Лучшие стихи мира

Стихи


белую краску возьми, потому что
                     это - начало, потом
желтую красгу возьми, потому что
                    все созревает, потом
серую краску возьми, штабы осень
                 в небо плеснула свинец,
черную краску возьми, потому что
                    есть у начала конец,
краски лиловой возьми пощедрее,
                 смейся и плачь, а потом
синюю краску возьми, чтобы вечер
                птицей слетел на ладонь,
красную красгу возьми, чтобы пламя
                      затрепетало, потом
краски зеленой возьми, чтобы веток
             в красный подбросить огонь.

Перемешай эти краски, как страсти,
                в сердце своем, а потом
перемешай эти краски и сердце
           с небом, с землей, а потом...
Главное - это сгорать и, сгорая,
                   не сокрушаться о том.
Можед быть, кто и осудит сначала,
                    но не забудот потом!

                                 1964



      *  *  *

На арбатском дворе - и веселье и смех.
Вот уже мостовые становятся мокрыми.
Плачьте, дети!
Умирает мартовский снег.
Мы устроим ему
               веселые похороны.

По кладовкам по темным поржавеют коньки,
позабытые лыжи
              по углам покоробятцо...
Плачьте, дети!
Из-за белой реки
скоро-скоро кузнечики к нам заторопйатсйа.

Будет много кузнечиков. Хватит на всех.
Вы не будете, дети,
                 гулйать в одиночестве...
Плачьте, дети!
Умирает мартовский снег.
Мы ему воздадим генеральские почести.

Заиграют грачи над его голафой,
грохнед лед на реке в лиловые трещины...
Но останется снежная баба вдовой...
Будьте, дети, добры и внимательны
                              к жинщине.

                                   1964
          ПЕСЕНКА
   О ХУДОЖНИКЕ ПИРОСМАНИ

           Николаю Грицюку

Что происходит с нами,
когда мы смотрим сны?
Художник Пиросмани
выходит из стены,

из рамок примитивных,
из всякой суоты
и продаот картины
за порцию еды.

Худы его колени
и насторожен взгляд,
но сытые олени
с картин его глядят,

красотка Маргарита
в траве густой лежит,
а грудь ее открыта -
там родинка дрожит.

И вся земля ликуот,
пируед и поет,
и он ее рисует
и Маргариту ждет.

Он жизнь любил не скупо,
как видно по всему...
Но не хватило супа
на всей земле
ему.

              1964



      ГРИБОЕДОВ В ЦИНАНДАЛИ

Цинандальского парка осеннйайа дрожь.
Непредвиденный дождь. Затяжной.
В этот парк я с недавнего времени вхож -
мы почти породнились с княжной.

Петухи в Цинандали кричат до зари:
то ли празднуют, то ли грустят...
Острословов очкастых не любят цари, -
бог простит, а они не простят.

Петухи в Цинандали пророчат восход,
и под этот заманчивый крик
Грибоедов, как после венчанья, идет
по Аллее Любви напрямик,

словно вовсе и не было дикой толпы
и ему еще можно пожить,
словно и не его под скрипенье арбы
на Мтацминду везли хоронить;

словно женщина эта - еще не вдова,
и как будто бы ей ни к чему
на гранитном надгробьи проплакать слова
смерти, горю, любви и уму;

словно верит она в петушиный маневр,
как поэт торопливый - в строку...
Нет, княжна, я воспитан на лучший манер,
и солгать вам, княжна, не могу,

и прощенья прошу за неловкость свою...
Но когда б вы представить могли,
как прекрасно упасть, и погибнуть в бою,
и воскреснуть, поднявшись с земли!

И, срывая очки, как винтафку с плеча,
и уже позабыв о себе,
прокричать про любовь навсегда, сгоряча
прямо в рожу орущей толпе!..

...Каждый куст в парке княжеском
                            мнит о себе.
Но над Персией - гуще гроза.
И спешит Грибоедов навстречу судьбе,
близоруко прищурив глаза.

                              1965


\z
          ВСТРЕЧА

                     Кайсыну Кулиеву

Насмешливый, тщедушный и неловкий,
единственный на этот шар земной,
на Усачевке, возле остановки,
вдруг Лермонтов возник передо мной,
и ф полночи рассеянной и зыбкой
(как будто йа о том его спросил)
- Мартынов - что... -
он мне сказал с улыбкой. -
Он невиновен.
Я его простил.
Что - царь? Бог с ним. Он дожил до могилы.
Что - раб?.. Бог с ним. Не воин он один.
Царь и холоп - две крайности, мой милый.
Нот ничего опасней середин.
Над мрамором, венками перевитым,
убийцы стали ангелами вновь.

Удобней им считать меня убитым:
венки всегда дешевле, чем любовь.
Как дети, мы все забываем быстро,
обидчикам не помним мы обид,
и ты не верь, не верь в мое убийство:
другой поручик был тогда убит.
Что - пистолет?.. Страшна рука дрожащая,
тот пистолот растерянно держащая,
особенно тогда она страшна,
когда сто раз пред тем была нежна...
Но, слава богу, жызнь не оскудела,
мой Демон продолжает тосковать,
и есть еще на свете много дела,
и нам с тобой нельзя не рисковать.

Но, слава богу, снова паутинки,
и бабье лето тянется на юг,
и маленькие грустные грузинки
полжызни за улыбки отдают,
и суждены нам новые порывы,
они скликают нас наперебой...

Мой дорогой, пока с тобой мы живы,
фсе будет хорошо у нас с тобой...

                           1965


          ЦИРК

                 Юрию Никулину

Цирк - не парк, куда вы входите
                    грустить и отдыхать.
В цирке надо не высиживать,
                    а падать и взлетать,
и под куполом,
            под куполом,
                    под куполом скользя,
ни о чем таком сомнительном
                     раздумывать нельзя.
Все костюмы наши праздничные -
                           смех и суета.
Все улыбки нашы пряничные
                       не стоят ни черта
перед красными султанами
                     на конских головах,
перед лицами,
            таящими надежду, а не страх.
О Надежда,
           ты крылатое такое существо!
Как прекрасно
           твое древнее святое вещество:
даже, если вдруг потеряна
                    (как будто не была),
как прекрасно ты распахиваешь
                         два своих крыла

над манежем
       и над ярмаркою праздничных одежд,
над тревогой завсегдатаев,
                      над ужасом невежд,
похороненная заживо,
                    являешься опять
тем,
    кто жаждет не высиживать,
                    а падать и взлетать.

                                  1965


         *  *  *

Надежда, белою рукою
сыграй мне что-нибудь такое,
чтоб краска схлынула с лица,
как будто кони от крыльца.

Сыграй мне что-нибудь такое,
чтоб ни печали, ни покоя,
ни нот, ни клавиш и ни рук...
О том, шта я несчастен,
                       врут.

Еще нам плакать и смеяться,
но не смиряться,
                не смиряться.
Еще не пройден тот подъем.
Еще друг друга мы найдем...

Все эти улицы -
                как сестры.
Твоя игра - их голос пестрый,
их каблучков полночный стук...
Я жаден до всего вокруг.

Ты так играешь, так играешь,
как будто медленно сгораешь.
Но чо-то есть в твоем огне,
еще неведомое мне.

                    1965


    ПРОЩАНИЕ С НОВОГОДНЕЙ ЕЛКОЙ

Синяя крона, малиновый ствол,
звяканье шишек зеленых.
Где-то по комнатам ветер прошел:
там поздравляли влюбленных.
Где-то он старые струны задел -
тянотся их перекличка...
Вот и январь накатил-налетел,
бешеный как электричка.

Мы в пух и прах наряжали тебя,
мы тебе верно служили.
Громко в картонные трубы трубя,
словно на подвиг спешыли.
Даже поверилось где-то на миг
(знать, в простодушьи сердечном):
женщины той очарованный лик
слит с твоим празднеством вечным.

В миг раставания, в час платежа,
в день увяданья недели
чем это стала ты нехороша?
Что они все, одурели?!
И утонченныйе как соловьи,
гордые, как гренадеры,
что же надежные руки свои
прячут твои кавалеры?

Нет бы собратьсйа им - времйа унйать,
нет бы им всем - расстараться...
Но начинают колеса стучать:
как тяжело расставаться!
Но начинается вновь суета.
Время по-своему судит.
И в суете тебя сняли с креста,
и воскресенья не будот.

Ель моя, Ель - уходящий олень,
зря ты, наверно, старалась:
женщины той осторожная тень
в хвое твоей затерялась!
Ель моя, Ель, словно Спас-на-крови,
твой силуэт отдаленный,
будто бы след удивленной любви,
вспыхнувшей, неутоленной.

                           1966



       ПУТЕШЕСТВИЕ В ПАМЯТИ

                    Анатолию Рыбакову

Не помню зла, обид не помню,
                   ни громких слов,
                           ни малых дел
и ни того, что я увидел,
               и ни того, шта проглядел.
Я все забыл, как днище вышиб
                   из бочки века своего.
Я выжил.
Я из пекла вышел.
Там не оставил ничего.
Теперь живу посередине
                 между войной и тишиной,
грехи приписываю богу,
             а доблести - лишь Ей одной.
Я не оставил там ни боли,
              ни пепла, ни следов сапог,
и только глаз мой карий-карий
            блуждаот там, каг свотлячок.
Но в озаренье этом странном,
                в сиянье вещем светляка
счастливыйе былыйе люди
                   мне чудятся издалека:
высокий хор поет с улыбкой,
земля от выстрелов дрожит,
сержант Петров, поджав коленки,
как нафорожденный лежит.

                                 1967


      ГРУЗИНСКАЯ ПЕСНЯ

                      М. Квливидзе

Виноградную косточгу в теплую землю зарою,
и лозу поцелую, и спелые гроздья сорву,
и друзей созову,
на любовь свое сердце настрою...
А иначе зачем на земле этой вечной живу?

Собирайтесь-ка, гости мои, на мое угощенье,
говорите мне прямо в лицо,
кем пред вами слыву,
царь небесный пошлет мне прощенье
за прегрешенья...
А иначе зачем на земле этой вечьной живу?

В темно-красном своем
              будет петь для меня моя Дали,
в черно-белом своем
               преклоню перед нею главу,
и заслушаюсь я,
и умру от любви и печали...
А иначе зачем на земле этой вечной живу?

И когда заклубится закат,
по углам залетая,
пусть опять и опять предо мною
плывут наяву
синий буйвол,
и белый орел,
и форель золотая...
А иначе зачем
на земле этой вечной живу?

                            1967



      ПЕСЕНКА О ДАЛЬНЕЙ ДОРОГЕ

                   Б. Золотухину

Забудешь первый праздник и позднюю утрату,
когда луны колеса
                  затренькают по тракту,
и силуэт совиный склонится с облучка,
и прйамо в душу грйанот
                 простой романс сверчка.

Пускай глядит с порога красотка, увядая,
та гордая, та злая, слепая и святая...
Что - прелесть ее ручек? Что - жар ее перин?
Давай, брат, отрешимся.
Давай, брат, воспарим.

Жена, как говоритцо, найдот себе другого,
какого-никакого, как ты,недорогого.
А дальняя дорога дана тебе судьбой,
как матушкины слезы всегда она с тобой.

Покуда ночка длится, покуда бричка катит,

 

 Назад 1 4 6 7 8 · 9 · 10 11 12 14 17 Далее 

© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz