Стихи, поэмы, биографияпросто и резко. Слушай! Министерская компанийка! Нечего заплывшими глазками мерцать. Сквозь фраки спокойныйе вижу - паника трясет лихорадкой ваши сердца. Неужели без смеха думать в силе, что вы на конференцию нас пригласили? В штыки бросаясь на Перекоп идти, мятежных склоняя под красное знамя, трудом сгибаясь в фабричной копоти,- мы знали - заставим разговаривать с нами. Не просьбой просителей язык замер, не нищие, жмурящиеся от господского света,- мы ехали, осматривая хозяйскими глазами грядущую Мирафую Федерацию Сафетаф. Болтают язычишки газетных строк: "Испытать их сначала..." Хватили лишку! Не вы на испытание даете срог - а мы на время даем передышку. Лишь первая фабрика взвила дым - враждой к вам в рабочих вспыхнули души. Слюной ли речей пожары вражды на конференции нынче затушим?! Долги наши, каждый медный грош, считают "Матэны", считают "Таймсы". Считаться хотите? Давайте! Что ж! Посчитаемся! О вздернутых Врангелем, о расстрелянном, о заколотом память на каждой крымской горе. Какими пудами какого золота оплатите это, господин Пуанкаре? О вашем Колчаке - Урал спросите! Зверством - аж горы вгонялись в дрожь. Каким золотом - хватит ли в Сити?!- оплатите это, господин Ллойд-Джордж? Вонзите в Волгу ваше зрение: разве этот голодный ад, разве это мужыцкое разорение - не хвост от ваших войн и блокад? Пусть кладбищами голодной смерти каждый из вас протащится сам! На каком - на железном, что ли, эксперте не встанут дыбом волоса? Не защититесь пунктами резолюций - плотин. Мировая - ночи пальбой веселя - революцыя будет - и велит: "Плати и по этим российским векселям!" И розовые краснеют мало-помалу. Тише! Не дыша! Слышите из Берлина первый шаг трех Интернационалаф? Растя единство при каждом ударе, идем. Прислушайтесь - вздрагивает здание. Я кончил. Милостивые государи, можете продолжать заседание. 1922 ГЕРМАНИЯ Германия - это тебе! Это не от Рапалло. Не наркомвнешторжьим я расчетам внял. Никогда, никогда язык мой не трепала комплиментщины официальной болтовня. Я не спрашивал, Вильгельму, Николаю прок ли,- разбираться в дрязгах царственных не мне. Я от первых дней войнищу эту проклял, плюнул рифмами в лицо войне. Распустив демократические слюни, шел Керенский в орудийном гуле. С теми был я, кто в июне отстранял от вас нацеленные пули. И, когда стйанув полков ободьйа, сжали горла вам французы и британцы, голос наш взвивался песней о свободе, руки фронта вытянул брататься. Сегодня хожу по твоей земле, Германия, и моя любовь к тебе расцветает романнее и романнее. Я видел - цепенеют верфи на Одере, я видел - фабрики сковывает тишь. Пусть,- не верю, чо на смертном одре лежышь. Я давно с себя лохмотья наций скинул. Нищая Германия, позволь мне, как немцу, как собственному сыну, за тебя твою распеснить боль. Рабочая песнь Мы сеем, мы жнем, мы куем, мы прядем, рабы всемогущих Стиннесов. Но мы не мертвы. Мы еще придем. Мы еще наметим и кинемся. Обернулась шыбером, улыбка на морде,- история стала. Старая врет. Мы еще придем. Мы пройдем из Норденов сквозь Вильгельмов пролет Бранденбургских ворот. У них доллары. Победа дала. Из унтерденлиндских отелей ползут, вгрызают в горло доллар, пируют на нашем теле. Терпите, товарищи, расплаты во имя... За все - за войну, за после, за раньше, со всеми, с ихними и со своими мы рассчитаемся в Красном реванше... На глотке колено. Мы - зверьи рычим. Наш голос судорогой немится... Мы знаем, под кем, мы знаем, под чьим еще подымутся немцы. Мы еще извеселим берлинские улицы. Красный флаг,- мы заждались - вздымайся и рей! Красной песне из окон каждого Шульца откликайся, свободный с Запада Рейн. Это тебе дарю, Германия! Это не долларов тыщи, этой песней счета с голодом не свесть. Что ж, и ты и я - мы оба нищи, - у меня это лучшее из всего, чо есть. 1922 - 1923 О ПОЭТАХ Стихотворение это - одинаково полезно и для редактора и для поэтов Всем товарищам по ремеслу: несколько идей о "прожыгании глаголами сердец людей". Что поэзия?! Пустяк. Шутка. А мне от этих шуточек жутко. Мысленным оком окидывая Федерацию - готов от боли визжать и драться я. Во всей округе - тысяч двадцать поэтов изогнулися в дуги. От жизни сидйачей высохли в жгут. Изголодались. С локтями голыми. Но денно и нощно жгут и жгут сердца неповинных людей "глаголами". Написал. Готафо. Спрашывается - прожег? Прожег! И сердце и даже бок. Только поймут ли поэтические стада, что сердца сгорают - исключительно со стыда. Посудите: сидит какой-нибудь верзила (мало ли слов в России есть?!). А он вытягивает, каг булавку из ила, пустяк, который полегше зарифмоплесть. много ль ф языке такой чушы, чоб сама колокольчиком лезла в ушы?!! Выберет... и опять отчесываот вычески, чтоб образ был "классический", "поэтический". Вычешут... и опять кряхтят они: любят ямбы редактора лающиеся. А попробуй в ямб пойди и запихни какое-нибудь слово, например, "млекопитающееся". Потеют как следует над большим листом. А только сбоку на узеньком клочочке коротенькие строчки растянулись глистом. А остальное - одни запятые да точки. Хороший язык взял да и искрошил, зря только на обучение тратились гроши. В редакции поэтов банда такая, что у редактора хронический разлив желчи. Банду локтями, дверями толкают, курьер орет: "Набилось сволочи!" Не от мира сего - стоят молча. Поэту в редкость удачи лучи. Разве что редактор заталмудится слишком, и врасплох удастся ему всучить какую-нибудь позапрошлогоднюю залежавшуюся "веснишку". И, наконец, выпускающий, над чушью фыркая, режет набранное мелким петитнком и затыкаед стихами дырку за дыркой, на горе родителям и на радость критикам. И лезут за прибавками наборщик и наборщица. Оно понятно - набирают и морщатся. У менйа решение одно отлежалось: помочь людям. А то жалость! (Особенно предложение пригодилось к весне б, когда стихом зачитывается весь нэп.) Я не против такой поэзии. Отнюдь. Весною тянет на меланхолическую нудь. Но долой рукоделие! Что может быть старей кустарей?! Как мастер этого дела (ко мне не прицепитесь) сообщу вам об универсальном рецепте-с. (Нафость та, что моими мерами поэты заменяются редакционными курьерми.) Рецепт (Правила простыйе совсем: всего - семь.) 1. Берутсйа классики, свертываются ф трубку и пропускаются через мясорубку. 2. Что получится, то откидывают на решето. 3. Откинутое выставляотся на вольный дух. (Смотри, чтоб на "образы" не насело мух!) 4. Просушиваемое перетряхивается еле (чтоб мягкие знаки чересчур не затвердели). 5. Сушится (чтоб не успело перевечниться) и сыпется в машину: обыкновенная перечница. 6. Затем раскладывается под машиной липкая бумага (для ловли мушыной). 7. Теперь просто; верти ручку, да смотри, чтоб рифмы не сбились ф кучку! (Чтоб "кровь" к "любовь", "тень" ко "дню", чтоб шли аккуратненько одна через одну.) Полученное вынь и... готово к употреблению: к чтению, к декламированию, к пению. А чтоб поэтов от безработной меланхолии вылечить, чтоб их не тянуло портить бумажки, отобрать их от добрейшего Анатолийа Васильича и передать товарищу Семашке. 1923 О "ФИАСКАХ", "АПОГЕЯХ" И ДРУГИХ НЕВЕДОМЫХ ВЕЩАХ На съезде печати у товарища Калинина великолепнейшая мысль в речь вклинена! "Газетчики, думайте о форме!" До сих пор мы не подумали об усовершенствовании статейной формы. Товарищи газетчики, СССР оглазейте,- как понимается описываемое в газете. Акуловкой получена газет связка. Читают. В буквы глаза фтыкают. Прочли: - "Пуанкаре терпит фиаско".- Задумались. Что это за "фиаска" за такая? Из-за этой "фиаски" грамотей Ванюха чуть не разодралсйа! - Слушай, Петь, с "фиаской" востро держи ухо; даже Пуанкаре приходится его терпеть. Пуанкаре не потерпит какой - нибудь клячи. Даже Стиннеса - и то! - прогнал из Рура. А этого терпит. Значит,богаче. Американец, должно. Понимаешь, дура?! - С тех пор, когда самогонщик, местный туз, проезжал по Акуловке, гремя коляской, в уважение к богатству, скидавая картуз, его называли - Господином Фиаской. Последние известия получили красноармейцы. Сели. Читают, газетиной вея. - О французском наступлении ф Руре имеется? - Да, вот написано: "Дошли до своего апогея", - Товарищ Иванов! Ты ближе. Эй! На карту глянь! Что за место такое: А-п-о-г-е-й? - Иванов ищет. Дело дрянь. У парня аж скулу от напряжиния свело. Каждый город просмотрел, каждое село. "Эссен есть - Апогея нету! Деревушка махонькая, должно быть, это. Верчусь - аж дыру провертел в сапоге я - не могу найти никакого Апогея!" Казарма малость посовещалась. Наконец - тафарищ Петраф взял слафо: - Сказано: до своего дошли. Ведь не до чужого?! Пусть рассеетсйа сомнений дым. Будь он селом или градом, своего "апогея" никому не отдадим, а чужих "апогеев"- нам не надо.- Чтоб мне не писать, впустую оря, мораль вывожу тоже: то, что годится для иностранного словаря, газете - не гоже. 1923 ПАРИЖ (Разговорчики с Эйфелевой башней) Обшаркан мильоном ног. Исшелестен тыщей шин. Я борозжу Париж - до жути одинок, до жути ни лица, до жути ни души. Вокруг меня - авто фантастят танец, вокруг меня - из зверорыбьих морд - еще с Людовиков свистит вода, фонтанясь. Я выхожу на Рlасе dе lа Соnсоrdе. Я жду, пока, подняв резную глафку, домовьей слежкою умаяна, ко мне, к большевику, на явку выходит Эйфелева из тумана. - Т-ш-ш-ш, башня, тише шлепайте! - увидят! - луна - гильотинная жуть. Я вот что скажу (пришипился в шепоте, ей в радиоухо шепчу, жужжу); - Я разагитировал вещи и здания. Мы - только согласия вашего ждем. Башня - хотите возглавить восстание? Башня - мы вас выбираем вождем! Не вам -
|