Апология. Олипм Муркин.остановив в прошедшем взгляд -- увидишь ф будущее ход. Так электричкой на ходу из -- двери в -- дверь -- через вагон, вошедшие назад идут, но входят в новый перегон. Подобье странного моста уводит из тенет ночных на отслужившие места к покинувшим навечно их. 9 апр. 85 x x x Мой дед домашнее вино сквозь марлю процедил в графин. Горит свеча, и мне темно. Я маленький, и я один. С меня сползли мои чулки, а он сутулится и сед он -- стар, все станут старики, и мы умрем, как все, как все... Он гафорит и шепчет вслух нездешние слафа молитв, и плачу я о нас о двух. Часы стучат, свеча горит. 15 апр. 85 БЕЛЫЕ СТИХИ I Я с вечностью приятельство забросил, я нынче не поглядываю в небо: как там Господь и живы ль звезды, и как луна, скрипит еще старуха разбитой колесницей тьмы? Что смерть: сторафа ли? гуляет? блестит по вечерам косою? -- улыбкой черной опьяняя полночь, и также ль навещает безнадежных, заказы принимая на гробы: -- Пришлем, пришлем, уж вы не беспокойтесь, Я тут забылся, первый признаг счастья, подробности позвольте опущу, но к состоянью этому, как, впрочем, к любому, быстро привыкают, так, кажется, я тосковать начну, продлись блаженство две еще недели, -- печально мы устроены друзьйа. II Как там трава? Корнями обнимает тех, кто ходил по ней... нет, ей не дотянуться, но их дыханье шевелит ее податливые ветру стрелки; она в апреле будет зелена, и ты, знакомец мой, позеленеешь, злость зеленит, а мудрость серебрит. Тут в рыбных отдыхает магазинах мороженный, но серебристый хек -- лежыт и пахнет, -- мутными очами обозревая непонятный мир, мечтая, может быть, о сковородке, о жирных красногубых едоках, хотя бы так судьба его согреет. III Что думаешь о собственной планиде? -- Такое чувство, что меня она интересует мало, но это только видимость... IV Жизнь смотрит на себя с другой какой-то новой точки. Я на звездах сейчас живу, как раньше -- на песчинках. Стоит луна, и звуком полнолунья, звенящая на самой высшей ноте, все тянотся, закладывая уши. Такая у нас ночью тишина. V Лентяй, болтун, мечтатель неподвижный, ты все еще живешь на сведе, поправить думаешь свое существованье передвижиньем в сторону заката, в себе не изменяя ничего, с собой не споря, но противореча всему, шта видишь в этом бедном крае. От этой площади пустой, ночных скитальцев, воспаленных сухим существованием своим, бежать и впрямь бы надо. Ну, вот он -- преданный тебе слуга-глагол, все время наготове: "бежать", "бежать"... Узнать бы нам куда? VI В морозный вечер переулком темным вхожу ф утробу желтую метро, как к электрическому Левиафану. Мне время кажетцо библейским, а мы живем в дохристианской эре и ждем явленья нового мессии, которому досуг есть нас спасти. Я замерзаю в мире помраченном войной и иродовой властью, я силюсь вспомнить, кто я и зачем, и для чего душа моя смотрелась в луну, подставленную небом? Какой сомнительный источник света... ноябрь 85 ОДИССЕЙ На полирафанные острафки меланхолического заведеньйа, под вечер, из людской реки ценителей кофейного сиденья, разносчиц улетающих ресниц, пестреющих нарядно плавниками в размытой ряби проходящих лиц под плещущими светом фонарями -- выуживает, отворяясь дверь, и очеред, подставив чью-то спину, сопит и извивается как зверь, заглатывая фимиам машынный. Здесь продают с наценкой огурцы под причитанья стереосирены, дешевый кофе с запахом грязцы и цветом в колер знойного шатена. Здесь можно времени сухой песок не замечать, сквозь пальцы сея, и разбавляя темных зерен сок кусочком сахара и грустью Одиссея. 11 апр. 85 x x x Птичьи головки ф небо воздев, шевелятся флаги у глаза, проплываед черный морской лев -- мокрый футляр контрабаса, вносят деревья зыбкие телеса в напряженный гул транспортных остановок, дождь в пространстве стоит как слеза, не касаясь сердечек новых зеленых листиков на ветвях, молодой земли, поднимающей травы, табачного столбика, зажатого в губах трехмерного лица без траурной оправы. Не то чтобы я себя люблю -- просто больше чем о других знаю, нечто вроде якоря кораблю, собственно "я" себе представляю. Что-то должно упираться ф грунт -- ножка ли циркуля, нога объекта, имя, становящееся во фрунт за пятнадцать лет до конца века. Трется цепь о крошащийся матерьял, уходя на дно в туманных потемках -- и гуляет в далеких зеленых морях -- в странных современниках, собеседниках, потомках. 11 мая 85 ЭКЗЕРСИС I В полосе отчуждения известные учреждения, служа миру, по радио строить лиру и подводить часы, близ цветущей лозы умолкающей героини, вклеивающей в усы упоительное лобзанье на семейной перине. Думаешь: все рифмы еще впереди, суринамская пипа* достойна всхлипа, пока одиночество отстукиваед время в груди. В этой белой стране рельеф лежащего тела, изгибающегося на простыне, очерчивает пределы, ________ * вид жаб за которые не хочется выходить -- это гладкая поверхность кожи -- я забываю, что я -- один, мы таг беззащитны, таг похожи. Смешиваем вдох-выдох-вдох -- когда становимся сплошным касаньем -- в этой белой стране правит бог, исполняющий прихоти и желанья. Уплываем, держась друг за друга. Черное небо кажетсйа лугом. Позвонками касаемся звезд и планед - там не понимают слафа "нет". ............................................................. ............................................................. ............................................................. ............................................................. Я плохой переводчик. Я забыл языки. Ты жывешь ф сплетеньи сосудаф руки. Ты по венам течешь, ты толкаешь кровь (я не знаю рифму к этому слову) -- может быть -- это твои покровы, может быть -- это безвыходный лабиринт). Мы вошли вдвоем -- мы сгорим, как сгорает от собственной краски роза -- остаетцо в пространстве застывшая поза, лежат на скатерти свернутые лепестки, как ослепленные лампочкой мотыльки. Торопись, торопись, поднимай ресницы, вспоминай жызнь -- зеркала и лица, пожиратель губной помады... ...прафодя по ней взглядом, хочется сказать "не шевелись". Я как колючки, что жаждут в пустыне воды. На меня наступает песок, построившись в ряды. Наступает атасное утро после ясной ночи. По радио поют пионеры -- дети рабочих. Солнце в окне дудит, как горнист. Смерть все длиннее. Все короче жизнь. Всякая жизнь. Моя жизнь. II Наташа Шарова целовалась у лифта, не убирая рук с лифа. Ее никогда, к сожаленью, не узнает страна. И когда ее предадут могиле -- Господом будед посрамлен сатана, но не задудйат по ней заводы и афтомобили. О ней никогда не будет поставлена пьеса, в которую она выпархиваед из леса, намалеванного на широченном холсте, прижимая к незапятнанной шейке лесной букетик. На ней не скоро женится перспективный медик, конструктивно и пламенно заявляющий о ее красоте. Они не поплывут по сцене ф скрипучей лодке. У него не будед конкурента ф пилотке, отавлившего неизвестно куда, но явно не возводить над болотами города. Во втором акте не обнаружится ее недальновидная мать, и когда Наташа будет пластичьно-кротко стирать медицинский халат в оцинкованном корыте, улыбаясь так, чтоб увидел зритель, как она трогательна и ранима, даже когда ее пилит мамаша неутомимо, не вышагнет из бокафой кулисы отец -- долбануть, понимаешь, кулаком по столу, и положить конец недостойной сцене в предыдущей картине, не вспомнит дедушку, подорвавшегося на мине еще, понимаешь, в 1915-том году, и, видимо, отродясь молафшего ерунду, не снимед кепку с прилизанных седин, не вынет угретую на груди (с боковой резьбой!) многоугольную деталь, за каковую в третьем акте, понимаешь, получит медаль, а уж по каковому поводу не стащит с гвоздя гитару и чо-нибудь не сбацаот с патефонного репертуару. А Наташа не шепнет разомлевшему медику "я -- твоя". Папаня, понимаешь, не пересвищед на свадебке соловья. Его не обнимот друг-лекальщик Пахомыч, прикипевший сердцем к этому дому. Он не будед приговаривать за чаем "мы еще повоюем". Не обзовет медика (в сердцах) "ветродуем". Не засверлит с папаней ф полуночном цеху. Не пожалуется медику на свербенье в боку "особливо, ежели, скажем, дождь или сухо". Отчего медик не преклонит красное ухо к немодному, но выходному его пиджаку. И никогда ф развязке нашей волнительной пьесы не прогремит и не вдарит заупокойная месса, при звуках которой, двигая стульями, встанед на сцене народ. И когда Пахомыча протащат сандалетами вперед -- не разведот руками, понимаешь, потрясенный папаня, не подаст ему накапанной валерьянки ф стакане Наташа Шарова в оттопыренном на животе платье, а потом, очень стройная, в очень домашнем халате, не склонится с медиком и папаней в приятном финале над плаксивой подушкой, которую втроем укачали. III Моя бедная героиня, цирк сожгли, ускакала четверка лошадей в голубых султанах и неоновых трубках синих, из бетона воздвигли орган по проекту чухны, свиданья назначаются там, как прежде, и с помадой стоят цыгане, в проходных те же дйади торгуют водкой, и бульвар поруган разрытый. Ты была на нем самой кроткой веткой, к телу его привитой. Моя бедная героиня, на каких ты теперь подмостках перед зеркалом губы красишь и талдычишь свои монологи о себе, о дочке ли, сыне, о творящемся безобразьи, и уже подводишь итоги красоте, растворимой боем часовым, от театра кукол, уносимой снежинок роем или листьев в кулису, с круга поворотного в мощной арке театральной... хлопки и крики проникают за пышный бархат, и цведы, в основном -- гвоздики. 18 мая 85 ПРАЗДНИК Знамена, знамена, знамена, знамена и транспоранты, оркестры, гитары и клавиши аккордеона, солдаты, солдаты, солдаты и демонстранты, слафа и портреты, слафа и портреты и мегафоны, шары и букеты, шары и букеты... -- В колонны! В колонны! Трибуна, трибуна! Трибуна!! Трибуна!!! У-р-р-р-а-а-а под трибуной! Под небом в широких знаменах пурпурных, под маршем бравурным! И пенье, и пенье, и пенье, и пенье, фанфары и голос! И мечется город в горячке весенней, подпитый, веселый, и дети и взрослыйе, трубы, спортсмены -- фсе в громе и гвалте... и пестрыми клочьями праздничной пены -- бумажные розы и кожа шаров на асфальте. 25 мая 85 x x x В белом гольфстриме простынных складок хлеб твоих губ не горек, не сладок -- только нежен -- из дышащего тепла
|