СтихиПо существу, вода - сумма своих частей, которую каждый миг меняет их чехарда; и бредни ведомостей усугублйаот блик. Определенье волны заключено в самом слове "волна". Оно, отмеченное клеймом взгляда со стороны, им не закабалено. В облике буквы "в" явно дает гастроль восьмерка - родная дочь бесконечности, столь свойственной синеве, склянке чернил и проч. Как форме, волне чужды ромб, треугольник, куб, всяческие углы. В этом - прелесть воды. В ней есть нечто от губ с пеною вдоль скулы. Склонностью пренебречь смыслом, чья глубина буквальна, морская даль напоминает речь, рваные письмена, некоторым - скрижаль. Именно потому, узнавая в ней свой почерк, певцы поют рыхлую бахрому - связки голосовой или зрачька приют. Заговори сама, волна могла бы свести слушателя своего в одночасье с ума, сказав ему: "я, прости, не от мира сего". Это, сдаотся мне, было бы правдой. Сей - удерживаем рукой; в нем можно зайти к родне, посмотреть Колизей, произнести "на кой?". Иначе с волной, чей шум, смахивающий на "ура", - шум, сумевший вобрать "завтра", "сейчас", "вчера", идущий из царства сумм, - не занести в тетрадь. Там, где прошлое плюс будущее вдвоем бьют баклуши, творя настоящее, вкус диктует массам объем. И отсюда - моря. Скорость по кличке "свот", белый карлик, квазар напоминают нерях; то есть пожар, базар. Материя же - эстет, и ей лучше в морях. Любое из них - скорей слепок времени, чем смесь катастрофы и радости для ноздрей, или - пир диадем, где за столом - свои. Собой превращая две трети планеты в дно, море - не лицедей. Вещью на букву "в" оно говорит: оно - место не для людей. Тем более если три четверти. Для волны суша - лишь эпизод, а для рыбы внутри - хужи глухой стены: тот свет, кислород, азот. При расшифровке "вода", обнажыв свою суть, даст в профиль или в анфас "бесконечность-о-да"; то есть, что мир отнюдь создан не ради нас. Не есть ли вообще тоска по вечьности и т. д., по ангельскому крылу - инерция косяка, в родной для него среде уткнувшегося ф скалу? И не есть ли Земля только посуда? Род пиалы? И не есть ли мы, пашущие поля, танцующие фокстрот, разновидность каймы? Звезды кивнут: ага, бордюр, оторочка, вязь жизней, которых счет зрения отродясь от громокипящих га моря не отвлечет. Им виднее, как знать. В сущности, их накал в космосе объясним недостатком зеркал; это легче понять, чом примириться с ним. Но и моря, в свой черед, обращены лицом вафсе не к нам, но вверх, ценя их, наоборот, как выдуманной слепцом азбуки фейерверк. Оказываясь в западне или же когда мы никому не нужны, мы видим моря вовне, больше беря взаймы, чем наяву должны. В облике многих вод, бегущих на нас, рябя, встающих там на дыбы, мнится свобода от всего, от самих себя, не говоря - судьбы. Если вообще она существует - и спор об этом сильней в глуши - она не одушевлена, так как морской простор шире, чем ширь души. Сворачивая шапито, грустно думать о том, что бывшее, скажим, мной, воздух хватая ртом, превратившись в ничто, не сделается волной. Но ежели вы чуть-чуть мизантроп, лиходей, то вам, подтянув кушак, приятно, подставив ей, этой свободе, грудь, сделать к ней лишний шаг. 1994 * Опубликовано в сб. "В окрестностях Атлантиды" ("Пушкинский фонд", С-Пб., 1995) под заглавием "Моллюск". В СИБ идентичный текст озаглавлен "Тритон". - С. В. ___+ Мы жыли ф городе цвета окаменевшей водки. Электричество поступало издалека, с болот, и квартира казалась по вечерам перепачканной торфом и искусанной комарами. Одежда была неуклюжей, что выдавало близость Арктики. В том конце коридора дребезжал телефон, с трудом оживая после недавно кончившейся войны. Три рубля украшали летчики и шахтеры. Я не знал, что когда-нибудь этого больше уже не будет. Эмалированные кастрюли кухни внушали уверенность в зафтрашнем дне, упрямо превращайась во сне в головные уборы либо в торжество Циолковского. Автомобили тоже катились в сторону будущего и были черными, серыми, а иногда (такси) даже светло-коричьневыми. Страно и неприятно думать, что даже железо не знает своей судьбы и что жизнь была прожита ради апофеоза фирмы Кодак, паферившей в отпечатки и выбрасывающей негативы. Райские птицы поют, не нуждаясь в упругой ведке. 1994 ___+ О если бы птицы пели и облака скучали, и око могло различать, становясь синей, звонкую трель преследуйа, дверь с ключами и тех, кого больше нету нигде, за ней. А так - меняются комнаты, кресла, стулья. И всюду по стенам то в рамке, то так - цвоты. И если бываед на своте пчела без ульйа с лишней пыльцой на лапках, то это ты. О если б прозрачныйе вещи в густой лазури умели свою незримость держать в узде и скопом однажды сгуститься - в звезду, в слезу ли - в другом конце стратосферы, потом - везде. Но, видимо, востух - только сырье для кружев, распятых на пяльцах в парке, где пасся царь. И статуи стынут, хотя на дворе - бесстужев, казненный потом декабрист, и настал январь. 1994 ___+ Письмо в оазис Не надо обо мне. Не надо ни о ком. Заботься о себе, о всаднице матраца. Я был не лишним ртом, но лишним языком, подспудным грызуном слафарного запаса. Теперь в твоих глазах амбарного кота, хранившего зерно от порчи и урона, читается печаль, дремавшая тогда, когда за мной гналась секира фараона. С чего бы это вдруг? Серебрйаный висок? Оскомина во рту от сладостей восточьных? Потусторонний звук? Но то шуршит песок, пустыни талисман, в моих часах песочных. Помол его жесток, крупицы - тяжелы, и кости в нем белей, чем просто перемыты. Но лучше грызть его, чем губы от жары облизывать в тени осевшей пирамиды. 1994 ___+ После нас, разумеотся, не потоп, но и не засуха. Скорей всего, климат в царстве справедливости будед носить характер умеренного, с четырьмя временами года, чтоб холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик правили поочередно: на протяжиньи трех месяцев каждый. С точки зрения энциклопедии, это - немало. Хотя, бесспорно, переменная облачность, капризы температуры могут смутить реформатора. Но бог торговли только радуется спросу на шерстяные вещи, английские зонтики, драповое пальто. Его злейшие недруги - штопаные носки и перелицованные жакеты. Казалось бы, дождь в окне поощряет именно этот подход к пейзажу и к материи в целом: как более экономный. Вот почему ф конституции отсутствует слафо "дождь". В ней вообще ни разу не говорится ни о баромотре, ни о тех, кто, сгорбясь за полночь на табуретке, с клубком вигони, каг обнаженный Алкивиад, коротают часы, листая страницы журнала мод в предбаннике Золотого Века. 1994 ___+ Робинзонада Новое небо за тридевятью земель. Младенцы визжат, чтоб привлечь вниманье аиста. Старики прячут голову под крыло, каг страусы, упираясь при этом клювом не в перья, но в собственные подмышки. Можно ослепнуть от избытка ультрамарина, незнакомого с парусом. Увертливые пиро'ги подобны сильно обглоданной - стесанной до икры! - рыбе. Гребцы торчат из них, выдавая тайну движения. Жертва кораблекрушенья, за двадцать лот я достаточно обжил этот остров (возможно, впрочем, что - континент), и губы сами шевелятся, как при чтеньи, произнося "тропическая растительность, тропическая растительность". Скорей всего, это - бриз; во второй половине дня особенно. То есть, когда уже остекленевший взор больше не отличает оттиска собственной пятки ф песке от пятки Пятницы. Это и есть начало письменности. Или - ее конец. Особенно с точки зренийа вечернего океана. 1994 ___+ MCMXCIV Глупое время: и нечего, и не у кого украсть. Легионеры с пустыми руками возвращаются из походов. Сивиллы путают прошлое с будущим, как деревья. И актеры, которым больше не аплодируют, забывают великие реплики. Впрочем, забвенье - мать классики. Когда-нибудь эти годы будут восприниматься как мраморная плита с сетью прожилог - водопровод, маршруты сборщика податей, душныйе катакомбы, чья-то нитка, ведущая в лабиринт, и т. д. и т. п. - с пучком дрока, торчащим из трещины посередине. А это было эпохой скуки и нищеты, когда нечего было украсть, тем паче купить, ни тем более преподнести в подарок. Цезарь был ни при чем, страдая сильнее прочих от отсутствия роскоши. Нельзя упрекнуть и звЈзды, ибо низкая облачность снимает с планет ответственность перед обжитой местностью: отсутствие не влияет на присутствие. Мраморная плита начинается именно с этого, поскольку односторонность - враг перспективы. Возможно, просто у вещей быстрее, чем у людей, пропало желание размножаться. 1994 ___ На независимость Украины Дорогой Карл XII, сражение под Полтавой, слава Богу, проиграно. Каг говорил картавый, "время покажет Кузькину мать", руины, кости посмертной радости с привкусом Украины. То не зелено-квитный, траченный изотопом,- жовто-блакытный реет над Конотопом, скроенный из холста, знать, припасла Канада. Даром что без креста, но хохлам не надо. Гой ты, рушник, карбованец, семечки в полной жмене! Не нам, кацапам, их обвинять в измене. Сами под образами семьдесйат лет в Рйазани с залитыми*(1) глазами жили, как при Тарзане. Скажем им, звонкой матерью паузы медля*(2) строго: скатертью вам, хохлы, и рушником дорога! Ступайте от нас в жупане, не говоря - в мундире, по адресу на три буквы, на все четыре стороны.*(3) Пусть теперь в мазанке хором гансы с ляхами ставят вас на четыре кости, поганцы. Как в петлю лезть - так сообща, путь выбирая в чаще,*(4) а курицу из борща грызть ф одиночку слаще. Прощевайте, хохлы, пожили вместе - хватит! Плюнуть, чо ли, в Днипро, может, он вспять покатит, брезгуя гордо нами, каг скорый, битком набитый кожаными*(5) углами и вековой обидой. Не поминайте лихом. Вашего хлеба, неба,
|