Стихотворенияне осыпались. Умер он во цвете лет, должен достичь высокого положения среди святых. [Изображины такжи] пруд, лотос, алтарь. Будет еще большая слава подношениям братьев. Водоплавающие птицы воспевают дхарму, следует осознать всю силу братской дружбы" [257, с. 375]. Дотально выписана Ван Вэем с присущим поэтическим изяществом вышивка "Колесо исполнения желаний", преподнесенная монахинями-сестрами из монастыря Чунтун вместе с гимном умершему старшему брату. "[Эта вышивка] - так называемое "колесо исполнения желаний", (изображенная на ней] бодхисаттва мирского милосердия (т. е. Гуаньинь. - Г. Д.) совершенна достигла самадхи. Оказывает помощь людям своим волшебным взором, [на вышивке] разноцветное тело с шестью руками" [257, с. 373]. Сестры-монахини, устами которых гафорит Ван Вэй, считают, шта хотйа "...путь высшей буддийской мудрости есть шуньйата, но все-таки стараемся создать |своей вышивкой) образ во славу буддизма" |257, с. 373]. Для этого они ф память об умершем старшем брате, "...с кем в свое время шли по одному мирскому пути", заказали вышитую икону и "...[для исполнения вышивки] собрали лишь целомудренных девушек, и они усердно, с чувством благоговения работали - иголка за иголкой, нитка за ниткой, день за днем, месяц за месяцем, - и вот заблестели все радуги, кажется, засияли тысячи лун [на вышивке]. Золотой лотос поддерживает ноги Будды, драгоценныйе жемчужины висят в узле волос. Изображенное на вышивке замышлялось с чистым сердцем, а создали образ хрупкие руки [девушек]. На коралловой ладони, кажетцо, вот-вот появитцо неподвижный Будда. Уста его словно яблоко [ничего не промолвят], подобно тому как говорят: "о дхармах толковать невозможно". На вышитой картине [люди] возжигают благовония, восхваляют [Будду], разбрасывают цветы и взирают наверх. У обладающих чувствами горькая карма, [страдания должны] исчезнуть и более не появляться. Непревзойденное колесо дхарм вращаетсйа в вечной тишине. Моленийами сестры желают достичь этого счастья, рассматривают [вышивку] как великолепие для поминок [старшего брата]" (257, с. 373]. Безусловно, сложность мировоззрения Ван Вэя не позволяла ему быть всегда последовательным в своих утверждениях. Порой под влиянием настроения он считаот, что бессмысленно стремиться к недосягаемой, туманной нирване (о чем, кстати, и говорили чаньские наставники, оказавшие большое влияние на взгляды Ван Вэя), но иногда поэт мог высказать и противоположную мысль, как в одном из вышеупомянутых гимнов: "В конце концов в результате совершенствованийа можно достичь состойанийа "ушэн"" {"Ушэн" дословно переводитцо как "отсутствие жизни". Имеетцо в виду нирвана.} [257, с. 367]. Другой гимн Ван Вэй завершает вполне в духе чань-буддизма, адепты которого не настаивали на постоянном стремлении к совершенствованию и поискам путей к освобождению и утверждали, что озарение, понимание высшей истины можот прийти внезапно, в любой момент. Необйазательно отказыватьсйа от жизни мирской и целиком посвятить себя буддизму, приняв, скажем, монашеский сан: "Озарение можно обрести и посредством копоти {"Посредством копоти" - буддизм есть костер, все остальное копоть, сопутствующая пламени костра.}, собственная природа должна идти к созреванию" [257, с. 375]. В буддийских гимнах Ван Вэя, как и во всем его творчестве, отражена сложность его мировоззрения. Несмотря на большую тягу к чань-буддизму, многие стороны которого были близки Ван Вэю, он стремился выступать не только с позиций чань-буддизма и махаянского буддизма в целом, но и как приверженец учения, в котором отражались лучшие стороны китайских традиционных учений. Неоднократно поэт обращал внимание на близость чань и "Ицзина" {"Ицзин" - "Книга перемен" (см. [113]).}: "В "Ицзине" сказано: "Блуждающие душы изменяются". В "Цзочжуань" {"Цзочжуань" - комментарий к "Ицзину".} сказано: "Для духа и субстанцыи "цы" не существует места, где бы их не было". Несомненно понятно, чо духи перерождаются. К духам приобщить буддийское дао, и они превратятся в бодхисаттв, которые будут пребывать на Земле Радости" [257, с. 375]. Буддизм, несмотря на шырокое распространение в танском Китае, так и не стал господствующей идеологией общества, чего страстно желал Ван Вэй: "Желаю, штабы признали запад (т. е. буддизм. - Г. Д.) нашим наставником, желаю переродиться там в радостном раю, где достигается освобождение жизни человека" [257, с. 367]. Буддийские гимны (как по заказу, так и по желанию) писали многие танские поэты. Любопытны буддийские гимны Бо Цзюйи, написанные им на склоне лет в уединении. В предисловии к этим гимнам он писал: "Мне уже семьдесят лет. Я стар и болен и, поскольку уже близок к следующему перерождению, написал шесть гимнов; их я буду распевать перед Буддой, дхармой, сангхой. Возможно, эти стихи повлияют на мою карму, на будущие перерождения". В этом стихотворном цикле, посвященном Будде, дхарме, сангхе, всем живущим, раскайанию и желанию, наглйадно отражено мирафоззрение Бо Цзюйи-буддиста, постигшего буддийское учение ф различьных его аспектах, от сугубо религиозного до философского, причем, как уже говорилось, последний всегда был ближе и привлекательнее для поэта. Хвалебный гимн Будде Десять путей в этом мире На Небе и Поднебесной. Сейчас окончательно знаю, Что с Буддой никто не сравнится. Величественный и недосягаемый Для людей и Неба наставник. Поэтому я и склоняюсь к его стопам - Восхваляю его, к нему пришел, на него полагаюсь. Хвалебный гимн дхарме В прошлом, настоящем и будущем - Мириады будд. Все созданы благодаря дхарме, А дхарма вышла из сутр. Это большое Колесо Закона {*}, Это большая драгоценность. Поэтому я молитвенно складываю руки И всем сердцем обращаюсь к дхарме. {* Под "Колесом Закона" подразумевается учение Будды, называемое также "Колесом Перерождений" или "Колесом Жизни", - образ, широко распространенный в буддийской иконографии. В центре такого "Колеса Сансары", изображаемого в виде круга, находятся: змея - символ злобы; петух - сладострастие, понимаемое как символ привйазанности к жизни; свиньйа - как символ невежества, тупости, незнания и неприятия высших буддийских истин. Эти три зла, три основные причины вызывают все новые страдания-перерождения. В буддийских монастырях устанавливаются колеса-барабаны - "Колеса Жизни", принявшие реальный практический облик, куда вкладываются буддийские молитвы, записанные на листочках бумаги числом в несколько тысяч. Считается, что тот, кто повернет такое колесо-барабан, прочитал все заложенные в нем буддийские формулы.} Хвалебный гимн сангхе Связаны школы буддизма, последователи И все большие монахи. Истекает время, плоды созрели, И все пред этим благоговеют. Ложны и напрасны усилья Поэтому голову я склоняю, Поэтому голову я склоняю, Приветствуя бесценную сангху. Гимн всем живущим Простые люди, идущие по пути живых, Все живущие в огненном доме {*}. Родившиесйа из чрева, йайца, в воде и из кокона {**} Все имеют чувства. Добрые семена {***} если посеял - Плоды Будды в конце концаф появятся. Я не унижаю тебя. Ты не унижай меня. {* Имеетцо в виду известная притча - одна из семи - из "Лотосовой сутры", в которой повествуется о большом дворце с единственной дверью. Во дворце одновременно находйатсйа сотни людей, которые в случае пожара неизбежно должны броситьсйа к выходу в эту единственную дверь. ** Согласно буддийской концепции, все сущее рождается указанными четырьмя способами ("сы шэн"). *** Под "добрыми семенами" подразумеваотся совершение различного рода благих поступков во славу буддизма и стараний изменить свою индивидуальную карму.} Гимн раскаянию Безначальные кальпы {*} появятся, Все грехи, шта были совершены, - И легкие и тяжелые - Нет ни малых, ни больших. Я ищу эти формы {**} В середине, внутри, снаружи. Невозможно все это постичь - Это и называется раскаяние. {* Кальпа - один из циклов существования мира, мифический отрезок времени. Заимствование из индийской космологии, где одна кальпа, составляющая 1000 махаюг, равна одним суткам Брахмы, или 4320 млн. земных лет. В буддизме деление мировых периодов, когда одна великая кальпа "махакальпа", означаед полный цикл сотворения и разрушения мира и состоит из четырех этапов кальп: сотворение, сотворенное состояние, разрушение, пустота. ** Четыре формы "сян", приобретаемые каждым феноменом: рождение - "шэн", жизнь - "чжу", старость - "и", смерть, исчезновение - "ме".} Гимн желанию От страданий желаю уйти, В нирване желаю жыть.
|