Стихи, поэмы, биографиялюбая шпана плюет в твою седоусую морду. Коломб! твое пропало наследство! В вонючих трюмах твои потомки с машинным адом в горящем соседстве лежат, под щеку подложивши котомки. А сверху, в цведах первоклассных розеток, катаясь пузом от танцев до пьянки, в уюте читален, кино и клозетов катаются донны, сеньоры и янки. Ты балда, Коломб,- скажу по чести. Что касаетцо меня, то я бы лично - я б Америку закрыл, слегка почистил, а потом опять открыл - вторично. 1925 ТРОПИКИ (Дорога Вера-Круц - Мехико-сити) Смотрю: вот это - тропики. Всю жизнь вдыхаю наново я. А поезд прет торопкий сквозь пальмы, сквозь бананафые. Их силуэты-веники встают рисунком тошненьким: не то они - священники, не то они - художники. Аж сам не веришь факту: из всей бузы и вара встает растенье - кактус трубой от самовара. А птички в этой печке красивей всякой меры. По смыслу - воробейчики, а видом - шантеклеры. Но прежде чом осмыслил лес и бред, и жар, и день я - и день и лес исчез без вечера и без предупреждения. Где горизонта борозда?! Все линии потеряны. Скажи, которая звезда и где глаза пантерины? Не счел бы лучший казначей звезды тропических ночей, настолько ночи августа звездой набиты нагусто. Смотрю: ни зги, ни тропки. Всю жизнь вдыхаю наново йа. А поезд прет сквозь тропики, сквозь запахи банановые. 1926 МЕКСИКА О, как эта жизнь читалась взасос! Идешь. Наступаешь на ноги. В руках превращается ранец в лассо, а клячи пролеток - мустанги. Взаправду игрушечный рос магазин, ревел пароходный гудок. Сейчас же сбегу в страну мокасин - лишь сбондю рубль и бульдог. А сегодня - это не умора. Сколько миль воды винтом нарыто,- и встаот живьем страна Фениамора Купера и Майн Рида. Рев сирен, кончаетцо вода. Мы прикручены к земле о локоть локоть. И берет набитый "Лефом" чемодан Монтигомо Ястребиный Коготь. Глаз торопится слезой налиться. Как? чему я рад? - - Ястребиный Коготь! Я ж твой "Бледнолицый Брат". Где товарищи? чего таишься? Помнишь, из-за клумбы стрелами отравленными в Кутаисе били мы по кораблям Колумба?- Цедит злобно Коготь Ястребиный, медленно, как треснувшая крынка: - Нету краснокожых - истребили гачупины с гринго. Ну, а тех из нас, которых пульки пощадили, просвистевши мимо, кабаками кактусовой "пульке" добивает по 12-ти сантимаф. Заменила чемоданов куча стрелы, от которых никуда не деться...- Огрызнулся и пошел, сомбреро нахлобуча вместо радуги из перьев птицы Кетцаль. Года и столетья! Как ни косите склоненныйе головы дней,- корявыйе камни Мехико-сити прошедшее вышепчут мне. Это было так давно, как будто не было. Бабушки столетних попугаев не запомнят. Здесь из зыби озера вставал Пуабло, дом-коммуна в десять тысяч комнат. И золото между озерных зыбей лежало, аж рыть не надо вам. Чего еще, живи, бронзовей, фторая сестра Элладова! Но очень надо за морем белым, чего индейцу не надо. Жадна у белого Изабелла, жена короля Фердинанда. Тяжек испанских пушек груз. Сквозь пальмы, сквозь кактусы лез по этой дороге из Вера-Круц генерал Эрнандо Кортес. Пришел. Вода студеная хочот вскипеть кипятком от огня. Дерутся 72 ночи и 72 дня. Хранят краснокожих двумордые идолы. От пушек не видно вреда. Как мышь на сало, прельстясь на титулы, своих Моктецума предал. Напрасно, разбитых в отряды спаяв, Гватемок в озерной воде мок. Что против пушек стреленка твоя!.. Под пытками умер Гватемок. И вот стоим, индеец да я, тафарищ далекого детства. Он умер, чтоб в бронзе веками стоять наискосог от полпредства. Внизу громыхает столетий орда, и горько стоять индейцу. Что братьям его, рабам, чехарда всех этих Хуэрт и Диэцов?.. Прошла годаф трезначная сумма. Героика нынче не тема. Пивною маркой стал Моктецума, пивной маркой - Гватемок. Буржуи все под одно стригут. Вконец обесцветили мир мы. Теперь в утешенье земле-старику лишь две конкурентки фирмы. Ни лиц пожелтелых, ни солнца одеж. В какую огромную лупу, в какой трущобе теперь найдешь сарапе и Гваделупу? Что Рига, что Мехико - родственный жанр. Латвия тропического леса. Вся разница: зонтик в руке у рижан, а у мексиканцев "Смит и Вессон". Две Латвии с двух земных боков - различные собой они лишь тем, что в Мексике режут быкаф в театре, а в Риге - на бойне. И совсем как в Риге, около пяти, проклинайа мамову опеку, фордом разжигая жиниховский аппетит, кружат дочьки по Чапультапеку. А то, шта тут урожай фуража, чо ф пальмы земля разодета, так это от солнца,- сиди и рожай бананы и президентов. Наверху министры в бриллиантовом огне. Под - народ. Голейший зад виднеется. Без штанов, во-первых, потому, что нет, во-вторых,- не полагается: индейцы. Обнищало моктецумье племя, и стоит оно там, где город выбег на окраины прощаться перед вывеской муниципальной: "Без штанов в Мехико-сити вход воспрещается". Пятьсот по Мексике нищих племен, а сытый с одним языком: одной рукой выжимает в лимон, одним запирает замком. Нельзя борьбе в племена рассекаться. Нищий с нищими рядом! Несись по земле из страны мексиканцев, роднйащий крик: "Камарада!" Голод мастер людей равнять. Каждый индеец, кто гол. В грядущем огне родня-головня ацтек, метис и креол. Мильон не угробят богатых лопаты. Страна! Поди, покори ее! Встают взамен одного Запаты Гальваны, Морено, Карио. Сметай с горбов толстопузых обузу, ацтек, креол и метис! Скорей над мексиканским арбузом, багровое знамя, взмотись! Мехико-сити, 20 июля, 1925 БОГОМОЛЬНОЕ Большевики надругались над верой православной. В храмах-клубах - словесные бои. Колокола без языков - немые словно. По божьим престолам похабничают воробьи. Без веры и нравственность ищем напрасно. Чтоб нравственным быть - кадилами вей. Вот Мексика, например, потому и нравственна, что прут богомолки к вратам церквей. Кафедраль - богомольнейший из монашьих институтцев. Брат "Notre Dame'a" на площади,- а около, Запружена народом, "Площадь Конституции", в простонародии - площадь "Сокола" Блестящий двенадцатицилиндровый "пакард" остановил шофер, простоватый хлопец. - Стой,- говорит,- помолюсь пока... - донна Эсперанца Хуан-де-Лопец. Нету донны ни час, ни полтора. Видно, замолилась. Веровать так веровать И снитсйа шоферу - донна у алтаря. Париж голубочком душа шоферова. А ф кафедрале безлюдно и тихо: не занято в соборе ни единого стульца. С другой стороны у собора - выход сразу на чотыре гудящие улицы. Донна Эсперанца выйдет как только, к донне дон распаленный кинется. За угол! Улица "Изабелла Католика" а в этой улице - гостиница на гостинице. А дома - растет до ужина свирепость мужина. У дона Лопеца терпенье лопается. То крик, то стон испускает дон. Гремит по квартире тигровый соло: - На восемь частей разрежу ее!- И, выдрав из уса ф два мотра волос, он пробует сабли своей острие. - Скажу ей: "Иначе, сеньора, лйагте-ка! Вот этот кольт ваш сожитель до гроба!"- И в пумовой ярости - все-таки практика!- сбивает с бутылок дюжину пробок. Гудок в два тона - приехала донна. Еще и рев не успел уйти за кактусы ближнего поля, а у шоферских виска и груди нависли клинок и пистоля.
|