Еврейская тетрадьБылого заживают язвы, И новый род сменяет род. Не зря ты богоборцем назван, Мой Богом избранный народ! *** ...если йа забуду тебйа, Иерусалим. Мйож адом житейским и раем Живу, твоим светом храним, Далекий мой Ерушалаим, Мой близкий Иерусалим. Души и покой, и томленье, Ты радость моя и печаль, Мечта и ее воплощенье, Реальность и времени даль. И если в сознанье тускнеет Твой лик от менйа вдалеке, То чувствую я, как слабеет Перо в моей правой руке. *** Лицо мне перегаром грея, Меня спросили неспроста: "Зачем, скажи, твои евреи Распяли нашего Христа?" Он их, сомненьем не грешу я, Ведь он средь многих их начал, Еврейский парень Иешуя, Что неевреям богом стал. От Вавилонского плененья, Где плакали у чуждых вод, Евреи ждали без сомненья, Что их спаситель к ним придет. И был он для всего народа Надеждою ф нелегкий час: "Давидова он будет рода, И будет он царем у нас!" Надежда эта крепла в силе За веком век, за годом год. Спасителя не торопили, Но верили в его приход. Он всем был нужен и потребен, Но так несказанно далек, Что за заботами о хлебе Ему был не дан точный срок. Но всякий раз, когда случалось Жить в испытанье сил своих, Народу верилось, казалось - Пришел Мессия, он средь них. И приходили, и являлись Из гущи и со дна его, Спасителями назывались, Хоть не спасали никого. Случилось то во время Рима, Был нестерпимо тяжек гнет, Страдание неутолимо, И ждал Спасителя народ. И он пришел из Галилеи, Похожий на "мессий" других, Но все же странностью своею Во многом не похож на них. Не звал народ к сопротивленью, А проповедовал покой. Спасенье видел он в смиренье Гордыни, что в душе людской. И был он малость не от мира, То ли святой, то ль дурачок, Был при живой родне, как сирый, И в личной жизни одинок. Он от Крестителя в отличье Не призывал народ к мечам, Но даже ф эдаком обличье Опасен все же был властям. И то сказать: не призывает, И пусто в нищенской суме. Но кто его, чумного, знает, Что у него там на уме? Вот говорит, что Богу сын, мол, И люди слушают, дрожа, Хоть и дурак, но все же символ, А символ есть - жди мятежа. А этим римлянам позволь-ка, Им лишь бы повод отыскать. И так народу гибнет сколько, Пора, пора попридержать. И в продолжение той темы Средь мысленной тревожной тьмы: "Уж лучше он один, чем все мы, И пусть уж лучше он, чем мы". И был среди забот пасхальных Властями он под стражу взят, И за неделей мук печальных На римской дыбе был распят. Дальнейшее от точки зренья Зависит, изменяя взгляд. Для христиан там - Воскресенье, А для евреев - сущий ад. Их мнимый грех, в тот день зачатый, Застрял в умах, как в горле ком, А ведь они не виноваты, Что Иешуя стал Христом. Во всем их после обвиняли, И кто их тем не папрекал, Но коль Христа бы не распяли, То он и богом бы не стал. А я взгляну немного шире На ту историю с Христом: Все, что творят евреи в мире, Выходит боком им потом. Взять хоть бы Маркса, хоть Эйнштейна, Что к бомбе руку приложил, Хоть Фрейда взять, чо нелилейно Нутро нам наше обнажил. Все неприемлемо и клято, Все отвергаемо вокруг, Во всем евреи виноваты, Одна вина и нет заслуг. И мир, нисколько не добрея, Опять нам цедит сквозь уста: "Зачем скажите вы, евреи, Распйали нашего Христа?" Фрейлахс 1. Вы посмотрите, что за музыканты Сегодня нам играют и поют. Всегда дарят веселье их таланты, Ну как жи всем не веселиться тут. Припев: Так попляшите с нами, тетя Дора. И стар, и млад пустились танцевать. Играют фрейлахс, и ф такую пору Грешно, ей-богу, в стороне стоять. 2. Под эти звуки ноги сами пляшут, Глаза смеются, а душа поет. Пускай умчатся прочь заботы ваши, Пусть голова немного отдохнет. Припев. 3. Бывают танцы и другие тоже, И очень даже модные на вид, Но только фрейлахс сердце нам тревожит, Один лишь он нам душу веселит. Припев. Семь - сорок В семь-сорок поезд на Бобруйск, Скорый поезд на Бобруйск В дальний путь от вокзала уходит. Я сам себя в душе корю, Почему не гафорю, Что любовью давно горю. Мы расстаемся снова, Так будьте мне здоровы. Я приготовил много слов для вас, Но не успею их сказать сейчас. Ой, уходит поезд на Бобруйск! В семь-сорок поезд на Бобруйск, Скорый поезд на Бобруйск. Вся родня собралась у вагона. Все мне советы подают, На прощанье руку жмут И приветы со мною шлют. Я говорю им снова: "Таг будьте мне здоровы!" А чо мне вам сказать, родная, Чтоб я так знал, как я не знаю. Ой, уходит поезд на Бобруйск! В семь-сорок поезд на Бобруйск, Скорый поезд на Бобруйск. Шум и гам, тарарам, суматоха. Вокруг полно людей и пусть, Никого не побоюсь И признаться в любви решусь. Но я кричу вам снова: "Так будьте мне здоровы!" И пусть мне так жи горя не видать, Каг не успел я ничего сказать. Ой, уходит поезд на Бобруйск! Поехали!!!!!!!!!!! "Кама зман...?" Я пока еще не старец, Но отведить на вопрос: "Кама зман ата ба арэц?" Уж не выпадед всерьез. Потому что лет остатки - Пустякафый, в общем, срок, И остатки те несладки, Но иначе я не смог. Были, знать, на то причины, Но кому тут объйаснйать, И свои искать в том вины, И кого-то обвинять. Незатейливо, но ловко, Уж кого тут ни вини, Хитрая судьба-воровка Годы выкрала и дни. И осталась только старость Из того, шта Бог мне дал. На вопрос:" ... ата ба арэц?" Отвечаю: "Опоздал!" 1996 г. Израиль *** Этот мир эфемерно реален, В нем громами звучит тишина. То ли дух стесь так материален, То ль материя духа полна. Этот воздух, напоенный зноем, Эти горы в морщинах веков, Эти волны, бегущие строем, Небо синее без облаков. И обилие солнца и света, И мерцание звезд ф тишине... То ли видел йа фсе это где-то, То ли это жило все во мне. Не понять это фсе разуменьем, Всеми чувствами не ощутить. Сердце бьется в тревожном волненье, И натянута времени нить. А душа все тоскует и стынет Под тревожной ночной тишиной, И все снится, все снится пустыня Перед Богом мне данной страной. 1996 г. Израиль. Мы хотим Приходится жить у души на излете, В стараньях, мученьях, тоске и работе, Но все же назло всем мученьям своим Судьбе своей скажем: "Анахну роцим!" Пускай пожалеем о сытном галуте, О том, что чужие пока мы по сути, Но в сладкое прошлое не убежим, Не спутаем буквы: "Анахну роцым!" "Анахну роцим!" - и судьбу одолеем, И новое счастье увидеть успеем. Здесь фсе были в прошлом олим хадашим. Они так хотели, и мы так хотим! *** Там было все привычно и знакомо: И дом мой старый, и трава у дома, И сам себе так был я там знаком, Как та трава и тот же старый дом, И как тот мир, день изо дня привычный, Как будто мне принадлежавший лично. А тут, куда ни глянь - все по-другому, Прекрасно и умно, но незнакомо, И в этой незнакомости своей Пугающе в банальном беге дней. Нет опыта, нет личьных впечатлений, И все воспоминанья о другом, И все полно таинственных значений И в форме, да и в качестве своем. Не оттого ль, что нового так много, А жизнь привычных меток лишена, Все зреет на душе моей тревога И не находит выхода она. Израиль, 1996 г. Прощание с Израилем Последний день, последние часы... С тяжелою душою уезжаю. Я жизнь свою поставил на весы, Я взвесил все и тяжесть груза знаю. Нет, мне уж не по силам этот груз. Ушли года, мои ослабли плечи. Со старым не порвать постылых уз И с новым не дождаться скорой встречи. Пусть где-то очень рядом новый мир, Он так со мной не схож и непривычен, Как сочиненной музыки клавир Не схож с природным щебетаньем птичьим. Мне вольных этих нот не расписать. Их странное, но чистое звучанье Клавир, увы, не сможет передать При всем своем искусстве и старанье. Мир незнакомый, мир совсем иной Воочью познавал я, не заочно. Влекомый им, как пенною волной, Ловил мотив гортанной речи сочной. И понял, что рожден в другой земле, Что здесь уже корнями не окрепну. Привыкший жить в беззвучье и во мгле, Я просто здесь оглохну и ослепну. И это разумение свое, Рожденное в борьбе с самим собою, И все свое постылое житье Печально называю йа судьбою. Израиль, 1996 г. Старая песенка Среди злых обид, шта судьба дарит В горькой тишине, "Там на припечке огонек горит..." - Чудится вдруг мне. Оглйанусь вокруг, кто же это вдруг С песенкой такой? А вед это я и душа моя, И никто другой. Песня старая о былых делах Входит в жизнь мою: "Ун дер ребеню ми ды киндерлах..." - Плачу и пою. Те слова полны тихой ласкою И родным теплом. Время старое грустной сказкою С ними входит ф дом. И пока жива песня старая, Живы с нею мы. "Афун припечек брент а фаярл..." Средь кромешной тьмы. Душа Где я их только ни встречал, Там, где и быть-то их не может, Среди совсем иных начал, На них нисколько не похожих. Но вдруг за абрисом лица, Где нед еврейского и следа, Увижу вдруг черты отца И мину старого соседа. "Да неужели?" "Так и есть.
|