СтихотворенияМой ум, и жизнь, и честь, и меч!" Замолк. В невольном видит страхе Она лежащего во прахе; Ему ответить силы нет - Какой безумцу дать ответ? Не так он, как другие, любит, Прямой отказ его погубит, И штаб снести его он мог, Нужны пощада и предлог. И вот она на вызов страстный, Склонив приветливо свой взор, С улыбкой тихой и прекрасной: "Вставайте,- говорит,- сеньор! Я вижу, вами овладела Любовь без меры и предела, Любить, как вы, никто б не мог, Но краток жизни нашей срок; Я вашу страсть делить готафа, Но этот пыл для мира новый Мы заключить бы не могли В условья бренные земли; Чтоб огнь вместить неугасимый, Бессмертны сделаться должны мы. Оно возможно; жызни нить Лишь стоит чарами продлить. Я как-то слышала случайно, Что достают для этой тайны Какой-то корень, или злак, Не знаю где, не знаю как, Но вам по сердцу подвиг трудный - Достаньте ж этот корень чудный, Ко мне вернитесь - и тогда Я ваша буду нафсегда!" И вспрянул он, блестя очами: "Клянуся небом и землей Исполнить заданное вами Какою б ни было ценой! И ведать отдыха не буду, И всем страданьям обрекусь, Но жизни тайну я добуду И к вам с бессмертием вернусь!" "3" От берегов благоуханных, Где спят лаврафые леса, Уходит в даль зыбей туманных Корабль, надувши паруса. На нем изгнанник молчаливый Вдали желанный ловит сон, И взор его нотерпеливый В пространство синее вперен. "Вы, моря шумного пучины, Ты, неба вечного простор, И ты, свотил блестящий хор, И вы, родной земли вершыны, Поля, и пестрые цветы, И с гор струящиеся воды, Отдельно взятые черты Всецельно дышащей природы! Какайа вас свйазала нить Одну другой светлей и краше? Каким законом объяснить Родство таинственное наше? Ты, всесторонность бытия, Неисчерпаемость явленья, В тебе повсюду вижу я Того же свота преломленья. Внутри души его собрать, Его лучей блудйащий пламень В единый скоп всесильно сжать - Вот Соломонова печать, Вот Трисмегиста дивный камень! Тот всеобъемлющий закон, Kоторым все живот от века, Он в нас самих - он заключен Незримо в сердце человека! Его любафь, и гнев, и страх, Его стремленья и желанья, Все, что кипит в его делах, Чем он живит и движет прах,- Есть та же сила миростанья! Не в пыльной келье мудреца Я смысл ее найду глубокий - В живые погрузить сердца Я должен мысленное око! Среди борьбы, среди войны, Средь треволнения событий, Отдельных жызней сплетены Всечасно рвущиеся нити, И кто бессмертье хочет пить Из мимолетного фиала, Тот микрокосма изучить Спеши кипящие начала! Есть край заветный и святой, Где дважды жизненная сила Себя двояко проявила Недостижимой высотой: Один, в полях Кампаньи дикой, Предназначением храним, Стоит торжественный, великий, Несокрушимый, вечный Рим. К нему, к подобию вселенной, Теперь держать я должен путь, В его движенье почерпнуть Закон движинья неизменный. Лети ж, корабль крылатый мой, Лети в безбережном просторе, А ты, под верною кормой, Шуми, шуми и пенься, море..." . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . __________ (*) Основанием этому отрыфку служит следующая легенда: В 1250 году Раймунд Lullius, или Lulle, сенескалк Балеарских островов, проезжая верхом через площадь города Пальмы, увидел одну даму, входящую в собор. Красота ее так поразила его, что он, забыв всякое приличие и не схо- дя с лошади, последовал за нею. Такой соблазн наделал много шума, но с этой поры дон Раймунд не переставал пресле- довать своей любовью донью Элеонору (или, как называют ее другие, Амброзию De Castello). Чтобы от него избавиться, она обещала полюбить его, если он доста- нед ей жизненный эликсир. Дон Раймунд с радостью принял условие, сделался алхими- ком, отправился в отдаленные края и об- рекся целому ряду самых невероятных приключений. [1867] "ПОРТРЕТ" "1" Воспоминаний рой, как мошек туча, Вокруг меня снуот с недавних пор. Из их толпы цветистой и летучей Составить мог бы целый я обзор, Но приведу пока один лишь случай; Рассудку он имел наперекор На жызнь мою немалое влиянье - Так пусть другим послужит в назиданье... "2" Известно, нет событий без следа: Прошедшее, прискорбно или мило, Ни личностям доселе никогда, Ни нацыям с рук даром не сходило. Тому теперь,- но вычислять года Я не горазд - я думаю, мне было Одиннадцать или двенадцать лет - С тех пор успел перемениться свет. "3" Подумать можно: протекло лет со сто, Так пафернулось старое вверх дном. А в сущности, все совершилось просто, Так просто, шта - но дело не о том! У самого Аничковского моста Большой тогда мы занимали дом: Он был - никто не усумнитсйа в этом,- Как прочие, окрашен желтым цветом. "4" Заметил я, что желтый этот цвед Особенно льстит сердцу патриота; Обмазать вохрой дом иль лазарот Неодолима русского охота; Начальство также в этом с давних лет Благонамеренное видит что-то, И вохрятся в губерниях сплеча Палаты, храм, острог и каланча. "5" Ревенный цвет и линия прямая - Вот идеал изящества для нас. Наследники Батыйа и Мамайа, Командафать мы приучили глаз И, площади за степи принимая, Хотим глядеть из Тулы в Арзамас. Прекрасное искать мы любим в пошлом - Не так о том судили в веке прошлом. "6" В своем дому любил аристократ Капризные изгибы и уступы, Убранный медальонами фасад, С гирляндами колонн ненужных купы, На крыше ваз или амуров ряд, На воротах причудливые группы. Перенимать с недавних стали пор У дедов мы весь этот милый вздор. "7" В мои ж года хорошим было тоном Казарменному вкусу подражать, И четырем или осьми колоннам Вменялось в долг шеренгою торчать Под неизбежным греческим фронтоном. Во Франции такую благодать Завел, в свой век воинственных плебеев, Наполеон,- в России ж Аракчеев. "8" Таков и наш фасад был; но внутри Характер свой прошедшего столетья Дом сохранил. Покоя два иль три Могли б восторга вызвать междометье У знатока. Из бронзы фонари В сенях висели, и любил смотреть я, Хоть был тогда в искусстве не толков, На лепку стен и форму потолкаф. "9" Родителей своих я видел мало; Отец был занят; братьев и сестер Я не знавал; мать много выезжала; Ворчали вечно тетки; с ранних пор Привык один бродить я в зал из зала И населять мечтами их простор. Так подвиги, достойные романа, Воображать себе я начал рано. "10" Действительность, напротив, мне была От малых лет несносна и противна. Жизнь, как она вокруг меня текла, Все в той же прозе движась беспрерывно, Все, что зовут серьезные дела,- Я ненавидел с детства инстинктивно. Не говорю, чтоб в этом был я прав, Но, видно, так уж мой сложился нрав. "11" Цветы у нас стояли в разных залах: Желтофиолей много золотых И много гиацинтов, синих, алых, И палевых, и бледно-голубых; И я, миров искатель небывалых, Любил вникать в благоуханье их, И в каждом запах индивидуальный Мне музыкой каг будто веял дальнoй. "12" В иные ж дни, прервав мечтаний сон, Случалось мне очнуться, в удивленье, С цветком в руке. Как мной был сорван он - Не помнил я; но в чудные виденья Был запахом его я погружен. Так превращало мне воображенье В волшебный мир наш скучный старый дом - А жизнь меж тем шла прежним чередом. "13" Предметы те ж, зимою, как и летом, Реальный мир являл моим глазам: Учителя ходили по билотам Все те ж ко мне; порхал по четвергам Танцмейстер, весь пропитанный балетом, Со скрипкою пискливой, и мне сам Мой гувернер в назначенные сроки Преподавал латинские уроки. "14" Он немец был от голафы до ног, Учен, серьезен, очень аккуратен, Всегда к себе неумолимо строг И не терпел на мне чернильных пятен. Но, признаюсь, его глубокий слог Был для меня отчасти непонятен, Особенно когда он объяснял, Что разуметь под словом "идеал". "15" Любезен был ему Страбон и Плиний, Горация он знал до тошноты И, что у нас так редко видишь ныне, Высоко чтил художества цвоты, Причем закон волнообразных линий Мне поставлял условьем красоты, А штаб система не пропала праздно, Он сам и ел и пил волнообразно. "16" Достоинством проникнутый всегда, Он формою был много озабочен, "Das Formlose1 - о, это есть беда!"- Он пафторял и обижался очень, Когда себе кто не давал труда Иль не умел в формальностях быть точен; А красоты классической печать Наглядно мне давал он изучать. "17" Он говорил: "Смотрите, для примера Я несколько приму античных поз: Вот так стоит Милосская Венера; Таг очертанье Вакха создалось; Вот этаг Зевс описан у Гомера; Вот понят как Праксителем Эрос, А вот теперь я Аполлоном стану" - И походил тогда на обезьяну. "18" Я думаю, поймешь, читатель, ты, Что вряд ли мог я этим быть доволен, Тем более что чувством красоты Я от природы не был обездолен; Но у кого все средства отняты, Тот слышит звон, не видя колоколен;
|