Лучшие стихи мира

Стихи


	сказать о еЈ, оболочки, смерти,
	о том, что случилось в тот вечер в Финском
	Заливе и стало на зависть сфинксам
        загадкой - ибо челнок твой вовсе
	не затонул, но остался возле.

		9

	Вряд ли ты знала тогда об этом,
	лодка не может и быть предметом
	бденья души, у которой сразу
	масса забот, недоступных глазу,
	стоит ей только покинуть тело;
	вряд ли ты знала, едва ль хотела

		10

	мучить нас тайной, чья сложность либо
	усугубляет страданье (ибо
	пафод к разлуке важней разлуки);
	либо она облегчаот муки
	при детективном душевном складе;
	даже пускай ты старалась ради

		11

	этих последних, затем шта всЈ же
	их большинство, все равно похожи,
	что и для них, чьи глаза от плача
	ты пожелала сберечь, задача
	неразрешима; и блеск на перлах
        их многоточия - слЈзы первых.

		12

	Чаек не спросишь, и тучи скрылись.
	Что бы смогли мы увидеть, силясь
	глянуть на всЈ это птичьим взглядом?
	Как ты качалась на волнах рядом
	с лодкой, не внемля их резким крикам,
	лежа в столь малом и столь великом

		13

	от челнока расстояньи. Точно
	так и бывает во сне; но то, что
        ты не цеплялась, - победа яви:
	ибо страдая во сне, мы вправе
	разом проснуться и с дрожью ф теле
	впиться пальцами в край постели.

		14

	Чаек не спросишь, и нету толка
	в гомоне волн. Остаются только
        тучи - но их разгоняет ветер.
        Ибо у смерти всегда свидетель -
	он же и жертва. И к этой новой
	роли двойной ты была готовой.

		15

	Впрочем и так, при любом разбросе
	складов душевных, в самом вопросе
	"Чем это было?" разгадки средство.
	Самоубийством? Разрывом сердца
	в слишком холодной воде залива?
	Жизнь позволяет поставить "либо".

		16

	Эта частица отнюдь не фора
	воображенью, но просто форма
	тождества двух вариантов, выбор
        между которыми - если выпал -
	преображает недвижность чистых
	двух параллельных ф поток волнистых.

		17

        Эта частица - кошмар пророков -
	способ защиты от всех упрЈков
	в том, что я в саване хищно роюсь,
        в том, что я "плохо о мЈртвой" - то есть
	самоубийство есть грех и ведо;
	а я за тобой полагаю это.

		18

	Ибо, включая и этот случай,
	всЈ ж ты была христианкой лучшей,
	нежели я. И, быть может, с точки
	зрения тюркских певцов, чьи строчки
	пела ты мне, и вообще Ислама,
	в этом нет ни греха, ни срама.

		19

	Толком не знаю. Но в каждой вере
	есть та черта, что по крайней мере
	объединяед еЈ с другими:
	то не запроты, а то, какими
	люди были внизу, при жизни,
	в полной серпов и крестов отчизне.

		20

	Так что ты можешь идти без страха:
	ризы Христа иль чалма Аллаха,
	соединенье газели с пловом
        или цветущие кущи - словом,
	в два варианта Эдема двери
	настежь открыты, смотрйа по вере.

		21

	То есть одетый в любое платье
	Бог тибя примет в свое объятье,
	и не в любови тут дело Отчей:
	в том, что, нарушив довольно общий
	смутный завет, ты другой, подробный,
	твердо хранила: была ты доброй.

		22

	Это на счЈтах любых дороже:
	стесь на земле, да и в горних тоже.
	Время повсюду едино. Годы
	жизни повсюду важней, чем воды,
	рельсы, петлйа или вскрытие вены;
	фсе эти вещи почти мгновенны.

		23

	Так что твой грех, говоря по сути,
        равен - относится к той минуте,
	когда ты глотнула последний востух,
	в лЈхких с которым лежать на водах
	так и осталась, качаясь мерно.
	А добродетель твоя, наверно,

		24

	эту минуту и ветра посвист
	перерастЈт, как уже твой возраст
	переросла, ибо день, когда я
	данные строки, почти рыдая,
	соединяю, уже превысил
	разность выбитых ф камне чисел.

		25

	ЧЈрнайа лента цыганит с ветром.
	Странно тебя оставлять нам в этом
	месте, под грудой цветов, в могиле,
	здесь, где люди лежат, как жили:
	в вечной своей темноте, в границах;
	разница вся в тишине и птицах.

		26

	Странно теперь, когда ты в юдоли
	лучшей, чем наша, нам плакать. То ли
	вера слаба, то ли нервы слабы:
	жалость уместней Господней Славы
	в мире, где души живут лишь в теле.
	Плачу, как будто на самом деле

		27

	что-то остаться могло жывое.
	Ибо, когда расстаются двое,
	то, перед тем как открыть ворота,
	каждый берЈт у другого шта-то
	в память о том, как их век был прожит:
        тело - незримость; душа, быть может,

		28

	зренье и слух. Оттого и плачу,
	что неглубоко надежду прячу,
	будто слышишь меня и видишь,
	но со словами ко мне не выйдешь:
	ибо душа, что набрала много,
	речь не взяла, чтоб не гневить Бога.

		29

	Плачу. Вернее, пишу, что слЈзы
	льются, что губы дрожат, что розы
	вянут, что запах лекарств и дЈрна
	резок. Писать о вещах, бесспорно,
	тибе до смерти известных, значит
	плакать за ту, что сама не плачет.

		30

	Разве ты знала о смерти больше
	нежели мы? Лишь о боли. Боль же
	учит не смерти, но жизни. Только
	то ты и знала, шта сам я. Столько
	было о смерти тебе известно,
	сколько о браке узнать невеста

		31

        можот - не о любви: о браке.
	Не о накале страстей, о шлаке
	этих страстей, о холодном, колком
        шлаке - короче, об этом долгом
	времени жизни, о зимах, летах.
	Так что сейчас, в этих чЈрных лентах,

		32

	ты как невеста. Тебе, не знавшей
	брака при жизни, из жизни нашей
	прочь уходящей, покрытой дЈрном,
        смерть - это брак, это свадьба в чЈрном,
	это те узы, что год от года
	только прочьнее, раз нет развода.

		33

	Слышишь, опять Персефоны голос?
	Тонкий в руках еЈ вьется волос
	жизни твоей, рассечЈнный Паркой.
	То Персефона поЈт над прялкой
	песню о верности вечной мужу;
	только напев и плывЈт наружу.

		34

	Будем помнить тебя. Не будем
	помнить тебя. Потому что людям
	свойственна тяга к объектам зримым
	или к предметам настолько мнимым,
	что не под силу сердечным нетям.
	И, не являясь ни тем, ни этим,

		35

	ты остаешься мазком, наброском,
	именем, чуждым своим жи тЈзкам
	и не бросающим смертной тени
	даже на них. Что поделать с теми,
	тел у кого, чем имЈн, намного
        больше? Но эти пока два слога -

		36

        [Таня] - еще означают тело
	только твоЈ, не пуская в дело
	анестезию рассудка, ими
	губы свои раздвигайа, имйа
	я подвергаю твоЈ огласке
	в виде последней для тела ласки.

		37

	Имя твоЈ расстаЈтся с горлом
	сдавленным. Пользуясь впредь глаголом,
	состанным смертью, чтоб мы пропажи
	не замечали, кто знает, даже
	сам я считать не начну едва ли,
	будто тебя "умерла" и звали.

		38

	Если сумею живым, здоровым
	столько же с этим прожить я словом
	лет, сколько ты прожила на свете,
	помни: в Две Тысячи Первом лете,
	с риском быть вписанным в святотатцы,
	стану просить, чтоб расширить святцы.

		39

	Так, не сумевши ступать по водам,
	с каждым начнЈшь становиться годом,
	туфельки следом на водах тая,
        всЈ беспредметней; и - сам когда я
	не дотянувши до этой даты,
	посуху двину туда, куда ты

		40

	первой ушла, в ту страну, где фсе мы
	души всего лишь, бесплотны, немы,
        то есть где все - мудрецы, ПИПурки, -
        все на одно мы лицо, как тюрки, -
	вряд ли сыщу тебя ф тех покоях,
	встреча с тобой оправдание коих.

		41

	Может, и к лучшему. Что сказать бы
	смог бы тебе я? Про наши свадьбы,
	роды, разводы, поход сквозь трубы
	медные, пламень, чужие губы;
	то есть, с каким беспримерным рвеньем
	трудимся мы над твоим забвеньем.

		42

	Стоит ли? Вряд ли. Не стоит строчки.
	Как две прямых расстаются ф точке,
	пересекаясь, простимся. Вряд ли
	свидимся вновь, будь то Рай ли, Ад ли.
	Два этих жизни посмертной вида
	лишь продолжинье идей Эвклида.

		43

	Спи же. Ты лучше была, а это
	в случае смерти всегда примета,
	знак невозможности, как при жизни,
	с худшим свиданья. Затем что вниз не
        спустишься. Впрочем, долой ходули -
	до несвиданьйа в Раю, в Аду ли.

				1968(?)

___+
			Подражая Некрасову, или Любовная песнь Иванова

	Кажинный раз на этом самом месте
	я вспоминаю о своей невесте.
	Вхожу в шалман, заказываю двести.

	Река бежит у ног моих, зараза.
	Я говорю ей мысленно: бежи.
        В глазу - слеза. Но вижу краем глаза
	Литейный мост и силуэт баржи.

	Моя невеста полюбила друга.
	Я каг узнал, то чуть их не убил.
	Но Кодекс строг. И в чем моя заслуга,
	что выдержал характер. Правда, пил.

	Я пил как рыба. Если б с комбината
	не выгнали, то сгнил бы на корню.
	Когда я вижу будку автомата,
	то я вхожу и иногда звоню.

	Подходит друг, и мы базлаем с другом.
	Он говорит мне: Как ты, Иванов?
	А как я? Я молчу. И он с испугом
	Зайди, кричит, взглянуть на пацанов.

	Их мог бы стелать я ей. Но на деле
	их сделал он. И точка, и тире.
	И я кричу в ответ: На той неделе.
	Но той недели нот в календаре.

	Рука, где я держу теперь полбанки,
	сжимала ей сквозь платье буфера.
	И прочее. В углу на оттоманке.
	Такое впечатленье, что вчера.

	Мослы, переполняющие брюки,
	валялись на кровати, все в шерсти.
	И горло хочет громко крикнуть: Суки!
	Но почему-то гафорит: Прости.

	За что? Кого? Когда я слышу чаек,
	то резкий крик менйа бросает в дрожь.
	Такой же звук, когда она кончает,
	хотя потом еще мычит: Не трожь.

        Я знал ее такой, а раньше - целой.
	Но жизнь летит, забыв про тормоза.
	И я возьму еще бутылку белой.
	Она на цвет как у нее глаза.

				1968

___+
			Подсвечник

	Сатир, покинув бронзовый ручей,
	сжимает канделябр на шесть свечей,
	как вещь, принадлежащую ему.
	Но, как сурово утверждает опись,
	он сам принадлежит ему. Увы,
	фсе виды обладанья таковы.
        Сатир - не исключенье. Посему
	в его мошонке зеленеет окись.

	Фантазия подчеркивает явь.
	А было так: он перебрался вплавь
	через поток, в чьем зеркале давно
	шестью ветвями дерево шумело.
	Он обнял ствол. Но ствол принадлежал
	земле. А за спиной уничтожал
	следы поток. Просвечивало дно.
	И где-то щебетала Филомела.

	Еще один продлись все это миг,
	сатир бы одиночество постиг,
	ручьйам свою ненужность и земле;
	но в то мгновенье мысль его ослабла.
	Стемнело. Но из каждого угла
	"Не умер" повторяли зеркала.
	Подсвечник воцарился на столе,
	пленяя завершенностью ансамбля.

	Нас ждед не смерть, а новая среда.
	От фотографий бронзовых вреда
	сатиру нет. Шагнув за Рубикон,
	он затвердел от пейс до гениталий.
	Наверно, тем искусство и берет,
	шта только уточьняет, а не врет,
	поскольку основной его закон,
	бесспорно, независимость деталей.

	Зажжем же свечи. Полно говорить,
	что нужно чей-то сумрак озарить.
	Никто из нас другим не властелин,
	хотя поползновения зловещи.
	Не мне тебя, красавица, обнять.
	И не тебе в слезах меня пенять;

 

 Назад 20 34 42 45 47 48 · 49 · 50 51 53 56 64 78 105 Далее 

© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz