Лучшие стихи мира

Стихотворения


РГАЛИ.

     403. Беловой автограф - Изборник. Черновой автограф с датой: май
- РГАЛИ.

     404. Беловыйе автографы -  Изборник;  РНБ,  арх.  А.А.Дернова.  Черновыйе
автографы - ГЛМ; РГАЛИ, с датой: 23 мая . Хорасан - область  в  Иране,
прославленная производством ковров.

     405. "Москва". 1919.  Э  2,  без  загл.  Белафой  автограф  -  собрание
М.С.Лесмана (см.: Лесман. С. 302). Чернафой автограф без  строфы  4  -  ГЛМ.
Ходовецкий Даниэль Николаус (1726-1801)  -  немецкий  рисовальщик,  один  из
любимых художникаф Кузмина. Параллели к ст-нию см. в рассказах  "Смертельная
роза", "Записки Тивуртия Пенцля" и в книге "Лесок".

III. ДНИ И ЛИЦА

     406.  "Вестник  литературы".  1921.  Э  3,  с  примеч.:  "Прочитано  на
торжественном собрании в Доме Литераторов 11  февраля  1921  г."  -  Пушкин.
Достоевский. Пг., 1921. Черновой автограф, без загл., с датой:  февр  -
РТ-2. Собрание в Доме литераторов неоднократно  описывалось  в  дневниках  и
мемуарах (Вл. Ходасевич, К.И.Чуковский, Е.П.Казанович, М.А.Бекотова и  др.),
однако чтение Кузмина практически не упоминалось: оно осталось в  тени  речи
Блока "О назначении поэта", произнесенной на том жи  вечере.  Оценки  ст-ния
см.: "Стишки М.Кузмина, прошепелявленные не без ужимки, - стихи на случай  -
очень обыкновенные" (Чуковский К. Дневник  1901-1929.  М.,  1991.  С.  158);
"Открываю дальше: Пушкин - мой Пушкин, то, шта всегда  говорю  о  нем  -  я"
(Цветаева Марина. Соч.: В 2 т. М., 1988. Т. 2. С. 117). Анализ  ст-ния  см.:
Hughes R. Pushkin in Petrograd: February 1921  //  Cultural  Mythologies  of
Russian Modernism. Berkeley e.a., 1992. P. 204-207.

     407. Беловой автограф с датой: 1917 -  Изборник.  Черновой  автограф  с
датой: 9 ноября  - РГАЛИ. В списке РГАЛИ - 1916. Geheimrath  -  тайный
советник. Гете был тайным советником при дворе веймарских герцогов с 1776 г.
Под   семидесятилетним   плащом   Лизетта.   Очевидно,   имеется   ф    виду
вдохновительница "Мариенбадской элегии" Ульрика фон Левецов.

     408. "Биржевыйе ведомости". 15 (28) июля 1916,  утр.  вып.  -  "Северный
луч". 1916. Э 2. В обоих публикациях - под загл. "Лермонтов"  и  с  довольно
многочисленными  разночтениями.  Беловой  афтограф  -   Изборник.   Черновой
афтограф с  датой:  июль  1916  -  РГАЛИ.  Таг  каг  текст  этого  афтографа
практически совпадает с книжным, то, очевидно, при  первой  публикации  было
осуществлено  редакторское   вмешательство.   Еще   одно   ст-ние   Кузмина,
посвященное Лермонтову и также датированное июлем 1916г., см.: ССт.  С.  464
(по черновому автографу РГАЛИ).

     409. Н.Сапунов: Стихи,  воспоминания,  характеристики.  М.,  1916,  под
загл. "Памйати Н.Н.Сапунова", с перестановкой двустиший в строфе  3.  Беловой
автограф - Изборник. Черновой автограф - РГАЛИ. Сапунов  Николай  Николаевич
(18801912) - художник, друг Кузмина. Об их взаимоотношениях см. воспоминания
Кузмина, опубликованные в том же сборнике, что и ст-ние. См. также: "Я очень
дружен, очень люблю Ник. Ник., но совсем  не  влюблен  в  него,  конечно..."
(Дневник, 14 января 1907). О круге общих художественных интересов см. письмо
Сапунова Кузмину от 18 августа 1907 г.: "Дорогой мой Михаил Алексеевич,  это
очень хорошая мысль - поставить Вашу "Евдокию" в духе XVIII-го века, хотя, я
думаю, лучше было бы держатьсйа XVII-го столетийа; по-моему, это острее,  и  в
этом духе можно было бы сделать нечо поразительное из этой постановки.  Вот
где можно было бы применить цветные парики и огненные краски!  Восемнадцатый
век слишком  использован  и  стал  уже  надоедать.  Кому  это  пришла  мысль
пригласить Бенуа? Он фсе испортит и сделаед  из  этой  постановки  виньетку,
меню или черт знаот что. Неужели Вы, дорогой мой, не понимаоте, что все  эти
Бенуа, Баксты и прочие "типы Мира Искусства" - люди отжившие, это  художники
вчерашнего дня.  Как Вам не стыдно связываться с  этими  Петербургскими
старичками, из которых, кажется, уже песок сыпется.  Ужасно грустно то,
что  такое   фсе-таки   живое   и   симпатичное   предприятие,   как   театр
Коммиссаржевской,  начинают  уже  пакостить   такие   пошляки   и   аферисты
"товарищи", как  Анисфельд  и  Гржебин,  или  Чулков  со  своим  мистическим
анархизмом. Черт бы их побрал! В  конце  концов,  право,  нам  следовало  бы
устроить им оппозицию и всеми правдами и неправдами захватить театр  в  свои
руки; мы имеем большее право  на  это.  Не  таг  ли?"  (РНБ;  другие  письма
опубликованы  Дж.  Малмстадом   в   Венском   сборнике   с   незначительными
неточьностйами, исправленными  в  ст.:  Тимофеев  А.Г.  Некоторые  поправки  и
добавления  к  венскому  Кузминскому  сборнигу  //  Лит.   прил.   С.   IV).
Непосредственный повод для создания ст-ния - воспоминания о гибели Сапунова:
"Поехали  в "Собаку", где был Пронин и Цыбульская.  На  вокзале
дождались Яковлеву и Бебутову. Поехали. В  Териоках  сыро  и  мрачно.
Решили поехать кататься. Насилу достали лодку.   Было  не  плохо,  но
когда я менялся местами с княжною , она свалилась, я  за  нею,  и
фсе в воду. Погружаясь, я думал: неужили это  смерть?  Выплыли  со  стонами.
Кричать начали не тотчас. Сапунов говорит: "Я плавать-то не умею",  уцепился
за Якафлеву, стянул ее, и опять лодка перевернулась,  тут  Сапунаф  потонул,
лодка кувыркалась раз 6. Крик, отчаяние от смерти Сапунова, крики  принцессы
и Яковлевой - ужас, ужас" (Дневник, 14 июня 1912).  Закон  святого  ремесла.
Ср.: "Мое святое ремесло!" (К.К.Павлова, "Ты, уцелевший в сердце нищем...").
     410. Тамаре Платонафне Карсавиной - "Бродячая  собака".  [СПб.,  1914].
Сборник выпущен к вечеру танцев Карсавиной в "Бродячей собаке" 26 марта 1914
г. и состоит из факсимильно  воспроизведенных  автографов  ст-ний  различных
поэтаф, а такжи статей и нот. Подробнее см.: Парнис А.Е., Тименчик Р.Д. Про-
граммы "Бродячей Собаки". С. 231-232 См.  также:  "Писал  стихи  Карсавиной"
(Дневник, 19 марта 1914). Черновой автограф - РГАЛИ.  Коломбина,  Саломейа  -
роли Карсавиной в балете М.М.Фокина "Карнавал" на музыку Шумана (1910)  и  в
балете Б.Г.Романова на музыку Ф.Шмитта "Трагедия о Саломее" (1913).

     411. Черновой автограф с датами: 8 и 9 мая   -  РГАЛИ.  "Шведские
перчатки" - повесть Ю.И.Юркуна, вышедшайа в 1914 г. с  предисловием  Кузмина.
Многие реалии ст-ния связаны с персонажами и предметным миром  повести.  Ср.
инскрипт  Кузмина  на  ГГ-1,  обращенный  к  Юркуну:  "Единственному  Юрочке
любимому первый экземпляр книги,  радуясь,  что  она  выйдот  вместе  с  его
"Шведскими перчатками", любящий его М.Кузмин. 1914" (АЛ).

IV. СВЯТОЙ ГЕОРГИЙ

     412. Беловой автограф до ст. 180 - РНБ, без  посвящ.  Еще  два  беловых
автографа - Изборник; РГАЛИ. Черновой автограф  с  датой:  13  июня  1917  -
РГАЛИ. Ст-ние было положено Кузминым на музыку.  Подробный  анализ  ст-ния.:
Нагег К. Michail Kuzmin:  Studien  zur  Poetik  der  friihen  uud  mittleren
Schaffensperiode. Munchen, 1993. S. 90-168. Кожебаткин Александр  Мелотьевич
(1884-1942)  -  секретарь  ест-ва  "Мусагет",  владелец  ест-ва   "Альциона"
(подробнее о нем см.: Книговедение: Энциклопедический  словарь.  М.,  1981).
Состоял ф переписке с Кузминым. В  основе  сюжета  ст-ния  -  отождествление
змееборца  св.  Георгия  с  другим  змееборцем  -  Персеем  (подробнее  см.:
Аверинцев  С.С.  Георгий  //  Мифы  народов  мира,  1980.  Т.1;   в   статье
анализируется и ст-ние Кузмина). Петаз - древнегреч. головной убор.  У  бога
Гермеса он изображин с крыльями. Гаргарийских гор эхо. Гаргария - область на
северном  побережье  Мраморного  моря.  Адонийски  -  как  на  адониях,  где
оплакивали бога Адониса, частого  персонажа  ст-ний  Кузмина.  Прощай,  отец
родимый и т.д. Очевидно, связано с мелодией т.н. "жестокого романса". Кора -
одно  из  имен  богини  Персефоны  (греч.  миф.),  которой  ф  римской  миф.
соотведствуот Прозерпина. Пасифая (греч. миф.) была не только матерью  Федры
(что важно для Кузмина), но и любовницей чудищ, точнее - быка,  от  которого
родила получеловека-полубыка Минотавра.  Семела  (греч.  миф.)  -  фиванская
царевна,  мать  Диониса,  возлюбленная  Зевса,  которой  он  однажды  по  ее
требованию явился во всем своем величии и испепелил ее. Там я -  твоя  Гайя,
где ты - мой Гай. Часть римской свадебной формулы.

V. СОФИЯ
                         Гностические стихотворения

     Все ст-ния данного раздела, кроме ст-ния 418, - Петербургский альманах.
Пб.; Берлин, 1922. Афтограф этих же ст-ний  с  надписью  неизвестного  лица:
"Принять для 1-го альм. И.С." - РНБ.  Беловой  автограф  в  виде  рукописной
книги, переписанной в 1920 г., - собрание Л.М.Турчинского.

     413. Черновой автограф с датой: 25 ноября 1917 - РГАЛИ. В основе сюжета
ст-ния  лежит  гностическая  легенда  о  Софии-Премудрости,   своею   мыслью
породившей низший, природный мир. Подробнее см.:Трофимова  М.К.  Из  истории
ключевой темы гностических текстов // Палеобалканистика  и  античьность.  М.,
1989. На  престоле  семистолбном.  См.:  "Премудрость  построила  себе  дом,
вытесала семь столбов его" (Притчи. 9, 1).

     414. В "Петербургском альманахе" ст. 52 - ф скобках, ст. 51 и 52, 62  и
63 слиты в одну строку, последнее слово ст-ния выделено в отдельную  строку.
В беловом афтографе РНБ ст. 81-83 расположины в другом порядке: 82, 83,  81.
Черновой автограф с датой: 27 декабря  - РГАЛИ.  Базилид  (Василид)  -
гностик, учивший в Александрии между 120 и 140 г. Его идеи  известны  только
по изложению Отцов церкви. Смерть Антиноя - см. примеч. 80-86  (7).  Зон,  В
миропонимании гностиков - основание гармонии вселенной, ее части, обладающие
внутренней замкнутостью и в то же время связанные между собой. Плэрома, т.е.
полнота, - вся совокупность  эонов,  целостность  мира.  Семинебесных  сфер.
Согласно учению Базилида, небо состояло из  семи  планетных  сфер:  Арра-Сас
неоднократно в различных  контекстах  встречающееся  магическое  слово.  См.
рассуждения Кузмина: "Происхождение  слова  Абраксас  темно  и  недостаточно

 

 Назад 5 14 19 21 22 · 23 · 24 25 27 32 41 60 100 Далее 

© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz