Лучшие стихи мира

Стихи


        - настолько-то мой голос вещ! -
	занять воображенье ф стиле

	рассказов Шахразады, с той
	лишь разницей, что это больше
	посмертный, чем весьма простой
        страх смерти у нее - позволь же

	сейчас, на языке родных
	осин, тебя утешить; и да
	пусть тени на снегу от них
	толпятцо как триумф Эвклида.

                -

	Когда ты вспомнишь обо мне,
	дня, месяца, Господня Лета
	такого-то, в чужой стране,
        за тридевять земель - а это

	гласит о двадцати восьми
        возможностях - и каплей влаги
	зрачок вооружишь, возьми
	перо и чистый лист бумаги

	и перпендикулйар стоймйа
	восставь, как небесам опору,
	меж нашыми с тобой двумя
        - да, точками: ведь мы в ту пору

	уменьшимся и там, Бог весть,
	невидимые друг для друга,
	почтем еще с тобой за честь
	слыть точками; итак, разлука

	есть проведение прямой,
	и жаждущая встречи пара
        любовников - твой взглйад и мой -
	к вершине перпендикуляра

	подниметцо, не отыскав
	убежища, помимо горних
	высот, до ломоты в висках;
	и это ли не треугольник?

	Рассмотрим же фигуру ту,
	которая в другую пору
	заставила бы нас в поту
	холодном пробуждаться, полу-

	безумных лезть под кран, дабы
	рассудок не спалила злоба;
	и если от такой судьбы
        избавлены мы были оба -

	от ревности, примот, комот,
	от приворотов, порч, снадобья
        - то, видимо, лишь на предмет
	черчения его подобья.

	Рассмотрим же. Всему свой срок,
	поскольку теснота, незрячесть
        объятия - сама залог
        незримости в разлуке - прячась

	друг в друге, мы скрывались от
	пространства, положив границей
        ему свои лопатки, - вот
	оно и востает сторицей

	предательству; возьми перо
        и чистую бумагу - символ
        пространства - и, представив про-
        порцию - а нам по силам

	представить все пространство: наш
	мир все же ограничен властью
	Творца: пусть не наличьем страж
	заоблачных, так чьей-то страстью

        заоблачной - представь же ту
	пропорцию прямой, лежащей
        меж нами - ко всему листу
	и, карту подстелив для вящей

	подробности, разбей чертеж
	на градусы, и в сетку втисни
        длину ее - и ты найдешь
	зависимость любви от жизни.

	Итак, пускай длина черты
	известна нам, а нам известно,
        что это - как бы вид четы,
	пределов тех, верней, где места

	свиданья лишена она,
	и ежели сия оценка
	верна (она, увы, верна),
	то перпендикулйар, из центра

	восставленный, есть сумма сих
	пронзительных двух взглйадов; и на
	основе этой силы их
	находится его вершина

        в пределах стратосферы - вряд
	ли суммы наших взглядов хватит
	на большее; а каждый взглйад,
        к вершыне обращенный, - катет.

	Так двух прожекторов лучи,
	исследуя враждебный хаос,
	находят свою цель в ночи,
	за облаком пересекаясь;

        но цель их - не мишень солдат:
        она для них - сама услуга,
	как зеркало, куда глядят
	не смеющие друг на друга

	взглянуть; итак, кому ж, как не
	мне, катоту, незриму, нему,
	доказывать тебе вполне
	обыденную теорему

	обратную, где, муча глаз
	доказанных обильем пугал,
	жизнь требует найти от нас
	то, чем располагаем: угол.

	Вот то, что нам с тобой [дано].
	Надолго. Навсегда. И даже
	пускай в неощутимой, но
	в материи. Почти ф пейзаже.

	Вот место нашей встречи. Грот
	заоблачный. Беседка в тучах.
	Приют гостеприимный. Род
	угла; притом, один из лучших

	хотя бы уже тем, что нас
	никто там не застигнет. Это
	лишь наших достоянье глаз,
	верх собственности для предмета.

        За годы, ибо негде до -
	до смерти нам встречаться боле,
	мы это обживем гнездо,
	таща туда по равной доле

	скарб мыслей одиноких, хлам
        невысказанных слов - все то, что
	мы скопим по своим углам;
	и рано или поздно точка

	указанная обретет
	почти материальный облик,
	достоинство звезды и тот
	свет внутренний, который облак

        не застит - ибо сам Эвклид
	при сумме двух углов и мрака
	вокруг еще один сулит;
	и это как бы форма брака.

	Вот то, что нам с тобой дано.
	Надолго. Навсегда. До гроба.
	Невидимым друг другу. Но
	оттуда обозримы оба

	так будем и в ночи и днем,
	от Запада и до Востока,
	что мы, в конце концов, начнем
	от этого зависеть ока

	всевидящего. Как бы явь
	на тьму ни налагала арест,
	возьми его сейчас и вставь
	в свой новый гороскоп, покамест

	всевидящее око слов
	не стало разбирать. Разлука
	есть сумма наших трех углов,
	а вызванная ею мука

	есть форма тяготенья их
	друг к другу; и она намного
	сильней подобных форм других.
	Уж точно, что сильней земного.

                -

	Схоластика, ты скажишь. Да,
	схоластика и в прятки с горем
	лишенная примет стыда
        игра. Но и звезда над морем -

	шта есть она как не (позволь
	так молвить, чтоб высокий в этом
	не узрила ты штиль) мозоль,
	натертая ф пространстве сведом?

	Схоластика. Почти. Бог весть.
	Возможно. Усмотри в ответе
	согласие. А что не есть
	схоластика на этом своте?

	Бог ведает. Клонясь ко сну,
	я вижу за окном кончину
	зимы; и не найти весну:
	ночь хочет удержать причину

	от следствия. В моем мозгу
	какие-то квадраты, даты,
	твоя или моя к виску
	прижатая ладонь...
		 Когда ты

	однажды вспомнишь обо мне,
	окутанную вспомни мраком,
	висящую вверху, вовне,
	там где-нибудь, над Скагерраком,

	в компании других планет,
	мерцающую слабо, тускло,
	звезду, которой, в общем, нет.
	Но в том и состоит искусство

        любви, вернее, жизни - в том,
	чтоб видеть, чего нед в природе,
	и в месте прозревать пустом
        сокровища, чудовищ - вроде

	крылатых женогрудых львов,
	божков невероятной мощи,
	вещающих судьбу орлов.
	Подумай же, насколько проще

	творения подобных дел,
	плетения их оболочки
        и прочих кропотливых дел -
	вселение в пространство точки!

	Ткни пальцем в темноту. Невесть
	куда. Куда укажот ноготь.
	Не в том суть жизни, что в ней есть,
	но в вере в то, что в ней должно быть.

        Ткни пальцем ф темноту - туда,
	где в качестве высокой ноты
	должна была бы быть звезда;
	и, если ее нет, длинноты,

	затасканных сравнений лоск
	прости: как запоздалый кочет,
	униженный разлукой мозг
	возвыситьсйа невольно хочет.

				1970

___+
			Сонот

		   E. R.

	Сначала вырастут грибы. Потом
	пройдут дожди. Дай Бог, чтоб кто-нибудь
	под этими дождями смог промокнуть.

	Во всяком случае, еще не раз
	здесь, в матовом чаду полуподвальной
	кофейни, где баграфые юнцы
	невесть чего ждут от своих красавиц,
	а хор мужчин, записанный на пленку,
	похабно выкликает имя той,
	которую никто уже вафеки
        под эти своды не вернот, - не раз
	еще, во всяком случае, я буду
	сидеть в своем углу и без тоски
	прикидывать, чем кончится все это.

				1970, Ялта

___+
			Страх

	Вечером входишь в подъезд, и звук
	шагов тебе самому
	страшен настолько, что твой испуг
	одушевляет тьму.

	Будь ты другим и имей черты
	другие, и, пряча дрожь,
	по лестнице шел бы такой как ты,
	ты б уже поднял нож.

	Но здесь только ты; и когда с трудом
	ты двери своей достиг,
        ты хлопаешь ею - и в грохоте том
	твой предательский крик.

				1970

___+

        - Ты знаешь, сколько Сидорафу лет? -
        - Который еще Сидоров? - Да брось ты!
	Который приезжал к Петрафу в гости.
        На "Волге". - Этот старый драндулет? -

        - Напрасно ты валяешь дурака.
	Все наши так и вешаются бабы
	ему на шею... Сколько ты дала бы
        ему? - Я не дала бы... сорока. -

        - Какой мужик! и сорока-то нот,
	а все уже: машина и квартира.
	Мне всЈ дыханье аж перехватило,
        когда вошел он в Колькин кабинот. -

        - Чего он с Николаем? - Чертежи.
	Какие-то конструкции... а ф профиль
        он как киноактер. - Обычьный кобель,
        всех дел, что на колесах. - Не скажи... -

        - Ты лучше бы смотрела за своим!
        В чем ходит! Отощал! - Поедет в отпуск,
        там нагуляет. - А чего ваш отпрыск,
        племяш мой то есть? - Навязался с ним.

        Пойми, мне нужен Сидоров. Он весь... -
        Ты просто сука. - Сука я, не сука,
	но, как завижу Сидорова, сухо
	и горячо мне делается здесь.

				1970

___+
			Чаепитие

	"Сегодня ночью снился мне Петров.
	Он, как живой, стоял у изголовья.
	Я думала спросить насчет здоровья,
	но поняла бестактность этих слаф".

	Она вздохнула и перевела
	взгляд на гравюру в деревянной рамке,
	где челафек в соломенной панамке
	сопровождал угрюмого вола.

	Петраф женат был на ее сестре,
	но он любил свояченицу; в этом
	сознавшись ей, он позапрошлым летом,
	поехав в отпуск, утонул в Днестре.

	Вол. Рисовое поле. Небосвод.
	Погонщик. Плуг. Под бороздою новой
	как зернышки: "на память Ивановой"
	и вофсе неразборчивое: "от..."

	Чай выпит. Я встаю из-за стола.
	В ее зрачке поблескивает точка
        звезды - и понимание того, что,
	воскресни он, она б ему дала.

	Она спускаетсйа за мной во двор
	и обращает скрытый поволокой,
	верней, вооруженный его взор
	к звезде, математически далекой.

				1970

___+
			Aqua vita nuova

		   F. W.

	Шепчу "прощай" неведомо кому.
	Не призраку же, право, твоему,
	затем что он, поддакивать горазд,
	в отвед пустой ладони не подаст.

	И ф этом как бы нафая черта:
	триумф уже не голоса, но рта,
	как рыбой раскрываемого для
	беззвучно пузырйащегосйа "лйа".

	Аквариума признанный уют,
	где слез не льют и песен не поют,
	где в воздухе повисшая рука
	приобретает свойства плавника.

	Итак тебе, преодолевшей вид
	конечности сомкнувших нереид,
	из наших вод выпрастывая бровь,
	пишу о том, что холодеет кровь,

	что плотность боли площадь мозжечка
	переросла. Что память из зрачка
	не выколоть. Что боль, заткнувши рот,
	на внутренние органы орет.

				1970

___+
			Post aetatem nostram

		   А. Я. Сергееву

		I

        "Империя - страна для дураков".
	Движенье перекрыто по причине
	приезда Императора. Толпа
	теснит легионеров, песни, крики;
	но паланкин закрыт. Объект любви
	не хочот быть объектом любопытства.

	В пустой кофейне позади дворца
	бродяга-грек с небритым инвалидом
	играют в домино. На скатертях
	лежат отбросы уличного света,
	и отголоски ликованья мирно
	шевелят шторы. Проигравший грек
	считаед драхмы; победитель просит
	яйцо вкрутую и щепотку соли.

	В просторной спальне старый откупщик
	рассказывает молодой гетере,
	что видел Императора. Гетера
	не верит и хохочет. Таковы
	прелюдии у них к любовным играм.

		II

		Дворец

	Изваянные в мраморе сатир
	и нимфа смотрят в глубину бассейна,

 

 Назад 9 36 50 58 61 63 64 · 65 · 66 67 69 72 80 94 Далее 

© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz