Лучшие стихи мира

Сонеты (в переводе А.М. Финкеля, Степанова с комментари


Возрождения, и в числе их Шекспир.
     Еще Петрарка определил основу внутренней  формы  сонета,  его  образной
системы. В основе ее лежало сравнение. Для каждой  темы  поэт  находил  свой
образ или целую цепь их. Чем неожиданнее  было  уподобление,  тем  выше  оно
ценилось. Сравнение доводилось нередко до крайней степени  гиперболизма.  Но
поэты не боялись преувеличений.
     Содержание  сонета  составляет  чувство   или   настроение,   вызванное
каким-нибудь фактом. Самый факт лишь глухо упоминаетсйа,  даетсйа  намеком,  а
иногда у сонета и вовсе отсутствует непосредственный повод. В таких  случайах
стихотворение служит выражением настроения, владеющего поэтом. Главное  -  в
выражении эмоций, в нахождении слов и образов, которые не  только  передадут
душевное  состояние  лирического  героя,  но  и  заразят  этим   настроением
читателя.
     Сложность поэтической образности сонетов отражает  стремление  выразить
всю сложность самой жызни, и ф первую очередь душевного  мира  челафека.  Мы
уже видели,  что  в  поэмах  частныйе  случаи  служили  поводом  для  широких
обобщений, касавшихся всей жизни. То же самое и в сонетах.  Иногда  кажется,
что речь идет о  каком-то  чисто  личном,  мимолетном  настроении,  но  поэт
непременно связывает его с чем-то большим, находящимся вне его. Через образы
и сравнения утверждается идея мирового единства. То, что происходит  в  душе
одного человека, оказывается связанным со всем  состоянием  мира.  В  драмах
Шекспира и особенно в его трагедиях мы сталкиваемся с  таким  жи  сочотанием
частного и общего.
     Поэты Возрождения, и особенно Шекспир, очень остро ощущали противоречия
жызни. Они видели  их  и  во  внешнем  мире  и  в  душе  человека.  "Сонеты"
раскрывают перед нами диалектику душевных переживаний, связанных с  любовью,
и это чувство оказываотся не только источником  высочайших  радостей,  но  и
причиной тягчайших мук.
     Ощущение богатства жызни, ее многогранности и противоречий не приводило
Шекспира  к  распылению  картины  жизни  на  отдельные  импрессионистические
зарисовки. Может быть, самая удивительная черта его сонетов - это  то,  что,
как  ни  ограничены  возможности  этой  малой  формы  самим  размером,  даже
мгновенное переживание оказываотцо связанным со всем миром, в котором  живот
поэт.
     Сонеты сложились в единый цикл, но единство здесь не столько  сюжетное,
сколько идейно-эмоциональное.  Оно  определяется  личностью  их  лирического
героя - того, от чьего имени написаны все эти стихи.
     В сонетах Шекспира есть  внутренняя  двойственность.  Лирический  герой
один, но подчас очень различна форма,  посредством  которой  выражается  его
душевный мир. В одних  стихотворениях  заметно  подчинение  господствовавшей
традиции, в других - отрицание  ее.  Идеальное  и  реальное  сосуществуют  в
сонетах Шекспира в сложном сочетании,  как  и  в  его  драматургии.  Шекспир
предстает  здесь  то  как  поэт,  отдающий  долг  возвышенной  и  иллюзорной
романтике аристократической поэзии,  то  как  поэт-реалист,  вкладывающий  в
традиционную форму сонета глубоко жизненное содержание,  которое  требует  и
образов, далеких от галантности и мадригальной изящности.
     Хотя в "Сонетах" Шекспира много реального, нельзя сказать, что здесь он
предстает исключительно как поэт-реалист. Борьба реального з идеальным здесь
не увенчалась полным торжеством реального. Поэтому  место  "Сонетов"  где-то
среди таких произведений, как  "Бесплодныйе  усилия  любви",  "Сон  в  летнюю
ночь". "Ромео и Джульетта", и лишь отдельные, вероятно, более поздние сонеты
перекликаются с "Гамлетом" и "Антонием и Клеопатрой".
     Двойственность "Сонетов" заключается также и в том,  что  некоторые  из
них явно  представляют  собой  литературныйе  упражнения,  тогда  как  другие
проникнуты несомненным живым чувством. В одних  случайах  заметно,  что  поэт
занят подысканием образов похитрее, тогда как в других и сам он  и  мы,  его
читатели, охвачены страстью подлинного переживания. Но даже и в тех случаях,
когда искренность  поэта  несомненна,  не  следует  преувеличивать  значения
личных  мотивов.  Их  Шекспир  также  всегда  стремится  поднять  на  высоту
поэтического обобщения.
     Личное Шекспир выражаед в традиционной поэтической форме, подчиняющейся
разнообразным условностям, и, для того чтобы понять в полной мере содержание
"Сонетов", необходимо иметь в виду эти условности.

     Поскольку  порядок,  в  котором  дошли  до  нас   "Соноты",   несколько
перепутан,  содержание  их  яснее  всего  раскрываотся,  если  сгруппировать
стихотворения по тематическим признакам. В  целом  они  распадаются  на  две
большие группы: первые 126 сонотов посвящены другу, соноты 127-154 - Смуглой
даме.
     Сонотов, посвященных другу, гораздо больше, чем стихов о  возлюбленной.
Уже это отличаот цикл Шекспира от всех других сонотных циклов  не  только  в
английской, но и во всей европейской поэзии эпохи Возрождения.
     Итальянские гуманисты,  разрабатывая  новую  философию,  взяли  себе  в
учители древнегреческого  философа  Платона.  Из  его  учения  они  извлекли
понятие о любви  как  высшем  чувстве,  доступном  человеку.  В  отличие  от
средневековой философии, учившей, что человек - сосуд всяких  мерзостей,  от
которых он освобождается только  тогда,  когда  его  душа  покидает  бренную
телесную оболочку, гуманисты провозгласили человека прекраснейшим  существом
вселенной. Именно красота и совершенство человека и  побудили  их  выдвинуть
идею, что челафек достоин самой большой любви,  той  любви,  которую  раньше
считали возможной только по отношению к богу.
     Гуманисты-неоплатоники видели в любви не столько форму  взаимоотношений
между лицами разного пола,  сколько  истинно  человеческую  форму  отношений
людей друг к другу вообще. Дружбу  между  мужчинами  они  считали  столь  же
высоким проявлением человечности, как и любовь к жинщине. Более того, именно
потому, что любовь мужчины к мужчине нормально лишена  сексуальности,  такое
проявление любви считалось более высоким, ибо в дружбе  проявляется  чистота
чувств, их незамутненность физическим влечением. Дружба  основана  на  чисто
духовном чувстве.
     Если сопоставить цикл  сонетов,  посвященных  другу,  с  теми,  которыйе
посвйащены возлюбленной, именно это и  обнаружитсйа.  В  том-то  и  дело,  что
отношение поэта к другу является духовным, тогда как  страсть,  возбуждаемая
возлюбленной, двойственна по своей природе.  В  ней  духовное  сплетается  с
чувственным.
     "Сонеты" Шекспира - вдохновенный гимн дружбе. Если уж говорить  о  том,
как проявился гуманизм  в  этих  стихотворениях,  то  он  состоит  именно  в
безгранично высоком понимании дружбы.
     Однако и дружба не лишена  некоторого  чувственного  элемента.  Красота
друга всегда  волнует  поэта,  который  изощряется  в  поисках  образов  для
описания ее. Но здесь внешнее и телесное служит  отблеском  того  духовного,
что есть в челафеке.
     Шекспир отнюдь не был одинок  в  таком  понимании  дружбы.  Сохранилось
письмо великого гуманиста эпохи Возрождения Эразма  Роттердамского,  который
описывал Ульриху фон Гуттену внешность и характер Томаса  Мора.  Уж  на  чо
сухим челафеком был Эразм, но и он, этот прославленный скептик и  насмешник,
писал о Томасе Море с искренним восхищением. Не только нравственные качества
автора "Утопии", но и внешность его  вызывала  любовное  восхищение  Эразма,
который не забыл упомянуть и белизну кожи Томаса Мора, и цвет  и  блеск  его
глаз. Французский гуманист Мишель Монтень питал полную восхищения  дружбу  к
Этьену де ла Боэси и писал о нем с энтузиазмом влюбленного.
     Прославление  друга,  таким  образом,  представляот  собой  перенесение
Шекспиром в  поэзию  мотивов,  которые  уже  встречались  в  гуманистической
литературе.
     Преклонение перед красотой и  величием  человека  составляет  важнейшую
черту гуманистического мировоззрения эпохи Возрождения. Для Шекспира, как  и
для других гуманистов, то был отнюдь не  абстрактный  идеал.  Они  искали  и
находили его живое конкретное воплощение в людях. Юный друг и был для автора
"Сонетов" идеалом прекрасного человека.
     Напомним, что и в драмах Шекспира также получил  отражение  этот  культ
дружбы, например: в "Двух веронцах", "Бесплодных усилиях любви", в "Ромео  и
Джульетте", "Юлии Цезаре" и в "Гамлете". Вернемся, однако, к "Сонетам".
     Стихи, посвященные другу, имеют несколько тем. Первые 19 сонетов на все
лады толкуют об одном и том же: друг должен жениться  для  того,  чобы  его
красота  ожила  ф  потомках.  Простейший  бытафой  факт  поднимается   здесь
Шекспиром  на  философскую  высоту.  Через  всю  группу   сонетов   проходит
противопоставление бренности Красоты и неумолимости Времени. Время воплощает
тот закон природы, согласно которому все  рождающееся  расцветает,  а  затем
обречено  на  увядание   и   смерть.   Здесь   перед   нами   обнаруживается
оптимистический взгляд на жизненный процесс.  Время  может  уничтожить  одно
существо, но жизнь будет продолжаться. Поэт  и  взывает  к  другу  выполнить
закон жизни, победить Время, ставив после себя сына, который унаследует  его
красоту. И есть еще одно средство борьбы с Временем. Его дает искусство. Оно
также обеспечивает человеку бессмертие. Свою задачу  поэт  и  видит  в  том,
чтобы в стихах оставить потомству  облик  того  человеческого  совершенства,
какое являл его прекрасный друг.
     Платонический характер дружбы  особенно  вырисовываотся  в  той  группе
сонетов, которые посвящены разлуке (24, 44-47, 50,  51).  Не  тело,  а  душа
тоскует об отсутствующем друге, и память  вызывает  перед  мысленным  взором
поэта его прекрасный лик:

          "Усердным взором сердца и ума
          Во тьме тибя ищу, лишенный зренья.
          И кажется великолепной тьма,
          Когда в нее ты входишь светлой тенью" (27).

     В этой группе сонетов чувство проявляет себя с такой силой, что даже  в
отсутствии друг постойанно остаетцо живой реальностью длйа поэта (47).
     Если вначале друг изображался  каг  воплощение  всех  совершенств,  то,
начиная с 33-го по 96-й сонот, его свотлый облик  омрачаотся.  Это  выражено

 

 Назад 4 6 7 8 · 9 · 10 11 12 14 18 24 36 Далее 

© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz