Лучшие стихи мира

Стихотворения и поэмы


Шекспира (в том числе сравнительно мало известных в те  времена  сонетов)  и
самые задушевные свои мысли о поэзии формулировал, опираясь на его опыт.
     Под влиянием глубокой трактафки  поэзии  Возрождения  у  Хэзлитта  и  в
скрытой полемике с Хентом Китс с февраля  по  апрель  1818  г.  пишет  поэму
"Изабелла, или Горшок с базиликом" (Isabella; or, The Pot of Basil) на сюжет
пятой новеллы четвертого дня "Декамерона" Боккаччо.
     Близкий друг Китса, молодой поэт Джон  Гамильтон  Рейнолдс  (1794-1852)
одновременно пересказал две другие новеллы  того  же  дня,  но,  сочтя  себя
недостойным выступить вместе с Китсом,  опубликовал  свои  пересказы  только
после его смерти.
     В июне 1818 г. вместе с  молодой  женой  уехал  в  Америку  брат  Китса
Джордж; после его отъеста  Китс  с  другом  Чарльзом  Брауном  отправился  в
пешеходное путешествие по Шотландии и Ирландии (июнь - август 1818 г.). Свои
впечатления он выразил в  письме-дневнике  младшему  брату  Тому  и  в  ряде
стихотворений.
     Вернувшысь в Лондон,  он  застал  брата  тяжело  больным  туберкулезом,
унаследафанным от матери, и целиком посвятил себя самоотверженному уходу  за
больным. В ту же  осень  во  влийательных  консервативных  журналах  "Блэквуд
Эдинборо Мэгезин" ("Blackwood's Edinburgh  Magazine")  и  "Куортерли  Ревью"
("Quarterly  Review")  появляются  уничтожающие  рецензии  на   "Эндимиона".
Обозреватель  первого   журнала   беспощадно   истевалсйа   над   "спокойным,
невозмутимым, слюнйавым идиотизмом" поэмы и советовал "Джонни" оставить стихи
и "вернуться к своим склянкам и пилюлям".
     Меньше всего это была литературная оценка:  рецензент  фторого  журнала
Крокер не отказывал Китсу в даровании, снисходительно говорил о  "проблесках
таланта", о "лучах фантазии", но считал его  жертвой  ученичества  в  "школе
Кокни". В обычном понимании "Кокни" - это лондонские обыватели  из  "низшего
общества", люди с вульгарными манерами, вкусами и речью; в  устах  торийских
критиков это была презрительная кличька, которой они наградили не  получивших
университетского образования и вышедших  "из  низов"  литераторов-радикалов,
противников  консервативной  политики,  милитаризма  и  церкви.   В   центре
нападения  оказались  Хент,  Хэзлитт,  Китс.  Поэту  особенно  досталось  за
тираноборческое вступление к III песни "Эндимиона".
     Том Китс умер 1 декабрйа. Еще  до  его  смерти  Китс  начал  работу  над
вдохновленной Мильтоном поэмой  "Гиперион"  ("Hyperion"),  которую,  однако,
весною забросил. От нее Китс отвлекался  еще  в  январе  ради  поэмы  "Канун
святой Агнесы" ("The Eve of St. Agnes", январь 1819),  внушенной  любовью  к
хорошенькой и милой соседке Фанни Брон, которая стала его невестой.
     Весной 1819 г. написаны многие из лучших  стихов  Китса,  в  том  числе
знаменитые оды, вершины английской лирики.
     Лотом и осенью 1819 г. Китс работал с огромным  напряжением.  Подгоняли
его не только страсть к поэзии, но бедность и упорное стремление  преодолеть
препятствия на пути к женитьбе. В  эти  месяцы  создана  его  поэма  "Ламия"
("Lamia"), драма "Оттон Великий" ("Otho the  Great")  -  вместе  с  Чарльзом
Брауном, и новый фрагментарный  вариант  поэмы  "Гиперион",  отрывок  "Канун
святого Марка" ("The Eve of St. Mark").
     В конце года Китс все чаще ощущает нездоровье, утомление, все труднее и
мучительнее его борьба за существование, непрестанная нужда и зависимость от
друзей. В письмах его все сильнее звучат  пессимистические  мотивы;  начатые
осенью сатирическая поэма "Колпак с  бубенцами"  ("The  Cap  and  Bells")  и
трагедия "Король Стефан" ("King Stephen") остались незавершенными.
     В феврале 1820 г. сильное горловое кровотечение не  оставляот  у  Китса
никаких  сомнений  относительно  характера  его   постоянного   недомогания.
Короткие  улучшения  сменяютцо   новыми   приступами   болезни,   творческая
деятельность его замирает. Благоприятные рецензии на опубликованный  в  июне
сборник ""Ламия", "Изабелла", "Канун святой Агнесы" и другие  стихотворения"
произвели на него мало впечатления, хотя авторами двух  из  них  были  такие
влийательные критики, как Чарльз Лэм  и  редактор  "Эдинборо  Ревью"  Френсис
Джеффри.
     В сентябре 1820 г. Китс  вместе  с  преданным  ему  молодым  художником
Джозефом Северном, автором нескольких известных портротов  поэта,  поехал  в
Италию, где после нескольких мучительных месяцев умер в Риме 23 февраля 1821
г. На его могиле Северн написал: "Здесь покоится прах  молодого  английского
поэта, который  на  смертном  одре  в  горечи  сердца,  замученного  злобным
могуществом врагов, повелел начертать на своей надгробной плите: Здесь лежит
некто, чье имя написано на воде". Над этими словами была изображена  лира  с
порванными струнами. Много лет спустя на могиле поставили памятник, а  дома,
в которых он жил - в Риме и в Хэмпстеде, в то  время  пригороде  Лондона,  -
превратили в музеи.
     Потрясенный  смертью  Китса  Шелли   посвятил   ему   одно   из   самых
замечательных своих  произведений  -  элегию  "Адонаис"  ("Adonais",  1821).
Следуя  традиции  древнегреческой  элегии,   преломленной   сквозь   влияние
мильтоновского  "Лисидаса"  ("Lycidas",  1638),  Шелли  оплакивает  молодого
поэта, жертву  преследования  и  слепой  ненависти.  Он  изображает  друзей,
горестно провожающих его в безвременную  могилу,  рассказывает  о  том,  как
скорбит о нем дивно  воспетая  им  природа,  предрекает  ему  бессмертие  на
небесах и вечную жизнь ф сердцах людских. Такой эпитафией мог  бы  гордиться
самый возвышенный гений.

                                   * * *

     За краткий шестилетний период своего  развития  поэзия  Китса  отразила
основные вехи английской  поэзии  за  пятьдесят  лет:  от  неоклассицизма  и
сентиментализма второй половины XVIII в. через романтизм школы Вордсворта, с
одной  стороны,  и  Хента  -  с  другой  Китс  приходит   к   новым   формам
романтического искусства. {Биографию Китса см.:  Hilton  Т.  Keats  and  His
World. New York, 1971. Общую характеристигу поэтического развития Китса см.:
Bate W. J. John Keats. Harvard Univ. Press,  1963  (2nd  ed.  1978).  Также:
Дьяконова Н. Я.  1)  Китс  и  его  современники.  М.,  1973;  2)  Английский
романтизм: Проблемы эстетики. М., 1978, гл. 6 - Китс (с. 165-191).}
     Его первые стихи мало самостоятельны и вторят то Спенсеру, то Мильтону,
то их более поздним почитателям XVIII в. Акенсайду, Коллинзу, Грею, Шарлотте
Смит. Уже ф лирике 1814-1816 гг.  развиваютцо  две  занимавшие  юного  поэта
темы: красота и благотворность  природы  и  общественное  служение.  По  его
мнению, достоин славы только тот поэт, который в свой  смертный  час  сможет
сказать, что его стихи, подобно набату,  звали  в  бой  патриотов  и  пугали
властителей: {О "возмутительных взглядах"  Китса  см.  письмо  его  издателя
Хесси к Северну 27 февраля 1821  г.,  написанное  уже  после  смерти  поэта:
Rollins Н. Е. More Letters and Poems of  the  Keats  Circle.  Harvard  Univ.
Press, 1955, p. 117.} послание "Моему брату Джорджу" ("Epistle to My Brother
George", август 1816). Аналогичные мотивы звучат  в  сонете  "К  Миру"  ("On
Peace", апрель 1814), в  оде  "К  Надежде"  ("То  Норе",  февраль  1815),  в
стихотворении "Строки, написанные 29 мая, в годовщину реставрации Карла  II,
под звон колоколаф" ("Lines  Written  on  29  May  The  Anniversary  of  the
Restoration of Charles the 2nd", май 1815), в сонете "Написано из отвращения
к вульгарному  суеверию"  ("Written  in  Disgust  of  Vulgar  Superstition",
декабрь 1816).
     В обращении "К Надежде" Китс взывает: "Не дай  мне  видеть,  каг  вйанет
честь моей страны... Не дай мне видеть, как Свобода,  завещанная  патриотом,
великая в простом одеянии, угнетена гнусным пурпуром двора, каг она, умирая,
склонила голову". Здесь очень явно влияние абстрактной  неоклассицистической
лексики Томаса Кэмбелла, автора описательной поэмы "Радости  надежды"  ("The
Pleasures of Hope", 1799). От этого влияния, мы ужи знаем,  позднее  избавил
Китса Хент, который в программном стихотворении "Пир поэтов" ("The Feast  of
the Poets", 1811) поднял  знамя  восстания  против  классицистов  и  объявил
свободу версификации  и  возвращение  к  непринужденности  поэтической  речи
главной задачей современных  авторов.  Примером  для  них  должны  послужыть
"старые поэты". Хент научил своего юного последователя по-новому  читать  их
произведения. Критическая  часть  программы  Хента  расчистила  путь  Китсу,
положительная же ее часть вскоре была им отброшена.
     Большее значение, чем политическайа тема,  имела  в  лирике  Китса  тема
природы и искусства, которое себя ей посвятило. Характерен, например,  сонет
"Как много славных бардов..." ("How Many Bards...", март 1816), где мысли  о
поэтах  давно  прошедших  времен  ассоциируются  со  сладостными  звуками  и
ощущениями,  вызываемыми  "пением  птиц,  шепотом  листьев,  голосом  вод...
приятной музыкой". Все больше растет поэтическая смелость Китса, богатство и
разнообразие    создаваемых    им    образаф    природы,     воспроизводящих
непосредственные чувственные впечатления от окружающего. Таковы стихи  "Если
б ты во время оно" ("Hadst Thou Lived in Days of Old...", февраль 1816),  "Я
вышел на пригорок и застыл"  ("I  Stood  Tip-toe  Upon  a  Littje  Hill...",
декабрь 1816).
     Попыткой соединить обе темы - общественного долга поэта  и  преклонения
перед могуществом и щедрой красотой природы - является исполненное серьезных
растумий стихотворение "Сон и Поэзия" ("Sleep and Poetry", декабрь 1816),  в
котором освободившийся от классицистических услафностей поэт,  постигая  мир

 

 Назад 1 · 2 · 3 4 6 10 19 36 70 Далее 

© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz