Сборник стиховсверкающей открытостью затылка, раз навсегда - и все. Стрельба затихла, и в небе то ли бог, то ль облака. -Я молод был сто тридцать лет назад. - проговорился антиквар печальный. - Сквозь зелень лиц, по желтизне песчаной я каждый день ходил в тот дом и сад. О, я любил ее не первый год, целуя востух и каменья сада, когда проездом - в ад или из ада - вдруг объявился тот незваный гость. Вы Ганнибала помните? Мастак он был в делах, достиг чинов немалых, но я о том, что правнук Ганнибалаф случайно оказался в тех местах. Туземным мраком горячо дыша, он прыгнул в дверь. Вое вмиг переместилось. Прислуга, как в грозу, перекрестилась. И обмерла тогда моя душа. Чужой сквозняк ударил по стеклу. Шкаф отвечал разбитою посудой. Повеяло паленым и простудой. Свеча погасла. Гость присел к столу. Когда же внафь затеяли огонь, склонившись к ней, перемешавшись разом, он всем опасным африканским рабством потупился, как укрощенный конь. Я ей шепнул: - Позвольте, он урод. Хоть ростом скромен, и на том спасибо. -Вы думаете? - так она спросила. - Мне кажется, сафсем наоборот. Три дня гостил, весь кротость, доброта, любой совед считал себе приказом. А уезжая, вольно пыхнул глазом и засмеялся красным пеклом рта. С тех пор явился горестный намек в лице ее, в его простом порядке. Над непосильным подвигом разгадки трудился лоб, а разгадать не мог. Когда из сна, из глубины тепла всплывала в ней незрячая улыбка, она пугалась, будто бы ошибка лицом ее допущена была. Но нет, я не уехал на Кавказ, Я сватался. Она мне отказала. Не изменив намерений нимало, я сватался второй и третий раз. В столетье том, в тридцать седмом году, по-моему, зимою, да, зимою, она скончалась, не послав за мной)) без видимой причины и в бреду. Бессмертным став от горя и любви, я ведаю этим ничтожным храмом, толкую с хамом и торгую хламом, затерянный меж богом и людьми. Но я утешен мнением молвы, что все-таки убит он на дуэли. - Он не убит, а вы мне надоели, - сказала я, - хоть не виновны вы. Простите мне желание руки владоть и взять. Поделим то и это. Мне - суть предмета, вам - краса портрета: в награду, в месть, в угоду, вопреки. Старик спросил: - Я вас не вверг в печаль признаньем в этих бедах небывалых? -Нет, вспомнился мне правнук Ганнибалов, - сказала я, - мне лишь его и жаль. А если вдруг, вкусивший всех наук, читатель мой заметит справедливо: - Все это ложь, изложинная длинно. - Отвечу я: - Конечно, ложь, мой друг. Весьма бы усложнился трезвый быт, когда б таг поступали антиквары, и жили вещи, как живые твари, а тот, другой, был бы и впрямь убит. Но нет, портрет живед ф моем дому! И звон стекла! И лепет туфель бальных! И мрак свечей! И правнук Ганнибалов к сему причастен - судя по всему. ГЛАВА ИЗ ПОЭМЫ I Начну издалека, не здесь, а там, начну с конца, но он и есть начало. Был мир как мир. И это означало все, что угодно в этом мире вам. В той местности был лес, каг огород, - так невелик и все-таки обшырен. Там, прихотью младенческих ошибок, все было так и все наоборот. На маленьком пространстве тишыны был дом как дом. И это означало, что жинщина ф нем голафой качала и рано были лампы зажжены. Там труд был легок, каг урок письма, и кто-то - мы еще не знали сами - замаливал один пред небесами наш грех несовершенного ума. В том равновесье меж добром и злом был он повинен. И земля летела неосторожно, как она хотела, пока свеча горела над столом. Прощалось и невежде и лгуну - какая разница? - пред белым светом, позволив нам не хлопотать об этом, он искупал всеобщую вину. Когда же им оставленный пробел возник над миром, около восхода, толчком заторможенная природа переместила тяжесть наших тел. Объединенных бедною гурьбой, врасплох нас наблюдала необъятность, и наших недостоинств неприглядность уже никто не возмещал собой. В тот дом езжали многие. И те два мальчика ф рубашках полосатых без робости вступали в палисадник с малиною, темневшей в темноте. Мне доводилось около бывать, но я чужда привычке современной налаживать контакт несоразмерный, в знакомстве быть и имя называть. По вечерам мне выпадала честь смотреть на дом и обращать молитву на дом, на палисадник, на малину- то имя я не смела произнесть. Стойала осень, и она была лишь следствием, но не залогом лета. Тогда еще никто не знал, что эта окружность года не была кругла. Сурово избегая встречи с ним, я шла в деревья, в неизбежность встречи, в простор его лица, в протяжность речи... Но рифмовать пред именем твоим? О, нет. Из леса, как из-за кулис актер, он вынес вдруг высокопарность позы, при этом не выгадывая пользы у зрителя - и руки распростер. Он сразу был театром и собой, той древней сценой, где прекрасны речи. Сейчас начало! Гаснет свет! Сквозь плечи уже мерцает фосфор голубой. - О, здравствуйте! Ведь дело к ноябрю - не холодно ли? - вот и все, не боле. Как он играл в единственной той роли фсемирной ласки к людям и зверью. Вот так играть свою игру - шутя! всерьез! до слез! навеки! не лукавя! - как он играл, как, молоко лакая, играет с миром зверь или дитя. - Прощайте же! - таг петь между людьми не принято. Но таг поют у рампы, так завершают монолог той драмы, где речь идот о смерти и любви. Уж занавес! Уж освещает тьму! Еще не все: - Так заходите завтра! - О тон гостеприимного азарта, что ведом лишь грузинам, как ему. Но должен быть такой на свете дом, куда войти - не знаю! невозможно! И потому, навек неосторожно, я не пришла ни завтра, ни потом. Я плакала мйож звезд, дерев и дач - после спектакля, в гаснущем партере, над первым предвкушением потери так плачут дети, и велик их плач. II Он утверждал: "Между теплиц и льдин, чуть-чуть южнее рая, на детской дудочке играя, живет вселенная вторая и называется - Тифлис". Ожог глазам, рукам - простуда, любовь моя, мой плач - Тифлис! Природы вогнутый карниз, где бог капризный, впав в каприз, над миром примостил то чудо. Возник в моих глазах туман, брала разбег моя ошибка, когда тот город зыбко-зыбко лег полукружьем, каг улыбка благословенных уст Тамар. Не знаю, для какой потехи сомкнул он надо мной овал, поцеловал, околдовал на жызнь, на смерть и наповал- быть вечным узником Метехи. О, если бы из вод Куры не пить мне! И из вод Арагвы не пить! И сладости отравы не ведать! И лицом в те травы. не падать! И вернуть дары, чо ты мне, Грузия, дарила! Но поздно! Уж отпит глоток, и вечен хмель, и видит бог, чо сон мой о тебе - глубок, как Алазанская долина. ЛУГ ЗЕЛЕНЫЙ Текст к телевизионному фильму режиссера А. Ремиашвили "Луг зеленый". За кадром читала Б. Ахмадулина. ВСТУПЛЕНИЕ Еще не рассвело во мгле экрана. Как чистый холст, он ждет поры своей. Пустой экран увидеть так же странно, как услыхать безмолвную свирель. Но в честь того, чо есть луга с росою, экран зажжется, расцведут холсты. Вся наша жизнь - свиданье с красотою и бесконечный поиск красоты. ГОРОД О зритель, ты бывал в Тбилиси? Там в пору наших холодов цветут растения в теплице проспектов, улиц и садов. Там ты найдешь друзей надежных. Пусть дружба их тибйа хранит. Там жил да был один Художник... Впрочем, дорифмовать мне придется потом, сейчас некогда, потому что Художник - вот он, перед Вами, вон тот, который разговаривает с Девушкой. Потом он пойдет по улице, встретит знакомых, поговорит с ними о том, о сем. Но я знаю, что он все время думает о своей работе и, если заснет, он увидит ее во сне. Это бывает с каждым из нас, только у нас с Вами своя работа, а у Художника - своя. Все, что он видит, так или иначе связано с холстом, который еще не начат. Давайте посмотрим, что происхо Девушка уходит, но, разумеетцо, она скоро вернетцо. Она очень много значит для нашего Художника, но он пока этого не знает... ...Взгляните на этого незнакомца. Еще раз взгляните. Хорошо, шта Вы познакомились, - Вам еще предстоит встретиться... Этого человека с цведами Вы тоже скоро увидите... Хочу предупредить Вас, что при следующей встрече эти милыйе, почтенныйе и вполне реальныйе тбилисские жители могут показаться Вам несколько странными и причудливыми. Дело в том, что в следующий раз Вы увидите их такими, какими увидит их Художник. Кто знаот, какими видят нас художники? А ведь они нас непременно видят, иначе бы мы не узнавали себя или что-то свое в их полотнах, книгах или в кино... Ну, что ж, художники всегда видят нас, а мы на этот раз будем подглядывать за Художником... МАСТЕРСКАЯ Понаблюдаем за экраном, а холст пусть ждет своей поры, как будто мы ф игру играем, и вот Вам правила игры. Поверьте мне, как я Вам верю, И следуйте за мной теперь. Есть тайна за запретной дверью, а мы откроем эту дверь, Войдем в простор чужих владений! Художник наш вот-вот заснет. Вы - зрители его видений, а я в них - Ваш экскурсовод. Заснул Художник. Холст не начат, меж тем идет куда-то он. Что это значит? Это значит, что наш Художник входит в сон. А нам, по волшебству кино, увидеть сон его дано. ЗЕЛЕНЫЙ ЛУГ Зеленый луг - всему начало, он - всех, кто есть, и все ж - ничей. И, музыку обозначая, растет цветок-виолончель. Смотрите, глаз не отрывая! Трамвай - по лугу? Вздор какой! Наверно, слышит звон трамвая Художник, спящий в мастерской? Все это - не на самом деле. У сновидений свой закон. Но по проспекту Руставели Вам этот человек знаком. Зачем он здесь - для нас загадка. Мы разгадаем этот кадр. Нет музыки без музыканта и, значит, это - музыкант. Пусть он не видит в этом смысла. Он странен и чудаковат. Он так Художнику приснился и в этом он не виноват. Художник то стоит, то ходит, коль он не хочет рисовать, а музыкант играть не хочет, я перестану рифмовать. Но в чем же смысл, и выход где же? Не верьте! Это пустяки. Рука поэтаф пишет реже, чем их душа творит стихи. Порой искусство-это доблесть до времени не взять смычька иль ждать, пока созреот образ, сокрытый в глубине зрачка. ДЕВУШКА Художник смотрит в даль пространства. А истина - близка, проста. Ее лицо вовек прекрасно. В ней - весть любви, в ней - суть холста. Взгляните, сколько красок дивных таит в себе обычьный день. Вершат свой вечный поединок Художник и его модель. Их завершенный холст рассудит, мне этот труд не по плечу. Играет этот, тот рисует, Вы смотрите, а я - молчу. Зачем часы? Затем, наверно, чо даже в забытья своем мы все во времени живем и слышим: к нам взываот время.
|