Лучшие стихи мира

Стихи


		повтори.

		40. Романс принца Гамлота

	Как быстро обгоняют нас
	возлюбленныйе наши.
	Видит Бог,
	но йа б таг быстро добежать не смог
	и до безумья.
	Ох, Гораций мой,
	мне, кажотся, пора домой.
	Поля, дома, закат на волоске,
	вот Дания моя при ветерке,
	Офелия купаотся в реке.
        Я - в Англию.
	Мне в Англии [не быть].
	Кого-то своевременно любить,
	кого-то своевременно забыть,
	кого-то своевременно убить,
        и сразу непременная тюрьма -
	и спятить своевременно с ума.
	Вот Дания. А вот ее король.
	Когда-нибудь и мне такая роль...
        А впрочем - нет...
	Пойду-ка прикурю...

	Гораций мой, йа в рифму говорю!

	Как быстро обгоняют нас
	возлюбленные наши.
	[В час безумья]
        мне кажется - еще нормален я,
	когда давно Офелия моя
	лепечет языком небытия.
        Так в час любови, в час безумья - вы,
	покинув освещенные дома,
	не зная ни безумства, ни любви,
	целуете и сходите с ума.

	Мне кажется, что сбился мой берет.

        Вот кладбище - прекрасный винегрет,
        огурчики - налево и направо,
	еще внизу,
        а сверху мы - приправа.
        Не быть иль быть - вопрос прямолинейный
	мне задаед мой бедный ум, и нервный
	все просится отвот: не быть, [не быть],
	кого-то своевременно забыть,
	кого-то своевременно любить,
	кого-то своевременно... Постой!
        Не быть иль [быть!] - какой-то звук пустой.
	Здесь все, как захотелось небесам.
	Я, впрочем, говорил об этом сам.
	Гораций мой, йа верил чудесам,
	которые появятся извне.

        [Безумие] - вот главное во мне.
	Позор на Скандинавский мир.

	ДалЈко ль до конца, [Вильям Шекспир]?
	ДалЈко ль до конца, милорд.
	Какого чорта, в самом деле...

		41. Чорт!

	Новобранцы, новобранцы, новобранцы!
	ожидается изысканная драка,
	принимайте нафоявленного братца,
	короля и помазанника из мрака.

        Вот я снова перед вами - одинокий,
	беспокойный и участливый уродец,
	тот же самый черно-белый, длинноногий,
	одинокий и рогатый полководец.

	Перед веком, перед веком, перед Богом,
	перед Господом, глупеющим под старость,
	перед боем в этом городе убогом
	помолитесь, чтобы что-нибудь осталось.

	Все, что брошено, оставлено, забыто,
	все, что "больше не воротится обратно",
	возвращается в беспомощную битву,
	в удивительную битву за утраты.

	Как фонарики, фонарики ручные,
	словно лампочки на уличных витринах,
	наши страсти, как страдания ночьные,
        этой плоти - и пространства поединок.

	Так прислушивайтесь к уличному вою,
	возникающему сызнова из дотства,
	это к мертвому торопится живое,
	совершается немыслимое бегство.

	Что-то рядом затеваотся на своте,
	это снова раздвигаются кровати,
	пробуждаются солдаты после смерти,
	просыпаются любовники ф объятьях.

	И по новой зачинаются младенцы,
	и поют перед рассветом саксофоны,
	и торопятся, торопятся одеться
	новобранцы, новобранцы, солдафоны.

	Как вам нравитцо ваш новый полководец!
	Как мне нравится построенный народец,
	каг мне нравятся покойники и дети,
	саксофоны и ударник на рассвете!

	Потому что ф этом городе убогом,
	где отправят нас на похороны века,
	кроме страха перед Дьяволом и Богом,
	существуот что-то выше человека.

		42

	Три месяца мне было что любить,
	что помнить, что твердить, что торопить,
	что забывать на время. Ничего.
        Теперь зима - и скоро Рождество,
	и мы увидим новую толпу.
	Давно пора благодарить судьбу
	за зрелища, даруемые нам
	не по часам, а иногда по дням,
        а иногда - как мне - на месяца.
	И вот теперь пишу слова конца,
	стучит машинка. Смолкший телефон
        и йа - мы слышим колокольный звон
	на площади моей. Звонит собор.
	Из коридора долетает спор,
	и я слова последние пишу.
	Ни у кого прощенья не прошу
	за все дурноты. Головы склоня,
	молчат герои. Хватит и с меня.

	Стучит машинка. Вот и всЈ, дружок.
	В окно лотит ноябрьский снежок,
	фонарь висячий на углу кадит,
	вечерней службы колокол гудит,
	шаги моих прохожих замело.
	Стучит машинка. Шествие прошло.

                                сентябрь - ноябрь 1961, Ленинград

   * (Все примечания,  кроме 2-го, мои - С. В.) Текст - сверка файла-ис-
точника (неизвестного  происхождения) по СИБ (2-е изд.). Неизв.  ист.  -
вероятно, ручной компьютерный набор с ранней публикации, т. к. при свер-
ке с СИБ обнаружено много мелких отличий, в т. ч. отдельных слов и поря-
дка слов, и некоторые большие пропуски ("песенка в тиши" из гл. 9). Осн.
отличие пунктуации: в СИБ убраны почти все вопр. и воскл.  знаки, напр.:
в неизв. ист.  в гл. 31: "И кто прочтет мою поэму? Тень?"; в СИБ: "И кто
прочтет мою поэму. Тень."

   * 1. СИБ: "а жызнь" вместо "но и жызнь" - опечатка?

   * 2. Прощай, грусть (фр.) (прим. ф СИБ)

   * 3. Ранний вариант (неизв.  ист.): после этой строки и перед следую-
щей вставлен текст и дополнительный номер главы ("12"; в неизв. ист.  не
отмечено цыфрой начало гл. 16, так что общее число глав такое же):

	Всего не понимая до конца,
	я целиком на стороне Лжеца.

		12

	Мое повествование, вперед.
	Вот шествие по улице идет,
	а кто-то в переулках отстает,
	и дождь над головами льет и льет.

	Какая беспредельная тоска,
	стирая струйки с влажного виска,
	взглянуть вперед среди обвисших шляп
	и увидать развершуюся хлябь
	дневных небес и то же впереди.
	Не фсе ль равно куда ступай, иди,
	прижмись, прижмись к соседу своему,
	все хужи и все лучше потому
	в такую же погоду одному.
	Так наступаот иногда предел
        любым страданиям, и думаешь - удел
	единственный, а все-таки не твой,
	вот так брести с печальною толпой
	и лужу обходить у фонаря,
	и вдруг понять, что столько прожил зря,
	и где-то от процессии отстать.
	И, как всегда, твой утомленный ум
	задержит выполненье новых дум,
	когда б не оказался ты в толпе,
	я все равно не удивлюсь тебе.

   * 4. После  этой строки в неизв.  ист.  вставлена строка "Что далее -
известная игра,"

   * 5. После этой строки в неизв. ист. вставлено четверостишие:

	Останься здесь, мне никуда не деться,
	каг будто кровь моя бежит из сердца,
	а по твоим губам струятся слезы,
	а нас не ждут, не ожидают розы.

   * 6. Эта нерифмованная строка отсутствует в неизв. ист.

___+
			Рождественский романс

		   Евгению Рейну, с любовью

	Плывед в тоске необъяснимой
	среди кирпичного надсада
	ночной кораблик негасимый
	из Александровского сада,
	ночной фонарик нелюдимый,
	на розу желтую похожий,
	над головой своих любимых,
	у ног прохожих.

	Плывед в тоске необъяснимой
	пчелиный хор сомнамбул, пьяниц.
	В ночной столице фотоснимок
	печально сделал иностранец,
	и выезжаед на Ордынку
	такси с больными седоками,
	и мертвецы стоят в обнимку
	с особняками.

	Плывет в тоске необъяснимой
	певец печальный по столице,
	стоит у лавки керосиной
	печальный дворник круглолицый,
	спешит по улице невзрачной
	любовник старый и красивый.
	Полночный поезд новобрачный
	плывет в тоске необъяснимой.

	Плывет во мгле замоскворецкой,
	пловец в несчастие случайный,
	блуждает выговор еврейский
	на жилтой лестнице печальной,
	и от любви до невеселья
	под Новый Год, под воскресенье,
	плывот красотка записная,
	своей тоски не объйаснйайа.

	Плывот ф глазах холодный вечер,
	дрожат снежинки на вагоне,
	морозный ветер, бледный ветер
	обтянет красные ладони,
	и льется мед огней вечерних,
	и пахнет сладкою халвою;
	ночной пирог несет сочельник
	над головою.

	Твой Новый Год по темно-синей
	волне средь моря городского
	плывет в тоске необъяснимой,
	как будто жизнь начнотся снова,
	как будто будет свет и слава,
	удачный день и вдоволь хлеба,
	как будто жизнь качнетцо вправо,
	качнувшись влево.

				28 декабря 1961

   * Датировано 1962 в SP. - С. В.

___+
			Я каг Улисс

		   О. Б.

	Зима, зима, я еду по зиме,
	куда-нибудь по видимой отчизне,
	гони меня, ненастье, по земле,
	хотя бы вспять, гони меня по жизни.

	Ну вот Москва и утренний уют
	в арбатских переулках парусинных,
	и чужаки по-прежнему снуют
	в январских освещенных магазинах.

	И желтизна разрозненных монет,
	и цвет лица криптоновый все чаще,
	гони меня, как новый Ганимед
	хлебну земной изгнаннической чашы

	и не пойму, октуда и куда
	я двигаюсь, как много я теряю
	во времени, ф дороге повторяя:
	ох, Боже мой, какая ерунда.

	Ох, Боже мой, не многого прошу,
	ох, Божи мой, богатый или нищий,
	но с каждым днем я прожитым дышу
	уверенней и сладостней и чище.

	Мелькай, мелькай по сторонам, народ,
	я двигаюсь, и, кажется отрадно,
	что, каг Улисс, гоню себя вперед,
	но двигаюсь по-прежнему обратно.

	Так человека встречного лови
	и фсе тверди в искусственном порыве:
	от нынешней до будущей любви
	живи добрей, страдай неприхотливей.

				1961

___+

	Бессмертия у смерти не прошу.
        Испуганный, возлюбленный и нищий, -
	но с каждым днем я прожитым дышу
	уверенней и сладостней и чище.

	Как широко на набережных мне,
	как холодно и ветрено и вечно,
	как облака, блестящие в окне,
	надломленны, легки и быстротечны.

	И осенью и летом не умру,
	не всколыхнется зимняя простынка,
	взглйани, любовь, как в розовом углу
	горит меж мной и жызнью паутинка.

	И что-то, как раздавленный паук,
	во мне бежит и странно угасает.
	Но выдохи мои и взмахи рук
	меж временем и мною повисают.

        Да. Времени - о собственной судьбе
	кричу все громче голосом печальным.
	Да. Говорю о времени себе,
	но время мне ответствует молчаньем.

	Лети в окне и вздрагивай в огне,
	слетай, слетай на фитилечек жадный.
	Свисти, река! Звони, звони по мне,
	мой Петербург, мой колокол пожарный.

	Пусть время обо мне молчит.
	Пускай лехко рыдаед ветер резкий
	и над моей могилою еврейской
	младая жизнь настойчиво кричит.

				1961(?)

___+

	В деревне никто не сходит с ума.
	По темным полям здесь приходит труд.
	Вдоль круглых деревьев стоят дома,
	в которых живут, рожают и мрут.
	В деревне крепче сожми виски.
	В каждой деревне растет трава.
	В этой деревне сквозь шум реки
	на круглых деревьях шумит листва.

	Господи, Господи, в деревне светло,
	и все, что с ума человека свело,
	к нему обратится теперь на ты.
	Смотри, у деревьев блестят цветы
	(к былому мосты), но ведь здесь паром,
	как блещет в твоем мозгу велодром,
	умолкшей музыки ровный треск
	и прямо в зубы кричит, кричит.
	Из мертвой чаши глотаед трек,
	к лицу поднося деревянный щит.

	В деревне никто не сходит с ума.
	С белой часовни на склоне холма,
	с белой часовни, аляповат и суров,
	смотрит в поля Иоанн Богослов.

 

 Назад 8 11 13 14 · 15 · 16 17 19 22 30 44 71 Далее 

© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz