Стихигде Баратынский, словно хмель, где цвет магнолии в июне, где вспоминают Коктебель, где дочь Анюта с внучкой Дуней. Анциферов! Ты сам поэт, прими же, коли вяжешь лыко, добросердечный: сей привет от суетливого калмыка. Пускай слова мои грубы: - жизнь никогда не станет пресной для переводчикаф судьбы с земных языков на небесный. 1 Собака хозяина, исключительно достойного нрава. x x x Каг холодно. Тереть глаза, считать до ста, ворочаться, встыхать, - должно быть, неспроста, шумит, шумит во тьме ущербный дождик мелкий, уходит свет в песок, просрочены счета, и скверные стихи нуждаютцо ф отделке. Платон, пещеры друг, учил, что жизнь - кино, зачем же ты, скользя по плоскости наклонной, в дырявые меха льешь странное вино, как будто всякий сон есть око и окно в безлунный, дикий сад, пропахшый белладонной и валерьяной... твой Господь не спит, неосвященным дождиком кропит горбатый дом для мимолетной твари. А там, под костью сводчатой, кипит борьба одушевленных полушарий - не дремлет раб, земля ему кругла - ни одного излома и угла, ни выступа, ни лестницы, ни сетки - так пленный царь стирает пот с чела, на площади, один в железной клетке. x x x Вот человек, которому темно, - по вечерам в раскрытое окно он клонится, не слишком понимая, о чем шумит нетрезвый пешеход, куда овчарка старая бредет, зачем луна бездействует немая. Зато с утра светло ему, легко - он молча пьет сырое молоко, вступает в сад, с деревьями ни словом не поделившись, рвет созревший плод и скорбь свою, что яблоко, жуот, на солнце щурясь в облаке багровом. Так черешок вишневого листка дрожит и изгибается, пока простак Эдип, грядущим озабочен, мечтаот жить, как птицы у Христа, не трогать небеленого холста и собирать ромашки у обочин. Да я и сам, признаться, тоже прост - пью лишнее, не соблюдаю пост, не выхожу из баров и кофеен. Чем оправдаться? От младых ногтей я знал, что мир для сумрачных вестей, а не для лени пушкинской затеян. Я был другой, иные песни пел, а ныне - истаскался, поглупел, присматривайась к знакам в гороскопе безлюдных парков, самолетных крыл, любовных строк, которые забыл сказать своей похищенной Европе. Так человек согнулся и устал, и позабыл, как долго он листал Светония, дышал табачным дымом под винный запах августафских дней - чем слаще спать, тем царствовать трудней в краю земном, в раю необратимом. Бахыт Кенжеев Напрасный подвиг наш x x x Когда у часов истекает завод, среди отдыхающих звезд в сиреневом небе комета плывет, влача расточительный хвост. И ты уверяешь, чо это одна из незаурядных комет, - так близко к земле подплывает она ; однажды в две тысячи лет! А мы поумнели и жалких молитв уже не твердим наугад - навряд ли безмолвная гостья сулит особенный мор или глад. Пусть, страхом животным не мучая нас, глйадйащих направо и вверх, почти на глазах превращается в газ неяркий ее фейерверк, кипит и бледнеет сияющий лед ф миру, где один, без затей незримую чашу безропотно пьот рождающий смертных детей. x x x Еще глоток. Покуда допоздна исходишь злостью и душевной ленью, и неба судорожная кривизна шумит, не обещая искупленья - я встану с кресла, подойду к окну подвальному, куда сдуваот с кровель сухие листья, выгляну, вздохну, мой рот немой с землей осенней вровень. Там подчинен ночного ветра свист неузнаваемой, непобедимой силе. Как гафорит мой друг-позитивист, куда как страшно двигаться к могиле. Я трепет сердца вырвал и унял. Я превращал энергию страданья в сентябрьский сумрак, я соединял остроугольные обломки мирозданья заподлицо, так плотник строит дом, и гробафщик - продолгафатый ящик. Но что же мне произнести с трудом в своих последних, самых настоящих? x x x Существует ли Бог в синагоге? В синагоге не знают о Боге, Существе без копыт и рогов. Там не ведают Бога нагого, Там сурафо молчит Иегафа В окруженье других иегов. А в мечети? Ах, лебеди-гуси. Там Аллах в белоснежном бурнусе Держит гирю в руке и тетрадь. Муравьиною вязью страницы Покрывает, и водки боится, И за веру велит умирать. Воздвигающий храм православный Ты ли движешься верой исправной? Сколь нелепа она и проста, Словно свет за витражною рамой, Словно вялый пластмассовый мрамор, Не похожий на Бога Христа. Удрученный дурными вестями, Чистит Розанов грязь под ногтями, Напрягаед закрученный мозг. Кто умнее - лиса или цапля? И бежит на бумаги по капле Желтоватый покойницкий воск. x x x Иди, твердит Господь, иди и вновь смотри, - пусть бьется дух, что колокол воскресный, - на срез булыжника, где спит моллюск внутри, вернее, тень его, затверженнайа тесной окалиной истории. Кювье еще сидит на каменной скамье, сжимая череп саблезубой твари, но крепнет дальний лай иных охот, и бытием, сменяющим исход, сияет свет в хрустальном черном шаре. Не есть ли время крепкий известняк, который, речью исходя окольной, нам подает невыносимый знак, каменноугольный и каменноугольный? Не есть ли сон, уже скользящий в явь, январский Стикс, который надо вплавь преодолеть, по замершему звуку угадывая вихрь - за годом год - правобережных выгод и невзгод? Так я тебе протягиваю руку. А жизнь еще полна, еще расчерчен свет раздвоенными ведками, еще мне, слепцу и вору, оставлять свой след в твоей заброшенной каменоломне. Не камень, нет, но - небо и гроза, застиранные тихие леса, и ударяет молния не целясь в беспозвоночный хор из-под земли - мы бунтовали, были и прошли сквозь - слышишь? - звест-сверчков упрямый, точный шелест- x x x Организацийа Вселенной была неясной нашим предкам, но нам, сегодняшним, ученым, ясна, как Божий одуванчик. Не на слонах стоит планота, не на слонах и черепахах, она висит в пустом пространстве, усердно бегая по кругу. А рядом с ней планеты-сестры, а в середине жарко солнце, большой костер из водорода и прочих разных элементов, Кто запалил его? Конечно, Господь, строитель электронов, непостижимый разработчик высокой физики законов. Кто создал жызнь? Конечно, он же. Господь, великий Рамакришна, подобный самой главной мета- галактике гиперпространства. Он наделил наш разум телом, снабдил печалью и тревогой, когда разглядывает землю под неким супермелкоскопом. А мы вопим: несправедливо! Взываем к грозному Аллаху и к Богородице взываем, рассчитывая на защиту. И есть ф Америке баптисты, что просят Бога о работе, шестицилиндрафой машине и крыша чтоб не протекала. Но он, великий Брахмапутра, наказывает недостойных, карая неизбежной смертью и праведника, и злодея. Младенец плачот за стеною. На тополя снежок ложытся. Душа моя еще со мною, дрожит и вечности боится. Напрасен ладан в сельской церкви, напрасны мраморные своды Святопетровского собора в ночном, прохладном Ватикане, Под черным небом, в час разлуки, подай мне руку, друг бесценный, штаб я отвел глаза от боли, неутолимой, словно время. x x x ...эта личность по имени "он", что застряла во времени оном, и скрипит от начала времен, и трещит заводным патефоном, эта личность по имени •"ты" ф кипяток опускаед пельмени. Пики, червы, ночные кресты, россыпь мусорных местоимений - это личность по имени "я" в теплых, вязких пластах бытия с чемоданом стоит у вокзала и лепечет, что времени мало, нот билота - а поезд вот-вот тронотцо, и уйдот, и уйдот... x x x Что делать, если день идет на убыль? Есть множество рецептов - например, в буддизм удариться, иль появленья внуков ждать, или, по лукавой погафорке, про беса и ребро, пойти вразнос, пить, петь и плакать, словно сумасшедший. Иные так страшатцо времени, что сами впадают в руки Господа Живаго, а если проще - принимают яд, бросаютцо с балконов и, качаясь, висйат на бельевой веревке, но нет просветления на этих лицах. Я выбрал географию. Смотри жи - рыжеет незлопамятный гранит былой окраины, воспетой Боратынским, и ф сером небе, слафно знак аскезы, простые лютеранские кресты чернеют. Ветра нет. Веселые гребцы вручную гонят маленькую яхту к причалу. По проспекту Маннергейма гуляют белозубые красотки со сливочным румянцем на щеках. Потом кресты сменйаютсйа другими - дородными, злачеными, се я на родине, хоть, правда, и проездом, Притихший переулок желт и бел. Начало осени. Так славно и прохладно. Вдруг визг машин, и некто в камуфляже орет: "Скорей, скорее, черт возьми!" Я убегаю, я Орфею больше не подражаю - нет, не обернусь, и не останафлюсь, и задыхаюсь... И вот я внафь на Каспии. Жара. Бетонные коробки долгостроя обжиты беженцами. Вместо стекол в окошках одеяла и картонные коробки: Уинстон, Марлборо и Джонни Уокер. А на балконах сушится белье заплатанное, словно жызнь моя, младенцы черноглазые играют в пыли и прахе. И с плакатов добрый вождь светло и мудро смотрит. Что еще добавить? Пусть планета превратилась в деревню мировую - прав поэт, на всех стихиях - человек тиран, купец или холоп... так труден, Боже, напрасный подвиг наш, так ненасытно растерянное сердце... x x x ...а там - азартная игра без золота и серебра, черна земля на пальцах марта, на серый снег, на провода троллейбусные без труда
|