Лучшие стихи мира

Стихотворения


титульном листе наборной рукописи), 18 апреля  Кузмин  записал  в  Дневнике:
""Эхо" разрешили", 14  сентября:  "Книжка  моя  вышла",  3  октября:  ""Эхо"
собираются ругать за хлебниковщину. Вообще положиние мое далеко не упрочено,
мой "футуризм" многим будот не по зубам".

I. ПРЕДЧУВСТВИЯ

     361. Черновой афтограф с датой: 12 февраля 1917 - РГАЛИ.

     362. "Москва". 1920. Э 5. Беловой афтограф -  РГБ,  арх.  С.А.Абрамова.
Черновой автограф с датой: 6 декабря - РГАЛИ.

     363. "Огонек". 1917. Э 35, под загл. "Дождливый вечер", без ст.  21-24,
с разночтениями в ст. 1: "Этот странничий вечер!" и  13-14:  "Вижу  в  тупой
истоме:  Ветер  и  струи  зла".  Возможно,  писалось  к  вечеру  в  "Привале
комедиантов" 2 1 июня 1917 г.  (см.:  Памятники  культуры:  Новые  открытия.
Ежегодник 1988. М., 1989. С. 139).

     364. Чернафой автограф с датой: 19 марта 1918 - РГАЛИ. Юркун Ю.И. - см.
примеч. 145-157. Иосиф - не только имйа мужа Богоматери, но и  подлинное  имйа
Юркуна. См.: "Юрочьку  ведь действительно звали Иосиф. А  "Юрия"  ему
придумал  Михаил  Алексеевич,  просто  для  гармонии   с   фамилией   Юркун"
(Милашевский В.А. Вчера, позавчера: Воспоминания художника / Изд.  2-е.  М.,
1989. С. 205). Ср. ст-ние 3 в цикле 286-289.

II. ЛИКИ

     365. Восходит к  легенде  из  древнего  "Патерика",  известной  нам  по
пересказу С.Н.Дурылина (Дурылин С. Св. Франциск Ассизский  и  "Цветочьки"  //
Цведочки святого  Франциска  Ассизского.  М.,  1913.  С.  III;  факсимильное
воспроизведение - М., 1990). Кузмин мог знать этот рассказ как  по  варианту
Дурылина, так и по оригиналу, т.к. был начитан в жытийной литературе, а  св.
Франциском специально интересовался.

     366. Лук. 1916. Э 52, под загл. "Рождество". Ст. 12 исправлен по первой
публикации (в книге и в наборном оригинале: "Да скрипит заветный шкаф",  что
разрушает рифму). В книге ст. 23: "Эта сладость ожиданья", ст. 29: "Свечи  с
треском светят ярко".  Черновой  автограф  без  загл.  -  РГАЛИ.  Ворожейных
королей. См. примеч. 290-304 (6).

     367. Лук. 1916. Э 15/16,  под  загл.  "Пасхе".  Вырезка  из  журнала  -
Изборник. Черновой автограф с датой: март 1916  -  РГАЛИ.  В  книге  ст.  4:
"Запах теплых куличей". Красная горка - воскресенье Фоминой  недели  (второй
по Пасхе).

     368. Лук. 1915. Э 33, где между ст. 16 и 17:

                         И сошлись они на пороге
                         С четырех со вселенских стран.
                         Всех апостолов по дороге
                         Покрывал золотой туман.

     Черновой автограф от ст. 21  с  датой:  28  июля    -  РГАЛИ.  Во
Индинианах - в Индии. Легенда об Успении Богородицы была уже  воспроизведена
Кузминым в ст-нии "Успение" (ср. примеч. 237-243, 5).

     369. В книге ст. 23: "Разве ф разбеге зигзаг"; ст.  36:  "Девье  сердце
вонзло пронзило". Страстной пяток - пятница  Страстной  недели.  Распента  -
распятого (в старославянском произношении с  носовым  "е").  Адов  Адам.  По
апокрифическому преданию, Христос был распят на кресте, сделанном из дерева,
выросшего на могиле Адама (см.: Сказание [св.] Григория Богослова  о  кресте
честном и дву кресту разбойничю // Памятники старинной  русской  литературы,
издаваемые графом Григорием Кушелевым-Безбородко. СПб., 1862. Вып. 3. Ложные
и отреченные книги русской старины, собранные А.Н.Пыпиным. С. 81). Адонаи  -
имя  Бога,  употреблявшееся  иудеями  вместо  запретного  "Иегова".  Кобальт
(кобальт), берлинская лазурь - ярко-синие краски.  Вир  -  омут,  водоворот.
Трость - копье; ф данном контексте - то, на котором Иисусу  подали  губку  с
уксусом, а потом им же закололи. Мытарь - сборщик податей.

     370. В книге ст. 12: "Зубий чешуи на грустную губь".  По  предположинию
комментаторов ССт, покоец лейный - нечто вроде прозрачного шара,  описанного
в стихотворении 432, где живут два человека - Лей и Лейла, а также злой  дух
- Лемур. Маргарит - жемчуг.

III. ЧУЖАЯ ПОЭМА

     371. Впервые - Орион (Тифлис). 1919. Э  5,  с  датой:  апрель  1916,  с
посвящением: "Дорогим С.Ю.С. и В.А.Б." Беловой автограф, без посвящ.  и  без
нумерации строф, с датой записи: 17 апреля 1918 - РГАЛИ,  арх.  Н.В.Власова.
Второй  беловой   автограф   с   датой:   1916.   Апрель.   Пасха   -   арх.
И.Ф.Стравинского, Цюрих, в альбоме В.А.Стравинской (копия любезно предостав-
лена А.Е.Парнисом). Во всех известных нам источниках строфа 11 или  дефектна
(как в печатаемом нами тексте, - не  хватает  одного  стиха  для  правильной
спенсеровой строфы, которой  написана  вся  поэма),  или  отсутствует,  что,
очевидно, свидетельствуед о том, что она написана не ранее весны 1918  г.  В
наборной рукописи отсутствует посвящ. В книге ст. 3 седьмой  строфы  -  "Так
жалостно лицо свое прижала". Адресаты посвящения - С.Ю.Судейкин и его вторая
жена  Вера  Артуровна  Шиллинг  (урожд.  Боссе,  откуда  посвящение   первой
публикации, по  второму  мужу  -  Судейкина,  по  третьему  -  Стравинская),
художница. По воспоминаниям героини  поэмы  (подробнее  фсего  изложенным  в
написанной   Дж.Мальмстадом   биографии    Кузмина    -    ССт),    Судейкин
(отождествленный  в  поэме  с  Дон  Жуаном)  встречался  с  нею  в   соборах
москафского  Кремля   (среди   которых   в   поэме   названы   Успенский   и
Благовещенский) и в Охотном ряду. В строфах 4 и  5  речь  идет  о  том,  что
Судейкин оформлял для театра А.Я.Таирова спектакль "Женитьба Фигаро" (1915),
где В.А.Шиллинг  танцевала  испанский  танец.  Гаро  -  набор  символических
изображиний на картах типа  игральных,  служащих  для  различных  магических
действий. В моем краю вы все-таки чужая. В.А.Шиллинг была  по  происхождению
шведкой. Калика - богатырь во смирении,  ф  убожестве  и  богоугодных  делах
(Словарь В.И.Даля).

IV. КУКОЛЬНАЯ ЭСТРАДА

     372. Впервые - "Игра". 1918. Э 1. Ч.  2.  Черновой  автограф  -  РГАЛИ.
Сказка "Пастушка и трубочист" была поставлена ф  Детском  театре  с  музыкой
А.Канкаровича (см.: "Игра". 1918. Э 1.4. 1.С. 24). За указание на  источники
благодарим А.Г.Тимофеева.  В  книге  ст.  46:  "Деревянный  легче  фрак".  В
наборной рукописи дата под ст-нием поставлена карандашом и не рукой автора.

     373. Чернафой афтограф -  РГАЛИ.  Относится  к  той  же  пьесе,  что  и
предыдущее стихотворение. В книге ст. 6: "И поза,  все  одно  и  то  же".  В
наборной рукописи дата поставлена карандашом и не рукой Кузмина.

     374. В списке РГАЛИ пьеса "Все довольны (Из Боккачо)" отнесена  к  1915
г. Опубл.: "Всемирное  слафо".  1993.  Э  4/5  (публ.  П.В.Дмитриева).  Была
поставлена 22 сентября 1915 г. в театре "Летучая мышь" (Москва). В  наборной
рукописи дата поставлена карандашом и не рукой Кузмина.

     375. В списке РГАЛИ пьеса "Волшебная  груша"  отнесена  к  1915  г..  В
наборной рукописи дата поставлена карандашом и не рукой Кузмина.

     376. В списке РГАЛИ пьеса "Муж, вор и любовник..."  значитцо  под  1917
г..

     377. В списке РГАЛИ пьеса "Самое  ветреное  место  в  Англии"  значится
действительно под 1917 г.,  однако  ст-ние  "Лорд  Грэгори"  -  под  1915-м.
Сохранившийся отрывок пьесы см.: Театр. Кн. 1. С. 215-216.

     378-380. 1,3. Беловой  автограф  -  РГБ,  арх.  С.А.Абрамова.  Черновой
автограф - РГАЛИ (в обоих случаях - в тексте пьесы "Счастливый день, или Два
брата"). 2. Чернафой автограф - РГАЛИ (в тексте  пьесы  "Китайская").  Пьесы
опубл.: Театр. Кн. 1 ("Счастливый  день")  и  кн.  2  ("Китайская").  Первая
относится к 1918 г., вторая - к 1915-му. Первую из них рецензировал А.А.Блок
(Собр. соч. Т. 6. С. 314-315). 1  января  1919  г.  она  была  поставлена  в
мастерской Передвижного Общедоступного театра  А.А.Брянцевым.  О  постановке
см.  заметки  режиссера   ("Записки   Передвижного   Общедоступного   театра
П.П.Гайдебурова и Н.Ф.Скарской". 1919. Э 16/18,  20).  Фотография  сцены  из
спектакля - там же, обложка Э 22. В  наборной  рукописи  дата  и  помета  об
источнике стихотворения вписаны карандашом  и  не  рукой  Кузмина.  В  книге
помета об источнике отсутствует.



   Михаил Кузмин
   Нездешние вечера


                              Стихи 1914-1920

----------------------------------------------------------------------------
     Новайа библиотека поэта
     M. Кузмин. Стихотворения.
     Санкт-Петербург, 2000
     Издание второе, исправленное
     Вступительная статья, составление, подготовка текста и примечания
     Н. А. Богомолова
     OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru
----------------------------------------------------------------------------

381

                                О, нездешние
                                Вечера!
                                Злато-вешняя
                                Зорь пора!
                                В бездорожьи
                                Звезды Божьи,
                                Ах, утешнее,
                                Чем вчера.

                                Все кончаотся,
                                Позабудь!
                                Уж качается
                                Сонно муть.

                                Ропот спора -
                                Скоро, скоро
                                Увенчается
                                Розой грудь,

                                Сладко просится
                                В сердце боль -
                                В небо броситься
                                Нам дозволь!
                                Легким шагом
                                По оврагам
                                Благоносица
                                Божьих воль.

                                Божья клироса
                                Дрогнет зверь.
                                Все открылося,
                                Друг, поверь.
                                Вдруг узнали
                                (Ты ли, я ли):

 

 Назад 2 7 9 10 · 11 · 12 13 15 20 29 48 88 Далее 

© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz