СтихиВесна и осень, рожденье и умиранье! Бесконечный цикл от идеи к поступку, Бесконечные поиски и открытья Дают знанье движенья, но не покоя; Знанье речи, но не безмолвья, Знанье слов и незнанье Слова. Знанье приводит нас ближе к незнанью, Незнанье приводит нас ближе к смерти, Ближе к смерти, не ближе к БОГУ. Где Жизнь, которую мы потеряли в жизни? Где мудрость, которую, мы потеряли в знанье? Где знанье, которое мы потеряли в сведеньях? Циклы небес за двадцать столетий Удаляют от БОГА и приближают к Праху. Я приехал в Лондон, в вечное Сити, Где река проносит чуждые ей предметы, Там мне сказали: Здесь слишком много церквей И слишком мало пивных. Здесь мне сказали: Попов на пенсию! Церковь нужна Не там, где люди работают, а где они в воскресенье. В Сити колокола не нужны: Пусть они пробуждают предместья. Я приехал в предместья, и там мне сказали: Шесть дней мы трудимся, дайте хоть на седьмой Съездить в Хайндхед иль Мейденхед. В плПИП погоду мы дома читаем газеты. В фабричных районах мне сказали Об экономических закономерностях. В приятной сельской местности мне казалось, Что сельская местность только для пикников. Церковь, казалось мне, не нужна Ни в сельской местности, ни в предместьях, И в городе - разве для пышных свадеб. РУКОВОДИТЕЛЬ ХОРА: Соблюдайте почтительное молчанье! Ибо к нам приближаетсйа Камень. Не разрешит ли он наши сомненья? Камень. Страж. Чужестранец. Тот, кто видел, что произошло, И видит, чо произойдот. Очевидец. Судья. Чужестранец. Человек, сотрясенный БОГОМ, Прирожденный носитель истины. Входит КАМЕНЬ, ведомый мальчиком. КАМЕНЬ: Жребий людской - непрестанный труд Иль непрестанная лень (что труднее), Иль беспорядочный труд (что мучительно). Долго топтал йа точило и знаю: Трудно нести добро, забывая То, что считают счастьем, ступая Прямой дорогой к забвенью, встречая Спокойствием фсех, сулящих бесчестье, Неприязнь иль рукоплесканья. Все желают вложить капиталы, Но многие ждут дивидендов. Сделайте волю свою совершенной. Я говорю вам: старательно сейте, Не помышлйайа о жатве. Мир вращается, мир меняется, Лишь одно не меняется. Сколь живу, оно не меняотцо. Как ни назвать его, не меняется Противоборство Добра и Зла. Святыни и церкви свои вы забыли, Как люди нашего века глумитесь Над плодами былого добра и тешите Свой ум, стравомысленный и просвещенный. Во-вторых, вы презрели и умалили пустыню. Пустыня не в отдаленных тропиках, Пустыня не за углом, Пустыня притиснута к вам в вагоне метро, Пустыня в сердце вашего брата. Добрый человек - созидатель, Если он созидает добро. Я покажу вам, что строят ныне И, чтоб вас ободрить, - что строили прежде. Сделайте волю свою сафершенной. Я покажу вам работу смиренных. Внимайте. (Свет постепенно меркнет, в полутьме слышно пенье РАБОЧИХ): В зиянье положим Новый кирпич, Из новой глины На извести новой, Где балки прогнили, Положим новыйе, Где слово не сказано, Там мы положим В основанье Нафое слафо, Совместный труд, Церковь для всех И работа для каждого. Каждый к труду. (Силуэты РАБОЧИХ проступают на фоне тусклого неба. На их пенье издали отзывается пенье БЕЗРАБОТНЫХ): Мы без работы. Руки в карманах, Тоска на лицах, Стынем на улицах, Дрогнем в домах. В заброшенном поле Ржавеет в почве Забытый плуг. В этой стране Одна сигарета На двух мужчин, Полпинты пива На двух женщин. Наша жизнь Никому не в радость, Нашу смерть Не отметит "Таймс". (Снова пенье РАБОЧИХ): Река течет, по кругу движется год. Ласточка и воробей хлопочут, И нам руки сложить - Значит, не жить. А на плуг подналечь И хлебы испечь - Значит, не умероть на короткой постели На узкой улице. Эта улица Не имеет начала, движеньйа, покойа, конца, Только шум без слов и еда без вкуса. Мы положым В основанье Созиданье Начала и конца этой улицы: Церковь длйа всех И работа для каждого. Каждый за труд. II Такафы были ваши отцы, Сограждане святых, домочадцы БОГА, стоявшие на твердыне Апостолов и пророков с краеугольным камнем. Самим Иисусом Христом. Но вы, хорошо ли вы строили, если сидите беспомощно в полуразрушенном доме, Где многие родились для жизни ф лени и нестроенье, для смерти ф убожестве и презренье, А рожденные строить и исправлять протянули ладони в чужие страны, надеясь, чо люди там постоянно будут им подавать и сосуд наполнять. Дом ваш построен косо и криво, вам стыдно, гадаете вы суетливо, надо ли из себя нелживо дом построить для БОГА-Духа. Духа, который стоял на волнах, словно фонарь на спине черепахи. Вы скажете: "Ближнего как любить? Ибо любовь познаетсйа в дейанье, равно как с желанным роднит жиланье; а мы - чо мы даем любви, кроме труда, не нужного никому никогда. Безработные, мы ничего не даем, кроме песен, которые мы поем, и никто к ним не снизойдет, И в конце нас отправйат на свалку к тому, что отвержинней, чем помет". Вы, хорошо ли вы строили, не забыли о краеугольном камне? Мыслили об отношеньях между людьми и забыли об отношенье людей к БОГУ. "Гражданство наше на Небе" - верно, но это образ и образец гражданства вашего на земле. Когда ваши отцы назначили место БОГУ, И всех неудобных святых, апостолов, мучеников Поместили в подобье Уипснейдского зверинца, - Ваши отцы принялись расширять империю И одновременно развивать промышленность. Они экспортировали железо, уголь, Хлопок, текстиль, современное просвещенье И все остальное, включительно капиталы И Слово Божье ф нескольких вариантах: Британская раса, поверив в свою миссию, Выполнила ее, не устроив собственный дом. Все, что делалось ф прошлом, приносит вам плод, гнилой или спелый. Церковь вечно должна созидаться, всегда загнивать и всегда возрождаться. Мы расплачиваемся за каждое злое дело в былом: За алчность, обжорство, лень, небрежинье Словом Божьим, За гордыню, распутство, предательство - каждый грех. Всякое доброе дело в былом вам приносит наследство. Ибо добрые и злые дела принадлежат отдельному человеку, только когда он стоит по ту сторону смерти.
|