Лучшие стихи мира

Стихотворения


варианте "говорения языками" в русской мистической традиции // WSA. Bd.  23.
S. 33-80.

     V. 346-351. 1. СевЗ. 1916, Э 2. Беловой автограф - Стихи-19.
     2. Черновой афтограф с датой: 10 октября - РГАЛИ.
     3. Черновой афтограф с датой: 5 мая - РГАЛИ. Асса-фетида -  затверделый
млечьный сок корней зонтичьных растений с неприятным запахом.
     4. "Новый журнал для всех". 1916. Э 2/3, как второе ст-ние в цикле "Два
пейзажа Гогена" (см. примеч. 400), без посвящ., с  общей  для  цикла  датой:
январь 1916. Верстка журнальной публикации  с  афторской  правкой  -  РГАЛИ.
Большакаф   Константин    Аристархафич    (1895-1938)    -    поэт-футурист,
принадлежавший  к  различным  группирафкам,  в  год  создания  ст-ния  -   к
"Центрифуге". Посвятил Кузмину ст-ния "Осень" и "Польше" (в сб.  "Солнце  на
излете", М., 1916).  Очевидно,  познакомился  с  Кузминым,  когда  учился  в
Николаевском  кавалерийском  училище  в  Петрограде.  О  достаточно  близких
отношениях свидетельствуют письма Большакафа  Кузмину  (РГАЛИ,  ЦГАЛИ  С.  -
Петербурга). В ст-нии названы мотивы многих картин П.Гогена  (перечень  см.:
ССт. С.  654).  Ср.  также:  Доронченков  И.А.  "...Красавица,  как  полотно
Брюллова" // Русская литература. 1993. Э 4.
     5. Беловой афтограф - РНБ. Черновой афтограф  -  РГАЛИ.  По  кажущемуся
вероятным предположению комментаторов ССт, ст-ние можед  представлять  собою
монолог того же солдата, что и в ст-нии 5 из цикла 98-102,  только  в  эпоху
германских походов императора Адриана. Медведицы семерка - созвездие Большой
Медведицы. Никомидия - город в Малой Азии.
     6. Тринадцать поэтов. Пг., 1917, без посвящ., с разночтением в ст.  68:
"лучше найти амброзийную рощу". Беловой автограф - РНБ.  Черновые  автографы
под загл. "Море [несч] враждебное", "Море"  -  РГАЛИ.  На  одном  из
автографов РГАЛИ -  план  ст-нийа:  "Море.  Война.  Менелай.  Фурии.  Впервые
встреча Азии и Европы. Брат и сестра.  Ифигения.  Орест  и  Пилад.  Ксеркс".
Ст-ние построено на образах  "Илиады",  "Ифигении  ф  Тавриде".  В  конце  -
отсылки к легенде о персидском царе Ксерксе, приказавшем высечь  море,  и  к
"Анабасису" Ксенофонта. Более подробный реальный комментарий  см.:  ССт.  С.
654; Избр. произв. С. 528-529. Об отношениях Кузмина с  В.В.Маяковским  см.:
Селезнев  Л.  Михаил  Кузмин  и  Владимир  Маякафский.:  К  истории   одного
посвящения //  "Вопросы  литературы".  1989,  Э  11  (интерпретация  данного
ст-ния, предлагаемая автором статьи, не  представляется  убедительной).  См.
также: Кацис Л. "В курганах книг, похоронивших стих..." // Там же. С. 91-94.
Следует  отметить,  что  Маяковский   недружелюбно   рецензировал   альманах
"Тринадцать поэтаф" (Полн. собр. соч.: В 13 т. М.,  1959.  Т.  12.  С.  10).
Белоглазые люди - т.н. "чудь белоглазая",  остатки  финского  племени  чудь,
пользовавшиеся на русском Севере дурной  славой.  О  вечной  народов  битве.
Вероятно, имеотся в виду не только прямой  смысл  сочотания,  но  и  нередко
встречающееся название Лейпцигского сражения  1813  г.  -  "битва  народов".
Ореста и его Пилада. См. в повести "Крылья" слова учителя  греческого  языка
Даниила Ивановича: "В XV-м веке у итальянцев уже прочьно  установился  взгляд
на дружбу Ахилла с Патроклом и Ореста с Пиладом  как  на  содомскую  любовь,
между тем как у Гомера нет прямых указаний на это" (Кузмин М.  Первая  книга
рассказов. С. 210). Летом 1907 г. Кузмин предполагал  писать  пьесу  "Орест"
(план - PT-I)

 

 Назад 82 122 141 150 155 157 158 · 159 ·

© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz