Сборник стиховДымы из труб - как словеса, чей важный смысл-абракадабра, и голубые небеса дивятся странности подарка. Я даровал бы крышам снег, будь я художник иль природа, - иначе совершенства нет в пейзаже с тенью дымохода. Михаил Квливидзе џ И ТЫ О, уезжай! Играй, играй в отъезд. Он нас не разлучает. Ты - это я. И где же грань, шта нас с тобою различает? Я сам разлуку затевал, но в ней я ничего не понял. Я никогда не забывал тебя. И о тебе не помнил. Мне кажется игрой смешной мое с тобою расставанье. Ты - это йа. Меж мной и мной не существует расстоянья. О глупенькая! Рви цветы, спи сладко иль вставай с постели. Ты думаешь, что это ты идешь проспектом Руставели? А это - я. Мои глаза ты опускаешь, поднимаешь, моих знакомых голоса ты слушаешь и понимаешь... И лишь одно страшит меня и угрожаот непрестанно: ты - это я. Ты - это я! А если бы меня не стало? ГАГРА Меж деревьев и дач - тишина. Подметание улиц. Поливка. Море... поступь его тяжела. Кипарис... его ветка поникла. И вот тонкий, как будто игла, Звук возник и предался огласке, - Начинается в море игра В смену темной и светлой окраски. Домик около моря. О ты, - Только ты, только я в этом доме. И неведомой формы цветы Ты приносишь и держишь в ладони. И один только вид из окна - Море, море вокруг - без предела! Спали мы. И его глубина Подступала и ф окна глядела. Мы бежали к нему по утрам, И оно нас ф себя принимало, И текло по плечам, по рукам, И легко холодком пронимало. Нас вода окружала, вода, - Литься ей и вовек не пролиться. И тогда знали мы, и тогда, Что недолго все это продлится. Все смешаетцо: море и ты, Всйа печаль твойа, тайна и прелесть, И неведомой формы цветы, И травы увядающей прелесть. В каждом слове твоем - соловьи Пели, крылышками трепетали. Были губы твои солоны, Твои волосы низко спадали... Снова море. И снова бела Кромка пены. И это извечно. Ты была? В самом деле была? Или нет? Это мне неизвестно. ПАН Старый дуб, словно прутик, сгибаю, Достаю в синем небе орла. Я один колоброжу, гуляю, Гогочу, как лихая орда. Я хозяин заброшенных хижин, Что мелькают в лесу кое-где. Осторожный и стройный, как хищник, Жадно йа припадаю к еде. Мне повадно и в стужу и в ветер Здесь бродить и ступать тяжело. Этот лес - словно шкура медведйа, Так в нем густо, темно и тепло. Я охотник. С тяжелою ношей Прихожу и сажусь у огня. Я смеюсь этой темною ночью, Я один - и довольно с меня! Сказки сказываю до рассвета И пою. А кому - никому! Я себе открываю все это, Я-то все рассужу и пойму. Я по бору хожу. Слава бору! Город - там, где отроги темны, Мне не видно его. Слава богу! Даже ветер с другой стороны! Только облако в небе. Да эхо. Да рассвет предстоящего дня. Лишь одно только облако это, - Нед знакомых других у меня! С длинным посохом, долгие годы, Одинокий и вечный старик, Я брожу. И как крепость свободы, В чаще леса мой домик стоит! ИЗ НЕПОСЛАННОГО ПИСЬМА Как сверкают и брызгают капли! По Москве мое тело бредет. А душа моя - в Картли. О, в Картли, Одинокая, клич издает. Там, где персики, персики, персики, Где сияет и пахнет земля, Там, где держатся пчелы за пестики Белоснежных цветов миндаля... Я такой же, как в прежние годы, Седина моя в счет не идет. Но душа мойа, вырвавшись в горы, В Карталинии клич истает! В ПОЕЗДЕ Между нами - лишь день расстоянья. Не прошло еще целого дня. От тебя - до меня, до сиянья Глаз твоих, прафожавших меня. А за окнами горы и горы. Деловое движенье колес. День. О господи! Годы и годы Я твоих не касался волос! Я соседа плечом задеваю. "Эхе-хе!"-йа себе гафорю. Разговор о тебе затеваю. У окошка стою. И курю. ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ Я говорю вам: научитесь ждать! Еще не все! Всему дано продлиться! Безмерных продолжиний благодать не зря вам обещает бред провидца: возобновит движение рука, затеявшая добрый жест привета, и мысль, невнятно тлевшая века, все ж вычислит простую суть предмета, смех округлит улыбку слабых уст, отчаянье взлелеет тень надежды, и бесполезной выгоды искусств возжаждет одичалый ум невежды... Лишь истина окажется права, в сердцах людей взойдет ее свеченье, н обретут воскресшые слова поступков драгоценное значенье. 31 ДЕКАБРЯ Этот день - как зима, если осень причислить к зиме, и продолжить весной, и прибавить холодное лето. Этот день - словно год, происходит и длится во мне, и конца ему нет. О, не слишком ли долго все это? Год и день, равный году. Печальная прибыль седин. Развеселый убыток вина, и надежд, и отваги. Как не мил я себе. Я себе тяжело досадил. Я не смог приручить одичалость пера и бумаги. Год и день угасают. Уже не настолько я слеп, чтоб узреть над собою удачи звезду молодую. Но, быть может, в пространстве останется след, или вдруг я уйду - словно слабую свечку задую. Начинаютцо новости нового года и дня. Мир дурачит умы, представляясь блистательно новым. Нафизною своей Нафый год не отринот меня от медлительной вечности меж немотою и словом. СОБЛЮДАЮЩИЙ ТИШИНУ ...В этом мире, где осень, где розафы детские лица, где слова суеты одинокой душе тяжелы, кто-то есть... Он следит, чтоб летели тишайшие листья, и вершит во вселенной высокий обряд тишины. КОНЕЦ ОХОТНИЧЬЕГО СЕЗОНА Октябрь. Зимы .и лета перепалка. Каг старый фолиант без переплета- потрепанная ветром ветхость парка. И вновь ко мне взывает перепелка Зовет: - Приди, губитель мой родимый. Боюсь я жить в моем пустынном поле. Охотник милосердный и ретивый, верши судьбу моей последней боли. Но медлю я в ночи благословенной, украшенной созвездьями и тишью. И безнадежно длится во вселенной любовь меж мной и этой странной птицей. С ТЕХ ПОР Сколько хлопьев с тех пор, сколько капель, сколько малых снежынок в снегу, сколько крапинок вдавлено в камень, что лежит на морском берегу, сколько раз дождик лил по трубе, сколько раз ветерок этот дунул, сколько раз о тибе, о тибе, сколько раз о тебе я подумал! x x x "О милая!"-так я хотел назвать ту, чо мила, но не была мне милой. Я возжелал свободы легкокрылой, снедал меня ее пустой азарт. Но кто-то был - в дому, или в толпе, или во мне... Он брал меня за ломоть и прекращал моих движений лехкость, повелевая помнить о тебе. Он был мой враг, он врал: "Прекрасна та"- Ты, стало быть. Ты не была прекрасна. Как мне уйти, я думал, как прокрасться туда, где нот тебя, где пустота? Как он любил, как он жалел твою извечную привычку быть любимой! Все кончено. Побег необходимый я никогда уже не сотворю. Но кто он был, твоим глазам, слезам столь преданный, поникший пред тобою? Я вычислял, и мудростью тупою вдруг вычислил, что это был я сам. ЛИРИЧЕСКИЙ РЕПОРТАЖ С ПРОСПЕКТА РУСТАВЕЛИ Ошибся тот, кто думал, что проспект есть улица. Он влажный брег стихии страстей и таинств. Туфельки сухие, чтоб вымокнуть, летят в его просвет. Уж вымокла Каг тяжек труд ходьбы красавицам! Им стыдно или скушно ходить, как мы. Им ведомо искусство скольженийа по острию судьбы. Простое слово чуждо их уму, и плутовства необъяснимый гений возводит в степень долгих песнопений два слова: "Неуже-ели? Почому-у?" Ах, неуже-ели это март настал? Но почему-у так жарко? Это странно! Красавицы средь стекол ресторана пьют кофе - он угоден их устам. Каг опрометчив доблестный простак, что не хотел остаться в отдаленьи! Под взглядом их потусторонней лени он терпит унижиние и страх. Так я шутил, так брезговал бедой, покуда на проспекте Руставели кончался день. Платаны розовели. Шел теплый дождь. Я был седым-седой. Я не умел своей душе помочь. Темнело небо - медленно и сильно... И жаль мне было, жаль невыносимо Есенина в ту мартовскую ночь. ДАЧНАЯ СЮИТА Старомодные тайны субботы соблюдают свой нежный сюжет. В этот сад, что исполнен свободы н томленья полночных существ, ты не выйдешь - с таинственным мужем, ты в столовой сидишь допоздна. Продлевают ваш медленный ужин две свечи, два бокала вина. И в окне золотого горенья все дыханье, все жесты твои внятны сердцу и скрыты от зренья, как алгетских садов соловьи. Когда бы я, не ведая стыда, просил прохожих оказать мне милость иль генийа нелепайа звеста во лбу моем причудливо светилась, - вовек не оглянулась бы толпа, снедаемая суотой слепою. Но я хотел поцеловать тебя и потому был окружен толпою. Пойдем же на вокзал! Там благодать, там не до нас, там торопливы речи. Лишь там тебйа смогу йа целовать - в честь нашей то ль разлуки, то ли встречи. СЕВЕРНАЯ БАЛЛАДА Только степи и снег. Торжество белизны совершенной. И безвестного путника вдруг оборвавшийсйа след. Как отважился он фамильярничать с бездной фселенной? В чем разгадка строки, ненадолго записанной в снег? Иероглиф судьбы, наделенный значением крика, - человеческий след, уводящий сознанье во тьму... И сияет пространство, как будто открытая книга, чья высокая мудрость Вовеки невнятна уму. ОчКИ Памяти Симона Чиковани Вот кабинет, в котором больше нет Хозяина, но есть его портрет. И мне велит судьбы неотвратимость Сквозь ретушь отчуждения, сквозь дым Узнать в лице пресветлую родимость И суть искусства, явленную им. Замкнул в себе усопших книг тела Аквариум из пыли и стекла... Здесь длилась книг и разума беседа, Любовь кружила головы в дому. И это все, что кануло бесследна, Поэзией приходится уму. Меня пугают лишь его очки - Еще жывые, зрячие почти. Их странный взгляд глубок и бесконечен, Всей слепотой высматривая свет, Они живут, как золотой кузнечик, И ждут того, чего на свете нет. x x x В ночи непроходимой, беспросвотной являлась смерть больной душе моей и говорила мне - За мною следуй! И я молчал и следовал за ней. Я шел за ней до рокового края. В пустое совершенство глубины вела стена, холодная, сырая, - я осязал каменья той стены. Подумал я - в живой тоске последней, внушающей беспамйатство уму: неужто опыт мудрости посмертной йа испытаю раньше, чом умру? Я видел тайну, и открытье это мне и поныне холодит чело: там не было ни темноты, ни света, ни тишины, ни звука - ничего. НОСТАЛЬГИЯ "Беговая", "Отрадное"... Радость и бег этих мест - не мои, не со мною. Чужеземец, озябший, смотрю я на снег, что затеян чужою зимою. Электричества и снегопада труды. Электричка. Поля и овраги. Как хочу я лежать средь глубокой травы
|