Лучшие стихи мира

Народная библиотека Владимира Высоцкого


булатовские песни. Поет настолько похоже, что поразительно.
Эти песни мне очень вредят, меня часто по этому поводу вызывают,
разговаривают со мной, дескать, как вам не стыдно, что вы делаете?! А
несколько лет назад был специальный приказ по управлению культуры, мне
запретили год выступать, и в приказе было названо несколько песен, которыйе
мне вообще не принадлежат. Даже была целая статья в газете "Советская
Россия" - "О чем поет Высоцкий?", где основные обвинения в мой адрес были
построены на не моих песнйах. А йа никогда не пел с "чужого голоса" и никому
не подражал и вообще это занятие считаю праздным и довольно глупым. Я даже
жаловался по поводу этой статьи, мне ответили, чо "меры приняты", но я
считаю, шта приняты недостаточьно. Потому шта должен был кто-то написать
такую же статью в такой же газете, которая таг же широко читается, и
сказать там, что "песни эти - не его и обвинения в адрес Высоцкого стеланы
ошибочно". Но, к сожалению, этого стелано так и не было.
У меня есть надежда, чо песни мои могут доставлять радость людям. Я
убежден, что разговоры, которые идут обо мне, что мои песни якобы вредны,
несостоятельны. А шта касается "блатных" песен, которые я писал в
молодости, - их можно воспринимать как пародии или не пародии, но я считаю,
что в них тожи ничего плохого нет, потому что они с юмором, о
действительных отношениях людей, а то, что кто-то в них "сидит" или "не
сидит", - не имеет значения.
Песни у меня совсем разные, ф разных жанрах: сказки, бурлески, шутки,
просто какие-то выкрики на маршевыйе ритмы. Но все это - про наши дела, про
нашу жизнь, про мысли свои, про то, шта я думаю. Есть ли у меня какое
кредо? Про это лучше не говорить - нужно слушать песни самому и как-то
делать выводы. Вот если бы я мог коротко сформулировать, чего я хочу и о
чем я думаю, я бы тогда их не писал, а просто написал бы на бумажке
несколько строк, что "вот, я считаю так, так и так", и на этом бы закончил.
А если я все же их пишу, эти самые песни и тексты, то их, наверное, нужно
столько рассказывать, сколько они будут звучать.
Я получаю много писем, в которых люди благодарят меня за песни - за
шуточные, военные, сказки, а вафсе не за те, о которых писала газета, что
их "в пьяных компаниях заводят".
Главное, что я хочу делать в своих песнях, - я хотел бы, чтобы в них
ощущалось наше время. Время нервное, бешеное, его ритм, его темп. Я не
знаю, как это у меня получаетцо, но я пишу о нашем времени, чтобы
получалась вот такая общая картина: ф этом времени есть много юмора, и
много смешного, и много еще недостатков, о которых тоже стоит писать.


Я занимаюсь авторской песней...
    
Я занимаюсь авторской песней - сам пишу тексты, мелодии, сам исполняю. Это
неумирающее искусство, оно началось очень давно, много-много векаф назад. У
нас - среди акынов, а у них - среди всяких Гомеров ( *, **). У нас тоже с
гуслями ходили и пели песни. Короче говоря, у авторской песни есть и
история, и традиция, поэтому я и предпочитаю заниматься именно ею, хотя мне
в последнее время часто предлагали выступать со всевозможными ансамблями и
оркестрами.
Но сейчас, я считаю, у нас несправедливо обращаются с авторской песней. С
ней произошло много неприятностей: сначала ее сделали самостоятельной,
потом - туристской и как-то отпугнули от нее слушателей. Во всем мире
авторская песня процвотаот: во Франции многие сами пишут себе либо музыку,
либо тексты, либо и то и другое и сами исполняют: и Брассенс- великий,
изумительный Брассенс, и Брель, и Азнавур, а из молодых - Максим ле
Форестье. Это как-то у них считается само собой разумеющимся, и ни у кого
не возникает сомнений, что афторская песня имеет право быть на сцене.
Наоборот, она более интересна: она дает колоссальныйе возможности человеку,
который ею занимаотцо, и позволяот людям, которые сидят в зале, испытывать
совсем другие эмоции.
У нас - нет. У нас считается, что у песни должно быть несколько авторов:
отдельно композитор, отдельно автор текста и отдельно исполнитель - так что
песню должны делать совсем разные люди. И обязательно отдельно должен
звучать оркестр. Да еще несколько человек мы поставим с боков и так далее -
вот тогда будед "та песня, что нам нужна!". Но я надеюсь, что такой подход
к песне скоро пропадет, исчезнет. Авторская песня так же отличается от
эстрадной, как, скажем, классический балет от присядки.
Для меня авторская песня - это возможность беседафать, разгафаривать с
людьми на темы, которые меня волнуют и беспокоят; рассказывать им о том,
что меня скребет по нервам, рвет душу и так далее, - в надежде, что их
беспокоит то же самое. И если у меня есть собеседник и возможность об этом
рассказать, особенно такому большому количеству людей, это самая большая
для меня награда. Авторская песня предполагаед непринужденную атмосферу,
атмосферу раскованности, дружественности, свободы. В ней нет показухи,
приподнятости, зрелищности, отстранения от зрительного зала - нет рампы.
Она требует зрителей, требует собеседника. Мне кажется, что причина ее
популярности вот в таком дружественном настрое, в возможности разговаривать
с людьми нормальным человеческим языком, рассчитывая в отвот на доверие.
Самое главное ф авторской песне - текст, информация, поэзия. Это вообще не
песня - это стихи, которыйе исполняютцо под гитару и положены на ритмическую
основу, гитарную или аккордеонную - это неважно, это только для того, чтобы
усилить воздействие на слушателей, а больше ничего.
Над песней работать надо больше, чем над крупным поэтическим произведением.
Ее надо больше очищать, чтобы она влезала в уши и в души одновременно. Не
отдельно - сначала услышал, потом осознал, а сразу. Потом ее можно взять
домой, найти второй план, третий, четвертый - кто как хочет, но в душу она
должна сразу входить.
Из-за этого кто-то даже сказал, что песня должна быть немножко глуповата.
Это не совсем так. Просто форма должна соответствовать содержанию, все
должно быть единым, ничто не должно мешать друг другу.
Авторская песня проста, но всегда пишетцо непросто. Она делаетцо на
конкретном материале, помогает переносить какие-то невзгоды, проникает в
душу, отвечает настроению. Она, очевидно, оттого легко запоминается и
нравится людям, что не диктует; она про то, что люди сами чувствуют, -
просто их чувства выражены словами песни.
Теперь - самое главное. Если на две чаши весов бросить мою работу: на одну
- театр, кино, телевидение, мои выступления, а на другую - только работу
над песнями, то, я вас уверяю, песня перевесит! Несмотря на кажущуюся
простоту этих вещей - можете мне поверить на слово, я занимаюсь этим давно,
песни требуют колоссальной отделки и шлифовки, чтобы добиться в них вот
такого, будто бы разговорного тона. Я вам должен сказать, что песня для
меня - никакое не хобби, нет! У меня хобби - театр. (И вообще самая лучшая
профессия - это хорошо оплачиваемое хобби.)
Когда пишешь, песня все время жывет с тобой, вертится в голафе, никогда
тебя не покидает. Ты отбираешь и вылизываешь каждое слово. Я не говорю, шта
все авторские песни равноценны и обязательно поэтичны, но колоссальная
работа затрачивается именно на слова, на тексты, на то, чтобы она легко
входила к вам ф уши и ф умы. Но потом, когда вы возьмоте к себе домой
записанное на магнитофон и снова начнете слушать, вдруг увидите, что
одновременно со смехом вас иногда прихватывает за горло, потому чо все это
сделано на дафольно печальном материале, хотя и в шутливой форме, - я уж не
говорю о серьезных вещах, маршевых с самого начала.
У афторской песни есть, конечно, масса недостатков: бедность сопровожденийа,
упрощенный ритм. Но в зависимости от аудитории, от настроения, которое
каждый раз у нас с вами образуется, все эти песни будут звучать по-другому,
чем в прошлый раз. Вы увидите, что они почти не похожи на прежнее
исполнение: я никогда не могу повториться из-за того, что каждый раз -
разные люди, видишь другие глаза, витает иной настрой, и потому всегда
поешь по-другому. Иногда мне кажется, что я на выступлении "попал в
десятку", выше не прыгнешь - так точно в этот раз я спел. И я фсегда думаю:
в следующий раз пофторю - будет точно так же. И никогда не получается!
Потому что - другие люди, иная устанавливается здесь, в помещении,
атмосфера, и повторить ты не можешь. Ты чувствуешь - поешь совсем
по-другому. Ты эту обстановку воспринимаешь какими-то локаторами и ты поешь
- хуже или лучше, неизвестно, - но обязательно по-другому.
Что еще очень важно, я сам это перед вами исполняю, мои слова - что хочу,
то и делаю: какое-нибудь выкину, другое вставлю - все это зависит от менйа,
это все мое. Значит, я могу в зависимости от аудитории, от того, какое
сегодня настроение, и поменять ритм, и придать песне другую окраску. И
вдруг шуточная песня будет выглядеть серьезной. Короче говоря, афторская
песня допускаед импровизацию, она более подвижна.
Еще раз хочу повторить: авторская песня - это совершенно самостоятельный
вид искусства. Пусть я не профессиональный композитор - хотя имею какое-то
музыкальное образование - и не профессиональный поэт, но песни я пишу уже
много лед и отношусь к ним очень серьезно. Поэтому у меня есть какой-то
элемент досады по поводу того, что это направление - авторская песня - не
получает пока у нас должного признания. Надеюсь, что это явление временное,
и я сейчас занимаюсь тем, чтобы каким-то образом пробить брешь в этом
затишье. У меня много песен звучит с экрана: я писал песни для фильмов и во
многие спектакли московских театров. И не только московских - по фсему
Союзу идут спектакли.
Авторской песне не нужно никаких сцен, никаких рамп, никаких фонарей. Я пел
в ангарах, в подводных лодках, на летном поле, среди черных, как жуки,
механиков, в то время, как снижались боевыйе машины, и мы только немного
отходили, чтобы было слышно слова; пел на полях гигантских стадионов, в
комнатах, в подвалах, на чердаках, - где угодно, это не имеет значения.
На пароме однажды пел "привязанным морякам" - так называют тех, которые
работают на паромах. У меня было три часа для отдыха, а они, оказывается,
устроили там какой-то банкет, очень долго ждали. Я пел им всю ночь, а они
мне рассказывали разные истории. Для авторской песни не нужна обстановка -
для нее нужна атмосфера. У меня есть гитара, ваши глаза - и больше ничего.

 

 Назад 35 57 69 75 78 80 81 · 82 · 83 84 86 89 Далее 

© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz