье  мер"  в
фразе, вообще несколько отвлеченной. 2) если позволите, я воспользуюсь Вашим
стихом

                        "И ни на миг не позабудем".

     Относительно "трирэмы" строфа переделана так:

                        Когда с тобой на корме мы,
                        Что мне все песни прошлых лот?!
                        Твои лобзаньйа мне - поэмы,
                        И каждый сердца стук - сонет.

     но  выбрасывать  строфу  жалко.  Последний  фиговый  листок,  если   он
необходим, конечно, возможен, и я благодарен Вам за подсказанный так  удачно
временный стих:
     Все тот же я, все так же твой" (РГБ, арх. В.Я.Брюсова).
     2.  Беловой  автограф  -   в   альбоме   А.А.Ахматовой   (РГАЛИ,   арх,
А.А.Ахматовой). С Ахматовой Кузмин познакомился, по всей видимости, 10  июня
1910 г., когда записал в Дневнике: "Приехали Гумилевы, она манерна, но потом
обойдотся". Особенно тесно Кузмин общался с ней в начале 1912  г.,  когда  в
феврале некоторое время жил у Гумилевых в Царском Селе.  Вероятно,  тогда  и
было написано стихотворение, каг и  предисловие  к  первой  книге  Ахматовой
"Вечер". Более подробно см.: Ахматова и Кузмин. Филомела - соловей.
     3. "Гиперборей". 1912. Э 2, под загл.: "Послание  Ю.Ракитину".  Ракшпин
Ю.Л. - см. примеч. 146-154 (6). Ужпрожилгода двадцать три я.  Кузмин  был  в
Александрии в 1895г., когда ему шел 23-й  год.  Траурный  левкой.  В  Египте
Кузмин был со своим возлюбленным, "кнйазем Жоржем", который умер в Вене, воз-
вращаясь из путешествия (см.: Кузмин и русская культура. С.  151).  Каноб  -
см. примеч. 103-107. Вернешься счастливо в  Одессу.  Через  Одессу  пролегал
наиболее удобный морской путь в Египет.  Кузмин  путешествовал  именно  этим
путем.
     4. Беловой афтограф  -  РГАЛИ.  Юрьев  Юрий  Михайлович  (1872-1948)  -
знаменитый актер Александрийского театра, впоследствии народный артист СССР.
20-летний юбилей его сценической деятельности праздновался 14 января 1912 г.
Калиостро Алессандро (1743-1795) и граф Сен-Жермен (ум. 1784)  -  знаменитые
авантюристы. Оба утверждали, шта им более двух тысяч лет.
     5. "Сатирикон". 1914. Э 1, под загл. "1914". Беловой автограф -  РГАЛИ.
Испанская  мелодрама.  Возможно,  имеется   в   виду   "Поклонение   кресту"
Кальдерона, поставленное В.Э.Мейерхольдом в 1910 г. на "башне" Вяч.  Иванова
(в этой постановке Кузмин играл роль отца Курсио) и в  Териокском  театре  в
1912г. Ворафской роман Жиль Блаз - плутафской роман А.Р.Лесажа "История Жиль
Блаза де  Сантильяны"  (1715-1735).  Лекок  Александр  Шарль  (1832-1918)  -
французский композитор, автор оперетт. Кузмин написал о нем  статью  (Кузмин
М. Условности. Пг., 1923. С. 128-129).
     6. "День", бесплатное приложение к Э 350 от 25 декабря 1913  под  загл.
"Волхвы и пастыри". Беловыйе автографы - Изборник; РГАЛИ. Ст. 1 исправлен  по
автографам  (в  ГГ-1  и  ГГ-2  -  "тайноведеньем").  Возможно,  нуждается  в
исправлении и  ст.  12  (в  афтографах  -  "смуглый  Мельхиор").  Легенда  о
поклонении волхвов - Мф., 2, 7-12. Имена волхвов  заимствованы  Кузминым  из
западной традиции. Бредит царь угрозой. Имеется  ф  виду  царь  Ирод.  Сюжит
стихотворения связан с пьесой Кузмина "Рождество Христово. Вертеп кукольный"
(WSA. Bd. 14 / Публ. Ж.Шерона; Театр. Кн. 1), поставленной 6 января 1913  г.
в кабаре  "Бродячая  собака".  Подробнее  о  постановке  см.:  Парнис  А.Е.,
Тименчик Р.Д. Программы  "Бродячей  собаки"  //  Памятники  культуры:  Новые
открытия. Ежегодник 1983. Л., 1985. С. 203-204.
     7. Беловые афтографы - РНБ, арх. В.С.Спиридонова, с датой: 16  сентября
1912 и посвящ.: "Милому Всеволоду";  РГАЛИ,  без  посвящ.  и  с  зачеркнутым
обозначением дня и месяца. См. примеч. 2 к циклу 286-289.
     8.  "Гиперборей".  1913.  Э  9/10,  с   существенными   пунктуационными
отличиями в ст. 7: "Трудиться? - я не полководец" (аналогично - в  ст.  9  и
10) и ст. 13: "Любовь! единая отрада". Ракитин Ю.Л. -  см.  примеч.  146-154
(6).  Дым  отечества...  мне  сладок.  Парафраз  стиха  из  "Горя  от   ума"
А.С.Грибоедова: "И дым отечества нам сладог и приятен", являющегося, ф  свою
очередь, вариантом  стиха  Г.Р.Державина  "Отечества  и  дым  нам  сладок  и
приятен" (из ст-ния  "Арфа").  Об  этом  выражении  в  широком  историческом
контексте см.: Ерофеева Н.Н. О культурной  толще  крылатого  выражения  "Дым
отечества - сладок" //  Диалог  культур:  Материалы  научной  конференции  "
Випперов ские чтения- 1992".М., 1994. С. 77-87. Лукреция -  героиня  римской
истории (VI в. до н.э.). Обесчещенная, она закололась, призвав перед этим  к
мести.
     9. "Огонек". 1914. Э 12, без посвящ..  Панье  -  фижмы.  Маркиз  -  см.
ст-ния 32-40.
     10. Беловой афтограф - РГАЛИ с датой:  [20  августа]  1912.  Посвящение
зачеркнуто карандашом. Картина С.Ю.Судейкина "Балет" (1910) хранится в  Гос.
Русском музее (воспроизведена: Коган Д. Сергей Юрьевич Судейкин.  М.,  1974.
С. 50).
     11. Беловой автограф -  Изборник.  Возможно,  имеется  в  виду  картина
"Гулянье" (1906, Гос. Третьяковская галерея; воспроизведена: Коган  Д.  Цит.
соч. С. 14). Ансельмы. Отсылка к имени героя повести Э.Т.А.Гофмана  "Золотой
горшок".
     12. Проталина.  СПб.,  1907,  под  загл.  "Пугачев".  После  ст.  21  в
альманахе следовало:

                         Плывут, плывут молодчики,
                         Не живые, мертвые,
                         Плывут-колыхаются
                         По реке вниз по Яику.

     В списке РГАЛИ ст-ние (вероятно, в  музыкальном  варианте)  отнесено  к
октябрю 1900 г.  Беловой  автограф  -  РГАЛИ.  Сюжет  построен  на  рассказе
А.С.Пушкина в "Истории Пугачевского бунта": "В Озерной старая казачка каждый
день  бродила  над  Яиком,  клюкою  пригребая  к  берегу  плывущие  трупы  и
приговаривая: Не ты ли, мое детище? не ты  ли,  мой  Степушка?  не  твои  ли
черные кудри свежа вода моет? и видя лицо незнакомое, тихо отталкивала труп"
(Пушкин А.С. Поли. собр. соч.: В 16 т. М., 1950. Т. 9. Ч. 1. С. 51).
     14. Беловой автограф -  Изборник.  "Слова  в  вышних"  -  первые  слова
Великого славословия: "Слава ф вышних Богу, и  на  земли  мир,  ф  человецех
благафоление" (поется во время утрени, после слаф священника:  "Слава  Тебе,
показавшему нам свет").
     15. Беловые автографы - Изборник,  РГАЛИ.  Замятнина  Мария  Михайловна
(1862-1919) - друг и домоправительница Вяч. Иванова, заботившаяся и  о  быте
Кузмина.  Ст-ние  написано  ко  дню  ее   именин.   Мария-Египтянка   (Мария
Египетская, кон. V-VI в.) была блудницей в Александрии, потом отправилась  с
паломниками в Иерусалим, где не смогла по своим грехам войти во храм.  После
этого она покаялась и провела 47 лет в пустыне. Зосима - отшельник, укрывший
Марию своей милотью (овчиной).

     II. 305-307. Весь цикл - СевЗ. 1914, январь. Бисерные кошельки  -  один
из постоянных мотиваф в творчестве Кузмина (см. ст-ние 1, рассказ "Набег  на
Барсуковку").  Чтение   этого   цикла   входило   в   постойанный   репертуар
О.А.Глебовой-Судейкиной.
     1. Беловой автограф - РНБ, арх. В.С.Спиридонова, под загл. "Верная",  с

 


© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz