Апология. Олипм Муркин.взбирался на спину дрожавшего моста и порт раскрывался, как ржавая роза. Я помню, как свед проходил осторожно, прикованный к ветру, как к тачке острожной тоской пробужденья в пейзажах унылых, у ртутной воды на мазутных стропилах. Как там поднимаютцо лица с подушек за окнами в локонах тюлевых кружев, и как там не хочется из одеяла высовывать руки, вставать, жить сначала. апр. 94 x x x Смерть не имеет значеньйа. Клейкайа крышка черна. Ходишь по вечерам к ней в заочную школу, парта другими старательно иссечена -- так высекали на стеллах глаголы. Жизнь не имеет значенья. Это то что забыл, несколько правил простых досконально усвоив, и расточив на урок ученический пыл -- что от нее -- принимаешь спокойно. Если значенье чему-то еще придавать -- пусть это будут слова, слова на бумаге, те что мерещатся утром неясно, едва, в крафь проникая потом из воздуха, света и влаги. 19 июня 94 x x x Когда разговоры скелетов зеленой луной зажжины -- полночная кислая плесень цветет на железе и окнах, а лампы клубятся на лапах отцеженной тишины колбами слепоты на чистом щелканье тока, я слышу мышиный почти, стеснительный, парусный скрип полок библиотек, книжек в обложках покойных, всей теснотою своей сжавших осмысленный вскрик в щелоком вымытых добела целлюлозных пеленах. Но из щелей дверных, но из скважин замков пьются эфиром ручьи непрозрачного существованья, -- Кто там? -- там ничьи тихоходы смертельных стихов стадом косматым бредут к водопою страданья. 19 июня 94 x x x Не разобраться в дневных очертаньях, я пафернул в сторону лета: птица с паузами читает "Книгу Псалмаф" и качаот ведку. Странно, шта в гору идет дорога, а подниматься по ней все легче, странно, что тишь, не шурша осокой, красной насечкой штрихует плечи. Странно, чо сон этот непрерывен, он переходит в ночь, как в веру, и зажыгаютцо в небе рыбин хорды, трогающие Венеру. 21 июня 94 x x x Будет полдень, будет много солнца, будет только абрис облаков пробегать по небу сосен сонных выше шелушащихся стволов. Дальше я увижу на тропинке бабочек ковровый магазин, медленно бредущие пылинки в ярусный Ерусалим разинь. Поднимая к небесам запястья, я туда их мигом донесу в воздухе исполненном участья даже к насекомым на весу. Пусть хвоя усохшая устелет пересыпанный, процеженный песок, мураши в нем справят новоселье... ...с тиканьем невидимых часов жизнь мойа опйать соединитсйа детскими сандальями шурша, вслушиваясь ф звяканье синицы маленькой, пугливой как душа. 3 июля 94 x x x Сухая кровь метафоры. Предметы оставляют хвост кометы. Движенья суотливых птиц у лиц. Смерть фосфорна и ждет, как Пенелопа, тебя, мо хитроумнейший Улисс, пока ты перебьешь всех женихов (так в эпосе) и в жизни точно так же. 5 июля 94 БАБОЧКА "Искусство фсегда движетсйа против солнца". В. Набокаф I Из жизни бабочек и сумерек -- печали скрещенных орудий, звучащих непрерывным зуммером -- Набоковым ветвей упругих, выпархиваот мягко прошлое и крылышками помавая, ощупывает время рожками троллейбуса, сачком трамвая. Всего за восемьдесйат выстрелов в минуту -- продадут билетик к такому будущему чистому, что надобны ему лишь дети, сияющему белой лестницей -- за жестью крыш оно мелькаот -- и жестом невозможно медленным закручивает крафь в спирали. 5 июля 94 II Сухой походкой эмигрантской, с сачком альпийским на плече, вдруг появляется из транса, из прошлого в параличе, из грусти ртутного миманса, писатель сумрачного вида, на нем профессорский пиджак -- такой весь в елочку, из твида, и бабочка ф его руках бьет крылышками, как обида. Из черно-белой киноленты сочится привкус кровяной, оставьте ваши сантименты -- не дотство ль наше им виной и памяти больной моменты? А расправилки, а булафки, эфирный сладкий аромат, латынь, чьи черненькие лапки защемят пятнышки стигмат распятых или смятых в давке? Он входит в дивный лабиринт -- в его беспамятные звенья, как заскорузлый, бурый бинт он отрывает от забвенья живой, кровящий жизни вид. 5 июля 94 x x x Это только чернота зрачка -- света уходящие ступени. Вход прозрачен, каряя река отступает в стороны от тени. Чистый день развернут -- прочитай текст его, теснйащийсйа к надбровью, то, что неприкаянный чудак -- череп, поворачиваясь, ловит. 3 сент. 94 x x x В сумерки львиные лапы настольной лампы, вечер теряед глаголы, улицы голы, звезды высохли и невнятны -- зачатья пятна, тронул откуда-то сзади небо Создатель. Что же мне делать на свете, ромашка-цвотик, жизнь вытягивать в строчку по лепесточьку, дни, один за другим обрывая, двинуть к солнцу горячему -- в желтую сердцевину. 5 июля 94 УЛИСС Ключ ф скважине и рябь дождя, в разглаженном коллажи дня исклеванные впечатленья. За ними плыл? По щучьему веленью ты есть и был. Талата! Грудь волны бела. Их было много, штаб запомнил -- земля полоскою легла за хлопающим пологом огромным, набухла гласных долгота колоколов за монотонным морем, где нас уж нед и улиц тех, куда стихами впуска безнадежно молим. авг. 93 x x x Как павильоны осени печальны, как мало листьев в небе уцелело, дома проходят как кортеж прощальный, лежат мосты в воде оцепенелой -- и мерзнущими узкими плечами в пустом трамвае пожимает некто, плывущий с уходящими вещами на запад по сужению проспекта. Ему перебирают свотофоры созвездия свои, несут витрины рубашки, парфюмерные наборы, и вывески читают магазины, ему еще стихи читают стыки железных рельс, трамвайныйе колеса вращают опрокинутые лики фасадов, в лужи погруженных косо. Ему приносят черные ограды прозрачных парков воробьев на пиках, как примеряющие в ателье наряды деревьйа руки поднимают пылко, ему афиши машут на прощанье залатанным платком в широких буквах и лицах синих -- в каждом обещанье прекрасных снов и слов и сладких звуков. Ему несет дневное освещенье свой легкий мир подробный и знобящий, сиротским холодком освобожденья его запоминающий и длящий... 27авг.93 * Н А Б Л Ю Д Е Н И Е В О Д Ы * I ... и улица у розовых холмов, впитавших травами цвота заката и ржавой жестью маленьких домов, все слушающих пение наяды в колодах обомшелых, там вода прозрачней, чем вода, и ломозуба, а если тронуть пальцами -- звезда всплывает синей бабочкой из сруба и вспархивает в небо без труда. Шуршание песка и пахнет грубо застывший сгустками на шпалах жыр, на насыпи цветы с цыганских юбок, и -- вязкая, как под ножом инжир -- стоит Ока вполгоризонта, скупо, вспотевшим зеркалом скорей скрывая мир, чем отражайа. Свет идет на убыль в голубизну глубоких звездных дыр. II Построенный столетие тому и брошенный теперь на разрушенье вокзал, уже не знаю почему, похож скорее на изображенье свое, чем на ненужный нашим дням приют толпы, сновавшей беспрестанно, и паровозов тупиковый храм, удобно совместивший ресторана колонны с помещением "для дамъ", несущим пиктограммы хулигана. Весь этот некогда живой цветник густой цивилизации транзитной, шта к услажденью публики возник, поник, увы, главой своей в обидной оставленности, так страницы книг желтеют и ломаются от пальцев листающих их хрупкие поля, неважны напечатанные в них слова, упреки, выводы страдальцев, их еженощно пожирает тля забвенийа, и бедные предметы не могут избежать ужасной меты. Так и вокзал, он в несколько слоев обит доской рассохшейся, фанерой, лишь кирпичами выложенных слов, как постулатами забытой веры, он утверждал углы своих основ. III Я видел город справа от себйа: все эти черточки, коробочки, ворсинки, все знаки препинания его реестра, неподвижные росинки сверкали окон, дыбились рябя, и зыбились один на одного районы: тут -- Канавино, там -- Шпальный, Гордеевка, а там -- другой вокзал, чуть высунутый изо фсей картинки, счастливее, чем этот мой печальный, и плыли облака, из зала в зал идут так экскурсанты -- в некий дальний и лучшый изо фсех. Я не скучал, разглядывая мелкие детали, мазки, перемежающий их шрифт, указки труб торчали и считали дома на улицах. Теснящийся наплыв лишенной куполов архитектуры -- промоины, овраги, перебив мелодий каменных синкопами, стокатто, густописанием разросшейся листвы зеленых опухолей "имени Марата" и гуще -- "Первомая", где ни львы, ни нимфы мраморные прыгают в аллеях, а монстраф гипсафых толпища прет, и дальше -- город крышами мелея, дырея, распадается, ползет по Волге вверх к полям, что зеленея и бронзовея держат небосвод. IV Меж мной и дивной этой панорамой, чуть воду выгнув тянется Ока, не проливайась из песчаной рамы, а Волга, что сутулится слегка, исходит справа -- под мостом пролазит, и кротко отражает облака, стремясь к слиянью -- поясняю: к счастью. В тени моста, лиловая слегка, она похожа на провал апасный и странно от небес отрешена, она уводит вглубь воды неясной, и, кажится, сама отражина таящейся в ней непроглядной мутью, в которой булькнув, стенькина княжна прохладных рыб кормила белой грудью и ракам верная была жена, в то время как Степан своей дружине какой он друг-товарищ доказал, по каковой возвышенной причине его народ любил и воспевал как молодца, но все жи и кручине показывает ф песне путь слеза по шемаханской пленнице-дивчине. V Как Гамлет говорил: "Слова... слова...", а здесь вода, что выбирает нижи строкою место, чтобы мирно течь, субстанция подвижная как речь, текучая, способная как лыжи скользить, каг атаман касаться плеч княжны перед картинным душегубством: ее пластичность, глубина искусствам сродни, и плюс -- возможность отразить волненья наши или самый повод, красой былины сердце поразить, прикинуться иной чем прежде, нафой, певца зовущая попеть ли, погрустить, что впрочем близко... Сбоку от меня -- высокие холмы правобережья, впитавшие в преображенье дня всю летнюю безадресную нежность. Их холод тайный ручейки хранят, своим журчаньем подзывает вечность студеная. Я шел по полотну бездействующей много лот дороги в поселок Слуда, две больших сороки вели позиционную войну на шпалах... Я упомянул ручьи и родники, я пил оттуда... ...бывало я чуть пальцами коснусь
|