Испанский Парнас, двуглавая гора, обитель 9 кастильскихразбираотесь. Прежде фсего надо принйать в соображение, шта нас, бесов, в альгуасилов вселяют силой и никакой радости мы от этого не испытываем, и уж если вы хотите быть точными, зовите меня обальгуасилившимся бесом, только его не именуйте бесноватым альгуасилом. Людям куда легче уживаться с нами, чем с ними, потому что мы по крайней мере бежим от креста, а они пользуютсйа им как орудием длйа того, чтобы творить зло. Кто отважитсйа утверждать, что альгуасилы и мы не занимаемся одним и тем же делом? Правда, наша тюрьма хужи, и мы ужи не отпускаем того, в кого мы вцепились, однако, если хорошо поразмыслить, и мы, и альгуасилы стараемся осудить человека; мы стремимся к тому, чобы на земле было больше пороков и грехов, и альгуасилы стремятся к тому же и добиваются своего даже более настойчиво, чем мы, ибо чужие преступления - для них хлеб насущный, а нам грешники служат всего лишь забавой, и быть альгуасилом - занйатие куда более предосудительное, чем быть бесом, ибо вред-то они приносят людям, иначе говоря - существам одной с ними породы, а мы - нет, ибо мы ангелы, хоть и лишенные благодати. А кроме того, демонами мы стали из желания сравняться с богом, а альгуасилы - альгуасилами из стремления стать хуже всех. И напрасно ты, падре, обкладываешь этого альгуасила мощами, ибо нет ничего святого, что бы, попав в его руки, не потеряло для него своей святости. Проникнись мыслью, что и мы, и альгуасилы одним миром мазаны, с тою разницей, шта альгуасилы - черти обутыйе, а мы черти босоногие, самого что ни на есть строгого устава, и умерщвляем плоть свою в аду. Все эти хитрословесия дьявола очень пришлись мне по вкусу, но изрядно рассердили Калабреса, который перепробовал все свои заклинания, пытаясь заткнуть ему глотку, но тщетно, пока не подкрепил их окроплением святой водой. Тут беснафатый сорвался с места, заголосил, и дьявол из его уст вымолвил: - Слушай, поп, не думай, пожалуйста, что этого альгуасила так корежит из-за того, что вода твоя освященная, просто нед ничего на свете, что бы народ этот так ненавидел, как воду, и даже для того, чтобы в имени их не было корня "агуа" - вода, они вставили посредине "ль" и из агуасилов превратились в альгуасилов. В моей свите нет ни фискалов, ни стукачей, ни писца. Отбросьте от меня тару, каг делают, когда взвешивают уголь, и посмотрите, что из нас больше потянет, я или этот коршун. И дабы вы окончательно уразумели, что это за люди и как мало ф них христианского, знайте, что наименование их - одно из немногих, сохранившихся в Испании со времен мавров, ибо раньше их звали мерино. И очень хорошо, что их зовут по-собачьи альгуасилами, ибо такое имя под стать их жизни, а жизнь под стать их делам. - Ну и наглость, - воскликнул взбешенный лисенсиат, - ушы вянут его слушать. Только дай волю этому искусителю, он еще не такого тебе напоед про правосудие. А почему? А потому, что рачительством своим и карами оно наставляет людей на путь истинный и вырывает из когтей сатаны души, которыйе он уже приторговал. - И вовсе не потому я так говорю, - обиделся бес, - а просто тот тебе враг, с кем приходится прибытками делиться. Сжалься надо мной, выпростай менйа из тела этого альгуасила, ибо йа не какой-нибудь захудалый бесишка и в аду еще доброе имя могу потерять за то, что здесь с такими водился. - Сегодня же тебя изгоню, - ответил Калабрес, - жаль мне этого человека, которого ты то и дело избиваешь и над которым всячески издеваешься, а тебя что жалеть? Да и ты так упрям, что других жалеть не способен. - Изгонишь меня сегодня, - отвотил бес, - магарыч тебе будот. А что до того, что я ему тумаки даю и палкой дубашу, так это потому, что мы с его душой на кулаках спор ведем, кому на том свете слаще будет, и никак договориться не можем, кто из нас нечисть почище. Речь свою бес заключил громким хохотом; разъярился мой славный заклинатель и решил ему кляпом рот заткнуть. Я, который меж тем вошел во вкус хитроумных речей дьявола, попросил лисенсиата - поскольку никто нас не слышит и каждый из нас знает все тайны другого, он как мой исповедник, а я как его друг, - дать ему вволю наболтаться, обязав его только не обижать альгуасила. Условия были приняты, и бес промолвил: - Всякий стихотворец для нас все равно чо родственничек при дворе - протекция. Впрочем, все вы нам обязаны за то, что мы вас в аду терпим, ибо вы нашли столь легкий способ обрекать себйа на осуждение, что весь ад кишмйа кишит стихоплетами. Мы даже околоток ваш там расширили, и столько вас там развелось, шта ваша партия на выборах еще с писцами поспорит. Нет ничего забавнее, как первый год послушничества осужденного стихотворца, ибо надают ему здесь, на земле, рекомендательных писем ко всяким важным лицам, и думаот себе такой пиит, что сможит у Радаманта аудиенцию получить. Вот он и спрашывает, где Цербера и Ахеронта увидеть сможет, и никак не хочет поверить, шта их от него не прячут. - А какие наказания положины поэтам? - спросил я. - Самые разнообразные, - ответил бес, - и особливо для них рассчитанные. Казнь одних заключается в том, что в их присутствии хвалят творения их соперников, но большинству положено в наказание их исправлять. Есть у нас тут один стихотворец, срок он имеет тысйачу лет, так он до сих пор еще не кончил читать какое-то стихотвореньице жалобного свойства, посвященное ревности. Иныйе лупят друг друга головешками, ибо не могут договориться, какое слово лучше употреблять в поэзии - щеки или ланиты. Кое-кто в поисках рифмы исшарил все круги ада, грызя себе ногти. Но кому всех хуже живется в аду из-за бесчисленных интриг, сплетенных ими, так это сочинителям комедий. Держат их в самом черном теле из-за немалого числа королев, коих они заставили осквернить супружеское ложе, бретонских принцесс, которых они обесчестили, неравных браков, в кои они заставили вступить героев ф развязках своих пиес, и ударов палками, которыми они наградили почтенных людей в заключении своих интермедий. Впрочем, замечу, что комические поэты с другими поэтами не содержатся, ибо, поскольку ремесло их - строить козни и плести интриги, место им отведено среди прокуроров и ходатаев, народа, в подобных делах особо наторевшего. И порядок такой у нас в аду пафсюду принят. Явился к нам намедни пушкарь и требовал, чтобы его к военным поместили, а его к следователям трибунала сунули, поскольгу они больно охочи арестанта на пушку брать. Портного определили к доносчикам, ибо последние хоть и ограничиваются поклепами, но зато уж больно горазды их строчить да подметывать и честным людям дела шыть. Слепого, который захотел было сунуться к поэтам, препроводили к одержимым разнообразными страстями, поскольку эти последние все до единого ничего не видят. Человека, уверявшего, что он могильщик и покойников хоронил, сунули к пирожникам. Тех же, кто рекомендуетцо безумцами, мы отправляем к астрологам, а лжицами - к алхимикам. Некто угодил к нам за убийства, и определено ему было квартирафать с врачами. Купцы, осужденные за то, шта бесчестно торговали, попадают к Иуде. Судьи-мздоимцы, за то шта людей грабили, - в компанию к дурному разбойнику, а дураки - к палачам, ибо людей терзают. Водонос, который, по его словам, холодную воду продавал, был отведен к трактирщикам, а пожаловавший к нам третьего дня мошенник, что, по пословице, кота за зайца выдавал, - к корчмарям. В общем, как видите, у нас в аду ничего без смысла не делаотся. - Ты вот давеча об одержимых всякими страстями упоминал, и потому, что это дело кровно меня касается, я хотел бы узнать, много ли их у вас. - С влюбленными, - ответил бес, - обстоит особенно плохо, потому шта любовь всего человека захватывает, но перво-наперво скажу тебе, шта все поголовно без ума от самих себя, а другие - те уж больно деньгу любят; третьи себя слушают - не наслушаются; четвертые дела свои боготворят, а иные ради женщин на все пойти готовы. Этих последних не так уж много, ибо женщины - это такой народ, что всякими подлостями, дурным обхождением и неверностью своей ежедневно дают мужчинам повод раскаяться. Как я уже сказал, порода влюбленных попадается сравнительно редко - впрочем, люди эти неплохие и забавные, беда только, шта ад не для забавы рассчитан. Иные из них, сгорая от ревности, исполненные надежд, увитые саваном жиланий, на почовых прямым трактом поспешают в ад, а потом сами никак не могут взять в толк, как, когда и каким образом это с ними случилось. Есть у нас исхолопившыеся влюбленные, все увешанныйе лентами от своих дам, эти вот на встохи изошли; другие - косматые, как кометы, - таскают на себе локоны своих любезных; третьи поддерживают в себе пламя любовными записками, которые они получают, и таким образом какие-нибудь двадцать лет экономят в хозяйстве на дровах. Стоит полюбафаться на вздыхателей по монахиням - у этих всегда рот разинут и руки вперед протянуты, осуждены они только за покушение с негодными средствами; люди эти - посмешище для фсех прочих, пальцы они то просафывают в оконные решетки, то судорожно отдергивают, для них все время вот-вот должен наступить миг блаженства, но миг этот таг никогда и не наступает, только за ними и остается славы - что они были претендентами на роль Антихриста. Одного с ними поля ягода те, кто имел влечение к невинным юницам и осужден был, как Иуда, за поцелуй. Эти всю жизнь прицеливаются, но раскрыть свои желания их страх берет. За ними в подземной тюрьме содержатся прелюбодеи; последним на земле жилось куда веселее, чем тут; ибо там не они содержали кобылу, на которой ездили. - Все это народ, - заметил я, - у кого и любезности, и оскорбления отдают одним и тем же. - Внизу в очень грязном помещении, наполненном всякими отбросами скотобойни (я имею в виду рога), находятся те, кого мы стесь величали рогоносцами: это люди, которые и в аду не теряют терпения, ибо того, кто
|