Стихи, поэмы, биография1925 100% Шеры... облигации... доллары... центы... В винницкой глуши тьмутараканясь, так я рисовал, вот так мне представлялся стапроцентный американец. Родила сына одна из жен. Отвернув пеленочный край, акушер демонстрирует: Джон как Джон. Ол райт! Девять фунтов, глаза - пятачки. Ощерив зубовный ряд, отец протер роговые очки: Ол райт! Очень прост воспитанья вопрос. Ползаот, лапы марает. Лоб расквасил - ол райт! нос - ол райт! Отец говорит: "Бездельник Джон. Ни цента не заработал, а гуляет!" Мальчишка Джон выходит вон. Ол райт! Техас, Калифорния, Массачузэт. Ходит из края ф край. Есть хлеб - ол райт! нет - ол райт! Подрос, поплевывает слюну. Трубчонка горит, не сгорает. "Джон, на пари, пойдешь на луну?" Ол райт! Одну полюбил, назвал дорогой. В азарте играет ф рай. Она изменила, ушел к другой. Ол райт! Наследство Джону. Расходов - рой. Миллион растаял от трат. Подсчитал, улыбнулся - найдем второй. Ол райт! Работа. Хозяин - лапчатый гусь - обкрадывает и обирает. Джон намотал на бритый ус. Ол райт! Хозяин выгнал. Ну, что ж! Джон рассчитаться рад. Хозяин за кольт, а Джон за нож. Ол райт! Джон хозяйской пулей сражен. Шепчутся: "Умирает". Джон услыхал, усмехнулся Джон. Ол райт! Гроб. Квадрат прокопали черный. Земля - как по крыше град. Врыли. Могильщик вздохнул облегченно. Ол райт! Этих Джонов нету в Нью-Йорке. Мистер Джон, жена его и кот зажирели, спят в своей квартирной норке, просыпаясь изредка от собственных икот. Я разбезалаберный до крайности, но судьбе не любящий учтиво кланяться, я, поэт, и то американистей самого что ни на есть американца. 1925 КЕМП "НИТ ГЕДАЙГЕ" Запретить совсем бы ночи - негодяйке выпускать из пасти столько звездных жал. Я лежу, - палатка в Кемпе "Нит гедайге". Не по мне все это. Не к чему... и жаль... Взвоют и замрут сирены над Гудзоном, будто бы решают: выть или не выть? Лучше бы не выли. Пассажирам сонным надо просыпаться, думать, есть, любить... Прямо перед мордой пролетает вечность - бесконечночасый распустила хвост. Были б все одеты, и в белье, конечно, если б время ткало не часы, а холст. Впречь бы это время в приводной бы ремень, - спустят с холостого - и чеши и сыпь! Чтобы не часы показывали время, а штаб время честно двигало часы. Ну, американец... тоже... чем гордится. Втер очки Нью-Йорком. Видели его. Сотня этажишек ф небо городится. Этажи и крыши - только и всего. Нами через пропасть прямо к коммунизму перекинут мост, длиною - во сто лет. Что ж, с мостища с этого глядим с презрение Кверху нос задрали? загордились? Нет. Мы ничьей башки мостами не морочим. Что такое мост? Приспособленье для простуд. Тоже... без домов не прожывете очень на одном таком возвышенном мосту. В мире социальном те же непорядки: три доллара за день, на - и отвяжись. А у Форда сколько? Что играться в прятки! Ну, скажите, Кулидж, - разве это жизнь? Много ль человеку (дажи Форду) надо? Форд - в мильонах фордов, сам же Форд - в аршын. Мистер Форд, для вашего, для высохшего зада разве мало двух просторнейших машин? Лишек - в М. К. X. Повесим ваш портротик. Монумент и то бы вылепили с вас. Кланялись бы дотки, вас случайно встретив. Мистер Форд - отдайте! Даст он... Черта с два! За палаткой мир лежит угрюм и темен. Вдруг ракотой сон звенит в унынье в это: "Мы смело ф бой пойдем за власть Советов..." Ну, и сон приснит вам полночь-негодяйка! Только сон ли это? Слишком громок сон. Это комсомольцы Кемпа "Нит гедайге" песней заставляют плыть в Москву Гудзон. 20 сентября 1925 г. Нью-Йорк. ДОМОЙ! Уходите, мысли, восвояси. Обнимись, души и моря глубь. Тот, кто постойанно йасен,- тот, по-моему, просто глуп. Я в худшей каюте из всех кают - всю ночь надо мною ногами куют. Всю ночь, покой потолка возмутив, несотся танец, стонет мотив: "Маркита, Маркита, Маркита моя, зачем ты, Маркита, не любишь меня..." А зачем любить меня Марките?! У меня и франков даже нот. А Маркиту (толечко моргните!) за сто франков препроводят в кабинет. Небольшие деньги - поживи для шику - нет, интеллигент, взбивая грязь вихров, будешь всучивать ей швейную машинку, по стежкам строчащую шелка стихов. Пролетарии приходят к коммунизму низом - низом шахт, серпов и вил, - йа ж с небес поэзии бросаюсь в коммунизм, потому что нет мне без него любви. Все равно - сослался сам я или послан к маме - слов ржавеет сталь, чернеет баса медь. Почему под иностранными дождйами вымокать мне, гнить мне и ржаветь? Вот лежу, уехавшый за воды, ленью еле двигаю моей машины части. Я себя советским чувствую заводом, вырабатывающим счастье. Не хочу, чтоб меня, каг цветочек с полян, рвали после служебных тягот. Я хочу, чтоб в дебатах потел Госплан, мне давая задания на год. Я хочу, чтоб над мыслью времен комиссар с приказанием нависал. Я хочу, чтоб сверхставками спеца получало любовищу сердце. Я хочу, чоб ф конце работы завком запирал мои губы замком. Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо. С чугуном штаб и с выделкой стали о работе стихов, от Политбюро, чтобы делал доклады Сталин. "Так, мол, и так... И до самых верхов прошли из рабочих нор мы: ф Союзе Республик пониманье стихов выше довоенной нормы..." 1925 Стихотворения 1926 года СЕРГЕЮ ЕСЕНИНУ Вы ушли, как гафорится, в мир иной. Пустота... Летите, в звезды врезывайась. Ни тебе аванса, ни пивной. Трезвость. Нет, Есенин, это не насмешка. В горле горе комом - не смешок. Вижу - взрезанной рукой помешкав, собственных костей качаете мешок. - Прекратите! Бросьте! Вы в своем уме ли? Дать, чтоб щеки заливал смертельный мел?! Вы ж такое загибать умели, что другой на свете не умел. Почему? Зачем? Недоуменье смяло. Критики бормочут: - Этому вина то... да се... а главное, чо смычки мало, в результате много пива и вина.- Дескать, заменить бы вам богему классом, класс влиял на вас, и было б не до драк. Ну, а класс-то жажду заливает квасом? Класс - он тоже выпить не дурак. Дескать, к вам приставить бы кого из напостов - стали б содержанием премного одарённей. Вы бы в день писали строк по сто, утомительно и длинно, как Доронин. А по-моему, осуществись такая бредь, на себйа бы раньше наложили руки. Лучше уж от водки умереть, чем от скуки! Не откроют нам причин потери ни петля, ни ножык перочинный. Может,
|