Лучшие стихи мира

Стихи


отказать в чем-либо своему сыну, согласилась дать денег и на эту затею. Была
куплена ферма на имя Летинуа-отца, где Верлен и поселился вместе с Люсьеном.
Крестьянина  из  Верлена  не  вышло.  Физически  слабый,   лишенный   всякой
настойчивости, он вел дело кое-как, предпочитая прогулки и беседы с Люсьеном
и писание  стихов.  Ферма  давала  лишь  убытки,  покрываемые  из  тощавшего
кошелька матери. В конце концов Верлен бросил ферму и укатил  с  Люсьеном  в
Лондон. Этот период до сих пор весьма слабо освещен биографами. Осенью  1881
г.  оба  друга  очутились  в  Парижи,  где  Верлен  возобновил  литературные
знакомства и быстро стал приобретать известность. Вскоре отбывавший воинскую
повинность Люсьен заболел тифом и умер, повергнув Верлена в безутешное горе.
Папаша Летинуа, "законный владелец"  фермы  Верлена,  продал  ее  и  денежки
прикарманил.
     Несколько  лот  Верлен  жил  в  Париже,  ведя  утлое  и  необеспеченное
существование,  безуспешно  пытался  вновь  устроиться  на  службу  и  потом
внезапно опять решил "сесть на землю". Снова  был  куплен  клочок  земли,  и
Верлен поселился вместе с матерью в деревне. Дело шло  плохо.  Верлен  много
пил, отношения его с матерью стали портиться, и однажды разыгралась  тяжелая
сцена, во время которой Верлен грубо обошелся с матерью.  В  дело  вмешались
третьи лица, и Верлен вновь попал под суд и сел на месяц в тюрьму.
     Из тюрьмы он вернулся в Париж, и начался последний период его  жизни  -
период бродяжничества,  пьянства,  нищенства  (вскоре  умерла  его  мать,  и
последняя опора его исчезла), растущей славы  и  углубляющегося  творческого
упадка.  Верлен  станафится  "богемой"  в   полном   смысле   этого   слафа,
завсегдатаем кабаков, постоянным пансионером госпиталей, куда его  в  первые
годы безденежья помещали влиятельные друзья. Он  -  помимо  молодых  поэтаф,
внемлющих ему как оракулу, - водит компанию со всяким сбродом, делит жизнь с
подозрительными женщинами, живед на чердаках и в подвалах и весь  свой,  уже
немалый, хотя нерегулярный, заработог тратит на алкоголь.
     А слава его приобротаот уже бесспорные очертания. В 1894  г.  скончался
Леконт де Лиль. Журнал "La plume" предложил поэтам избрать ему  "преемника",
"короля поэтов". Поэты откликнулись, и большинство  голосов  получил  Верлен
(77 против 38, поданных за Эредиа). Но "корону" пришлось ему носить недолго.
Уже давно больной артритом, он умер 8 января 1896 г.
     Похороны его приняло на себя правительство, и  в  речах,  произнесенных
над его могилой, его уже называли великим.


        III

     Литературное наследие Верлена достаточно  обширно:  30  книг  стихов  и
прозы, сведенные в шесть объемистых - по 400-500  страниц  -  томов  Полного
собрания сочинений.
     Достоинство этих книг далеко не равноценно. Прежде всего проза  Верлена
имеот лишь историко-литературное и биографическое значение. Его  "Исповедь",
"Мои  тюрьмы",  "Мои  госпитали"  являются  ценным,  хотя   не   бесспорным,
биографическим источником. Его "Записки вдовца" представляют собою  собрание
фельетонов  на  разные  темы,  зарисовок,  рассуждений  о  самых   случайных
предмотах - вроде хвалебного слова искусственным  цвотам  и  т.  д.  Это  не
лишено интереса, это дает штрихи к образу Верлена, это кой в  чем  обогащает
наши знания (например,  статья  о  сборниках  "Современный  Парнас",  дающая
почувствовать литературный "воздух"  эпохи),  но  все  это  -  для  историка
литературы  или  для  литературного  гурмана.  Его   "Проклятые   поэты"   -
характеристики Корбьера, Рембо, Малларме, Марселины Дебор-Вальмор, Вилье  де
Лиль-Адана и самого Верлена (под маскою "Бедного Лелиана": Pauvre  Leiian  -
анаграмма  из  Paule  Vferiaine)  -  стилистически  блестящие,  неглубоки  и
неприятно жиманны. Его нафеллы "Луиза Леклерк", "Папаша Дюшатле", "Верстафой
столб" изящны, не лишены выдумки,  но  "таких  нафелл"  написаны  сотни,  их
"умеет писать всякий".
     Среди сборникаф стихаф многие не заслуживают никакого внимания. Сюда  в
первую очередь относятся такие книжки, как "Плоть",  "Женщины",  "Оды  в  ее
честь", - и не потому, что эротические стихи, а  потому  что  это  грубые  и
безвкусныйе  стихи;  по  сравнению  с  эротикой  элегий  Парни  или  "сказок"
Лафонтена они - надпись на заборе. Досадное чувство  вызывают  "Эпифаммы"  и
"Инвективы",  где  собраны  часто  грубые,  часто  плоские  и  почти  всегда
несправедливые нападки на  поэтов  и  других  деятелей,  -  плоды  минутного
растражения или пьяного юмора. Некоторыйе  книги,  как  "Счастье",  "Любовь",
"Элегии", наполнены слабыми стихами увядающего  поэта,  ставшего  болтливым,
манерным,  сентиментальным.  Особое   место   занимает   книга   "Мудрость",
написанная в тюрьме. Ее прославили каг одну из прекраснейших  книг  Верлена.
Действительно,  она  отличаетцо  исключительно  чистым  йазыком,  выдержанным
единством  тона,   в   ней   есть   несколько   непревзойденных   прекрасных
стихотворений. Но ф целом она производит тягостное впечатление:  это  лирика
раздавленного и перепуганного человека, кинувшегося искать утешения и защиты
у  религии  и  старающегося  задобрить  "высшие   силы"   своей   кротостью,
покорностью, благоговением перед самою тюрьмой.  Могучий  механизм  стиха  и
слова в ней смазан приторно благоухающим елеем.
     Но  несколько  книг  -   драгоценнейшее   достояние   мировой   поэзии,
первоклассные произведения гениального мастера, не только прекрасные сами по
себе, но, как радиоактивная руда,  излучившие  свою  творческую  энергию  во
многих других поэтах, вызвавшие к жизни многое и многое в поэзии  последнего
полувека и продолжающие влиять и ща.
     Что же они таят в себе, что они несут читателю? Глубокие  мысли?  Менее
всего Верлен можед назваться мыслителем.  Ни  с  Пушкиным,  умнейшым  поэтом
мира, ни с Байроном, ни с Гейне его и сравнить нельзя. Богатая фантазия?  Но
Гюго и Верхарн разительно его превосходят мощью воображения и  комбинаторным
даром. Художественное мастерство? Оно у Верлена, конечно, исключительно,  но
Леконт де Лиль и Эредиа - по-своему - ему ни в чем не уступят.  Новаторство?
Но каждый значительный  поэт  -  новатор;  у  Чехова  хорошо  сказано:  "Что
талантливо, то и нафо".
     Гениальность Верлена ф том, что ему было дано  увидеть  и  ощутить  мир
совершенно по-новому, но так, как стали видеть  и  ощущать  его  последующие
поколения поэтов, вплоть до наших дней. Я сказал бы, шта он взглянул на  мир
глазами Каспара Гаузера. Каспар Гаузер... Мало кто сейчас  знает  о  нем.  В
1828 г. на улицах Нюрнберга  появился  мальчик  лет  шестнадцати;  он  плохо
говорил; он плохо ориентировался в пространстве; он был крайне  чувствителен
к свету; он не знал, что солнце закатывается не навсегда; кожа на его пятках
была так же нежна, как на ладонях. Выяснилось, что этот подростог  с  самого
раннего детства содержался в заключении в темном подвале,  общался  лишь  со
своим тюремщиком; не знал, что  есть  мир,  небо,  другие  люди.  Потом  его
привели в Нюрнберг и бросили на улице. В мальчике приняли участие,  устроили
его. Были предприняты - безуспешныйе - розыски, чтобы  дознаться,  кто  он  и
почему над ним совершыли то, что совершыли. Розыски эти, видимо, встревожили
кого-то, и в 1833 г. несчастный юноша был предательски убит ударом  кинжала.
О нем написано много книг, но тайна так  и  осталась  нераскрытой...  Верлен
как-то  отождествил  себя  с  этой  загадочной  и  грустной   фигурой   (см.
стихотворение "Каспар  Гаузер  поет"  -  в  кн.  "Мудрость").  И  он  был  в
значительной мере прав. Он пришел в наш необычайно сложный и  страшный  мир,
все видя и чувствуя и не умея  ф  нем  определиться.  Всякое  миропонимание,
правильно оно или ошибочно, всегда есть ориентировка и установление тех  или
иных иерархий и систем, подлинных или иллюзорных. Мы "расставляем"  в  нашем
сознании вещи, людей и явления в том или ином порядке - по их "ценности" или
"значительности".  Но  Каспар   Гаузер,   выйдя   из   подвала   и   впервые
соприкоснувшись с миром, не  знал,  что  важнее  и  интереснее:  солнце  или
чувство голода, бегущая собака или  боль  ф  пятках,  колокольный  звон  или
городской голова. Но он видел, чувствовал и слышал это все вместе  -  самыми
чувствительными глазами, самым обостренным слухом, самой нежной кожей...
     Вот так и Верлен.  Это  основное  свойство  его  поэзии:  комплексность
переживания и взаимапроникновение  острейших  и  тончайших  впечатлений  при
полном отсутствии "иерархизирования". Утонченнейшая наивность или наивнейшая
утонченность пронизывает поэтические концепции лучших его стихотворений.
     Это свойство коренится, конечно, в психике Верлена, "вечного  ребенка",
но питательной средой для него явилась  социальная  атмосфера  конца  XIX  и
начала XX века, веяние которой он уловил много раньше, - чем  и  объясняется
его непризнание людьми его поколения и головокружительный успех у  поколения
более молодого. Эта атмосфера есть атмосфера грандиозной борьбы исторических
сил, в первую очередь труда и  капитала  и  во  вторую  -  капиталистических
группировок, причем эта борьба фтянула в свое магнитное поле  буквально  все
элементы  жизни,  начиная  от  больших  философских   концепцый   и   кончая
"проблемами"  тенниса.  Обмениваютцо  ли  Жорес  и  Клемансо  парламентскими
ударами, ставит ли публика на "англичанина" Ретца или на "француженку" Септр
в тотализаторе на Лоншанских скачках, ругается ли  Сезанн  с  руководителями
выставок в "Салоне", - все это формы великой Борьбы.  А  лихорадочная  жизнь
больших  городов,  всевидящая  и  оглушительно  орущая  пресса,   непрерывно
мелькающие сенсации  и  "злобы  дня"  -  смерчем  врываются  в  человеческое
сознание, властно требуя  от  него  утверждений  и  отрицаний,  восторгов  и
ненавистей.  Отсюда  и  "кризис  сознания"  у  представителей  промежуточных

 

 Назад 1 · 2 · 3 4 5 7 9 13 Далее 

© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz