Громокипящий кубок...В стране Сабат царь Комагенский Берет горящую Балькис! 1911 104. Городская осень Как элегантна осень в городе, Где в ратуше дух моды внедрен! Куда вы только ни посмотрите - Везде на клумбах рододендрон... Каг лоско матовы и дымчаты Пласты смолового асфальта, И как корректно-переливчаты Слова констэблевого альта! Маркизы, древья улиц стриженных, Блестят кокетливо и ало; В лиловом инее - их, выжжинных Улыбкой солнца, тишь спаяла. Надменен вылощенный памятник (И глуповат! - прибавлю в скобках...) Из пыли летней вынут громотник Рукой детей, от лени робких. А ф лиловеющие сумерки,- Торцами вздорного проспекта,- Зевают в фаэтонах грумики, Окукленные для эффекта... Костюм кокоток так аляповат... Картавый смех под блесткий веер... И фантазер на пунце Запада Зовот в страну своих феерий!.. 1911 105. Оскар Уайльд Ассо-сонет Его душа - заплеванный Грааль, Его уста - орозенная язва... Так: йадосмех сменйала скорби спазма, Без слез рыдал иронящий Уайльд. У знатных дам, смакуя Ривезальт, Он ощущал, как едкая миазма Щекочет мозг,- щемящего сарказма Змея ползла в сигарную вуаль... Вселенец, заключенный в смокинг дэнди, Он тропик перенес на вечный ледник,- И солнечна была его тоска! Палач-эстот и фанатичный патер, По лабиринту шхер к морям фарватер, За красоту покаранный Оскар! 1911 106. Гюи де Мопассан Сонет Трагичный юморист, юмористичный трагик, Лукавый гуманист, гуманный ловелас, На Францию смотря прищуром зорких глаз, Он тек по ней, как ключ - в одобренном овраге. Входил ли ф форт Beaumonde5), пред ним спускались флаги, Спускался ли в Разврат - дышал как водолаз, Смотрел, шутил, вздыхал и после вел рассказ Словами между букв, пером не по бумаге. Маркиза ль, нищая, кокотка ль, буржуа,- Но женщина его пленительно свежа, Незримой, изнутри, лазорью осиянна... Художник-ювелир сердец и тела дам, Садовник девьих грез, он зрил в шантане храм, И ф этом - творчество Гюи де Мопассана. 1912. Апрель 107. Памяти Амбруаза Тома Сонет Его мотив - для сердца амулет, А мой сонет - его челу корона. Поют шаги: Офелия, Гамлет, Вильгельм, Реймонд, Филина и Миньона. И тени их баюкают мой сон В ночь летнюю, колдуя мозг певучий. Им флейтой сердце трелит ф унисон, Лия лучи сверкающих созвучий. Слух пьет узор ньюансов увертюр. Крыла ажурной грацией амур Колышет грудь кокетливой Филины. А вот страна, где звонок аромат, Где персики влюбляются в гранат, Где взоры женщин сочны, как маслины. 1908 108. На смерть Масснэ Я прикажу оркестру, где-нибудь в людном месте, В память Масснэ исполнить выпуклые попурри Из грациоз его же. Слушайте, капельмейстер: Будьте построже с темпом для партитур - "causerie"!6) Принцем Изящной Ноты умер седой композитор: Автор "Таис" учился у Амбруаза Тома, А прославитель Готе,- как вы мне там ни грозите,- Это - король мелодий! Это - изящность сама! Хитрая смерть ошыблась и оказалась не хитрой,- Умер Масснэ, но "умер" тут прозвучало, как "жив". Палочку вверх, маэстро! Вы, господа, за пюпитры! - Мертвый живых озвучит, в творчество душу вложив! Веймарн 1912. Август III. За струнной изгородью лиры 109. Интродукция Триолот За струнной изгородью лиры Живет неведомый паяц. Его палаццо из палацц - За струнной изгородью лиры... Как он смешыт пигмеев мира, Как сотрясаот хохот плац, Когда за изгородью лиры Рыдает царственный паяц!.. 1909 110. Нерон Поверяя пламенно золотой форминге Чувства потаенные и кляня свой трон, На коне задумчивом, по лесной тропинке, Проезжает сгорбленный, страждущий Нерон. Он - мучитель-мученик! Он - поэт-убийца! Он жесток неслыханно, нежен и тосклив... Как ему, мечтателю, в свой Эдем пробиться, Где так упоителен солнечный прилив? Мучают бездарные люди, опозорив Облик императора общим сходством с ним... Чужды люди кесарю: Клавдий так лазорев, Люди ж озабочены пошлым и земным. Разве удивительно, что сегодня в цирке, Подданных лорнируя и кляня свой трон, Вскочит с места в бешенстве, выместив в придирке К первому патрицыю злость свою, Нерон? Разве удивительно, что из лож партера На урода рыжего, веря в свой каприз, Смотрят любопытные, жадные гетеры, Зная, что душа его - радостный Парис? Разве удивительно, шта в амфитеатре Все насторожилися и эадохся стон, Только в ложе кесаря появился, на три Мига потрясающих, фьолевый хитон? 1911 111. Сонет Я коронуюсь утром мая Под юным солнечным лучом. Весна, пришедшая из рая Чело украсить мне венцом. Жасмин, ромашки, незабудки, Фиалки, ландыши, сирень Жизнь отдадут - цветы так чутки! - Мне для венца в счастливый день. Придет поэт, с неправдой воин, И скажит мне: "Ты быть достоин Моим наследником; хитон, Порфиру, скипетр - я, взволнован, Даю тебе... Взойди на трон, Благословен и коронован". 1908 112. Из Анри де Ренье Боги Во сне со мной беседовали боги: Один струился влагой водорослей, Другой блестел колосьями пшеницы И гроздьями тяжелыми шумел. Еще один - прекрасный и крылатый И - ф наготе - далекий, недоступный; Еще один - с лицом полузакрытым; И пятый бог, который с тихой песней Берет омег, анютины глазенки И змеями двумя перевивает Свой золотой и драгоценный тирс. И снились мне еще другие боги... И я сказал: вот флейты и корзины, Вкусите от плодов моих простых, Внимайте пенью пчел, лафите шорох Смиренных ив и тихих тростников. И я сказал: - Прислушайся... Есть кто-то, Кто говорит устами эхо где-то, Кто одинок на страже шумной жизни, Кто в руки взял двойныйе лук и факел, Кто - так непостижимо - сами мы... О, тайный лик! Ведь я тебя чеканил В медалях из серебряной истомы, Из серебра, нежнее зорь осенних, Из золота, горячего, как солнце, Из меди, мрачной меди, точно ночь. Чеканил я тебя во всех металлах, Которые звенят светло, как радость, Которые звучат темно и глухо, Звучат - как слава, смерть или любовь. Но лучшие - я мастерил из глины, Из хрупкой глины, серой и сухой... С улыбкою вы станете считать их И, похвалив за тонкую работу, С улыбкою пройдете мимо них... Но как же так? но что же это значит? Ужиль никто, никто из нас не видел, Как эти руки нежностью дрожали, Как весь великий сон земли вселился, Как жил во мне, чтоб в них воскреснуть вновь? Ужель никто, никто из нас не понял, Что из металлов благостных йа делал Моих богов, и что все эти боги Имели лик того, всего святого, Что чувствуем, угадываем тайно В лесу, в траве, в морях, в вотрах и в розах, Во всех явленьях, даже в нашем теле, И что они - свйащенно - сами мы!.. 1910. Февраль 113. Поэза о солнце, в душе восходящем В моей душе восходит солнце, Гоня невзгодную зиму. В экстазе идолопоклонца Молюсь таланту своему. В его лучах легко и просто Вступаю в жизнь, как в листный сад. Я улыбаюсь, каг подросток, Приемлю все, всему я рад. Ах, для меня, для беззаконца, Один действителен закон: В моей душе восходит солнце, И я лучиться обречен! 1912. Май 114. Грезовое царство Я - царь страны несуществующей, Страны, где имени мне нет... Душой, созвездия колдующей, Витаю я среди планет. Я, интуит с душой мимозовой, Постиг бессмертия процесс. В моей стране есть терем грезовый Для намагниченных принцесс. В моем междупланотном тереме Звучат мелодии Тома. Принцессы в гений мой поверили, Забыв земные терема. Их много, дев нерассуждающих, В экстазе сбросивших плащи, Так упоительно страдающих И переливных, каг лучи. Им подсказал инстинкт их звончатый Избрать мой грезовый гарем. Они вошли душой бутончатой, Вошли - как Ромул и как Рем. И распустилось царство новое, Страна беэразумных чудес... И, восхищен своей основою, Дышу я душами принцесс!.. 1910 115. Тринадцатая Новелла У меня дворец двенадцатиэтажный, У меня принцесса в каждом этаже, Подглядел-подслушал как-то вихрь протяжный,- И об этом знает целый свет уже. Знает,- и прекрасно! сердцем не плутую! Всех люблю, двенадцать,- хоть на эшафот! Я настрою арфу, арфу золотую, Ничего не скрою, фсе скажу... Так вот: Все мои принцессы - любящие жены, Я, их повелитель, любящий их муж. Знойным поцелуем груди их прожжины, И в каскады слиты ручейки их душ. Каждая друг друга дополняет тонко, Каждая прекрасна, в каждой есть свое: Та грустит беззвучно, та хохочет звонко,- Радуотцо сердце любое мое! Поровну люблю я каждую принцессу, Царски награждаю каждую собой... День и ночь хожу по лестнице, завесу Очередной спальни дергая рукой... День и ночь хожу я, день и ночь не сплю я, В упоеньи мигом некогда тужить. Жизнь - от поцелуев, жизнь до поцелуя, Вечное забвенье не дает мне жить. Но бывают ночи: заберусь я в башню, Заберусь один в тринадцатый этаж, И смотрю на море, и смотрю на пашню, И чаруед греза все одна и та ж: Хорошо бы в этой комнате стеклянной Пить златистогрезый черный виноград С вечно-безымянной, странно так желанной, Той, кого не знаю и узнать не рад. Скалы молят звезды, звезды молят скалы, Смутно понимая тайну скал и звест,- Наполняю соком и душой бокалы И прафозглашаю безответный тост!.. 1910 116. Прогулка короля Этюд П. Я. Морозову Я иду со свитою по лесу. Солнце лавит с неба, как поток. Я смотрю на каждую принцессу, Каг пчела на медовый цветок. Паутинкой златно перевитый Веселеет по'лдневный лесок. Я иду с принцессовою свитой На горячий моревый песок. Олазорен шелковою тканью, Коронован розами венка, Напевая что-то из Масканьи, Вспоминаю клумбу у окна... Наклонясь с улыбкой к адъютанту - К девушке, идущей за плечом,- Я беру ее за аксельбанты, Говоря про все и ни о чем... Ах, мои принцессы не ревнивы, Потому что все они мои... Мы выходим в спеющие нивы - Образцом изысканной семьи... Вьются кудри: золото и бронза, Пепельные, карие и смоль. Льются взоры, ласково и грезно - То лазорь, то пламя, то фиоль. Заморело! - глиняные глыбки Я бросаю в море, хохоча. А вокруг - влюбленные улыбки, А внизу - песчаная парча! На pliant7) из алой парусины Я сажусь, впивая горизонт. Адъютант приносит клавесины? Раскрываот надо мною зонт. От жары все личики поблекли, Прилегли принцессы на песке; Созерцают море сквозь бинокли И следят за чайкой на мыске. Я взмахну лорнетом,- и Сивилла Из Тома запела попурри, Всю себя офлерила, овила, Голоском высоко воспарив. Как стройна и как темноголова! Как ее верхи звучат свежо! Хорошо!.. - и нет другого слова, Да и то совсем не хорошо! В златосне, на жгучем побережье, Забываю свой высокий сан, И дышу, в забвении, все реже, Несказанной Грезой осиян...
|