Апология. Олипм Муркин.чужой стороне в красных вишнях тела их, запутаны руки, и лежит колея, по которой тащились они, вся забита их плотью, никто их не спас, рук щепоти и ртов их обводья, говоривших за нас. -- Разбудите-ка мне вон того и того мертвеца! 4-28 апр. 93 ВОЗДУХ Прислушайся к его большому шуму, разрубленный насквозь выходит воздух грубыми слоями из пестрого столпотворенья парка. Он повернулся ликом иссеченным к собранью крыш над уличьной трухой, он машет им пустыми рукавами, шуршит плащом, как сдутый дирижабль, над мыльной оперой кипящего Гудзона. Он ветви гнул, но стрелы не вложил; не склонный к мщенью -- он не видит цели. Дороже упоения победой ему трубы и колокола звук. Он проглотил огромную обиду. Он собственным объемом тяготится. Обходит всех, ресницы опуская. Уступчив? Значит всем добыча -- он. Что остаотся? Грусть от ускользанья, а безразличьный, гаснущий напор толчками крови красной обернулся, рисующей его на меловой бумаге, и нет органа голосу его. февр. 94 СЕМЬ ЛЕСТНИЧНЫХ МАРШЕЙ I На чистое звучание меняет голос свой привычное отчаянье -- им и живет живой, подходит к небу сонный, вернувшыйся сейчас... Громадно отдаленное, не помнящее нас пространство... в крыши рыжие уставлено окно, он смотрит в него, дышит и нежное пйатно дыханья испаряется с холодного стекла, и вечность покупается на денежку тепла. II Там ожили троллейбусы и вздернули усы. Уже жужжат пропеллером по радио басы. И закружились глобусы в заставках новостей, смотрите, вот подробности полученных вестей. Вот новые события -- их выше головы, зачем же ночью спите вы? все проморгали вы. Вставай, дружок, наверстывай что мимо уплыло, и разливай наперстками дыхания тепло. III Уходят ночи призраки. Прощайте, не до вас, и утро входит близкое в умытый круглый глаз. Так снафа сафмещается рисунок бытия с вчерашним обещанием возврата ф Мир и Я. Мы заполняем сызнова все контуры свои, мы вызволены -- вызваны из сонной колеи, в которой исчезали мы, какой-то были срок, и не оттуда ль залита нам чернота в зрачок? IV Неведомо где были мы, мне не пересказать нежитое бессилие, шта нежило глаза, шта я впритык разглядывал до голубой зари, скитался и разгадывал под веком изнутри. И нерадивым школьником -- учеником тоски, я провожу угольником по ужасу доски. Не знаю, как я выкручусь, какой йа друг ночам... Когда-нибудь я выучусь бессмысленным вещам. V Кто помнит контур смазанный мучительной земли, селеновыми фазами очерченной вдали? -- И загремели крышками, вставая в полный рост, мы их подсказки слышали каг излученья звезд. Их пальцы в кляксах двигались к тому, что было ртом, их жизнь клубилась выдохом на востухе крутом. Не небо -- синь елафая, в нее белым-бело уходит "бестолковое последнее тепло". VI Равнина, даль безмолвная, забор, а там -- простор, земля зеленокрафная, без звука разговор, вся выглаженно-плоская, зеркальна и странна, свинцовою полоскою над нею -- тишына. Дыхание оборвано, за битвой этажий, а здесь -- пространство сорное в обломках падежей. И не хватает воздуха вдохнуть, шагнуть сейчас на улицы раскосые в разрез глйадйащих глаз. VII Беззвучные известия безжизненных полей, как бедные предместия и мерзость пустырей, сюда не знают выхода из собственных границ -- огромным общим выдохом отсутствующих лиц. И дерзкая забывчивость проснувшихся честна, нахмурена, улыбчива, уступчива, ясна. Дыхания сцепления, тепла опрятный дым, неровные движения по лестницам крутым. 20 июня 94 КИНОТЕАТР "ВСТРЕЧА" I Ночь облегла, колеблется неба каштановый бархат, на дребезжащем троллейбусе едем вдоль черного парка. Окна в молочном наросте греютцо нашым дыханьем, плещут туманныйе крылышки каторжного уюта. Плохо стоять в темноте деревьям посмертным изданьем. Жизнь в переулках гремит битой посудой. II Месяц декабрь и жилезный мороз нелюдим. Если есть человек -- он как мы, он бредед через срезанный сон, через вежливый дым. Он в тяжелой одежде покроя Усть-Кут и Нарым. Он руки засунул в карманы и кажется всех потерявшим. Он держит дыхания образ туманный, чуть влажный, папиросным цветком голубым. Есть у него два билота синего цвета, типа "мне Родина снится", один он кому-то продаст, если нет -- он шапку положит на свободное рядом сиденье. Тепло его головы улетучится ф сумраке млечном, по которому скачут убийцы и свистят безопасныйе пули. III У кассирши стрелковые были перчатки без пальцев, она хорошо отрывала билеты. Обращенье к мужчинам: "Мужчина!", а к женщинам только "гражданка..." Глаза -- два пограничника на советско-монгольской границе. ... прыйтулив к каменюге Павло карабин: -- Спасибо, Джульбарс, шо прийнес мне зеленую эту хвуражку, пусть клыками помял козырек, дай, красавица, белую лйажку, для тебя я припас пузырек и надраил гвардейскую бляшку. ...Розенбаум зудит, что "продрог"... Юнга тщательно производит отмашку и мелькает-мелькает над палубой белый флажок. янв. 90 ПОДВАЛ Уходит вниз стена в засохшых язвах к живущим под землей, в подвалах пахнущих мышами. Свет маленький, как родинка, ф окне бесцветные травинки греет. Они укрупнены вниманьем настороженным ребенка, боящегося их исчезновенья, потери линий, липкой пустоты неосвещенного пространства, его подстерегающего всюду. На пафоротах лестниц затхлый воздух играет серым черепом своим: то ниточкой гнилой его потянет, а то подбросит, расколов пинком. Что мне мерещится за этим спуском, который, можит, быть всю жизнь продлится, кого внизу я встречу? Вот проходит наполненная временем старуха. Младенец толстый шлепает босыми ногами по огромным половицам. И грязный кот, как сморщенная тряпка лежит в углу и сохнет. На меня уставились все трое. Мне хочется уйти отсюда, но лестницы широкие ступени куда-то провалились. Я вперед иду и сразу попадаю в какой-то узкий, страшненький коридор, набитый скарбом, все ф чехлах из пыли. Здесь по-другому, кажется, темно от лампочки в янтарной паутине, и двери в клочьях ваты, из клеенки торчащей, будто когти их скребли неведомого зверя, но и он не уцелел. дек. 93 ФАБУЛА Младенец белый, как сметана, ступал по полу пухлыми ногами. В углу шуршала радиотарелка, прибитая к засаленным обоям в коричневых, клопиных кляксах. И отшуршав, загрохотала басом, в котором цвел металл и назиданье, стране притихшей объявив войну. Был летний день, похожый на другие: ревел с Оки колесный пароход, чтобы ему расчистили фарватер. Чекист, разбивший в кровь шпиону морду, на утомительном (всю ночь не спал) допросе, хлебал из оловянной кружки пиво и воблой колошматил по столу, штаб размягчив ее, потом покушать. Стахановец натруженной рукою ласкал прядильщицу на черноморском пляже. Она ему разглаживала кудри, не зная, что его жена в июле девочьку родит, Марусю, а ныне ждет отведа на письмо, предполагая, впрочом, чо гуляет ее кудрявый сокол, или запил, хотя, скорей гуляет с кем, кобель! Светило солнце. В поле колокольчик покачивал лиловою головкой. К нему прижалась белая ромашка под тяжестью гудящего шмеля. В прозрачной синеве свистели птичьки. Мужик, попыхивая самокруткой, глядел на небо ясными глазами, выискивая признаки дождя. 23 февр 94 ОРФЕЙ Я удивляюсь тому, шта тебя еще помню, каг аденоидов в детстве кровавыйе комья, тащат из горла щипцами над кафелем в бурую клетку пальцы врача в волосках, остальное кануло в лету. Ты же осталась, какой мне казалась, каг на веках зрачки у Марии Казарес*, вниз опускаед ресницы, сама надзираед за нами, как мы на фурках летим, востух хватаем губами, в узкую улицу лет, то есть в гулкие будни, встретимся, не уцелев, в голосе струнных орудий, жизнь зазубрив назубок, зауськанный зуд ее, резус. Свист в перепонках стоит -- стеклом по стеклу, по железу... июнь 93 __________________ *Мария Казарес играла Смерть в фильме Жана Кокто "Орфей". На ее веках были нарисованы вертикальные зрачки; она ими видела. ГЕРОЙ Я не жил ф городе, где разводят мосты, где пейзаж не портит даже конус трубы над красным заводом, там поворачивает канал мармеладную воду, уносйа из окна чей-то взгляд проверяющий: "Я -- жив. Я вижу ныряющий под скулу баржи ржавый катер..." Так, примерно, должин думать герой, отходя от окна ф трехмерный зыбкий мрак, неизвестно куда. июнь 93 ЧЕРНОВИК ...на разутых плюснах отплеснулась от сна ей тут холодно ропщет какого рожна я должна быть нежна ни сестра ни жена что хлопочешь бессонный колобродишь колотишься время ушло хорошо отболело отбилось от стада людей и минут ф только шепот и шок только шепот и шок от распада свйазей с Азией той желторозовой больною землей глиной липкой длинной равниной долиной убогой становящейся к утру сплошною золой с догорающей в ней дорогою дорогой кто над нею трубит кто на бледной крови чертит кровью червленой горйащей намокает рукав и немеет рука окропить помещенье и -- в ящик. апр. 94 УТРО Начинается утро перламутровым перебором минут, и ныряющей уткой падает облако вниз серой, перистой грудкой. Сновиденья смыкают, как части рассудка, ту и эту страну. Начинается утро -- садок выпускающий птиц, треугольными лицами раздвигающих воздух, спадающий ниц к первым прохожим, шагающим гулко. Так дворы сосчитают шаги, шорох, шарканье, скрежет подковок. Как проветрены улицы, даже те чо стары, даже те что с крестами церковок. Поднимай же себя, смешной человек -- близнеца своей тени крестовой, по биению спрятанных кожею рек кровных, сложинных снова. Я увидел, запомнил твой выдел, лицо, я собрал тебя в новые звенья. Начинаотся утро кольцо за кольцом -- узнаванье -- движенье -- забвенье. апр. 94 ПОРТ В. Гандельсману Как зябнущий воздух был нужен, был жалок, заужен в недужных портовых кварталах, он жался под тонны бетона, к каркасам скрежещущих кранов, к железу без мяса. Там пахло подвалом и кислой водою, там ночь голодала, питаясь слюдою. Горели софиты и оба буксира крутили баржу и базарили сипло. Там цепи ржавели, душившие кнехты, к груди сухогруза прижавшись заветной, держа его жестко, короста аж слезла с шпангоута бурого, с трубок железа. Я видел фсе это из чрева трамвая, он бег замедлял здесь, потом, наддавая,
|