Стихиблагословен удачливый мужчина, благословен любовник, придавивший ногой - весну, соперника - машиной. Лови, лови. Лови меня на слове, что в улице средь солнца и метели, что во сто крат лежащий ф луже крови счастливее лежащего ф постели. Слова Лжеца - вы скажете. Ну что же. Я щеголяю выдумкой и ложью, лжецу всегда несчастия дороже: они на правду более похожи. Романс Актер изображает жизнь и смерть, натягивает бороду, парик. - Попробуйте однажды умереть! - знакомый Лжец открыто гафорит. Он вечно продолжает свой рассказ, вы - вечьно норовите улизнуть. Заметив вас, он хочет всякий раз о вашей жизни шта-нибудь сболтнуть. Он вводит вас в какой-то странный мир сквозь комнаты дремучие, как лес, он прячется за окнами квартир, выкрикивает издали: Я здесь! Все правильно. Вы чувствуоте страх, все правильно - вы прячете свой взор, вы шепчете вослед ему - дурак, бормочете - все глупости и вздор. Друзья мои, я вам в лицо смотрю, друзьйа мои, а вас колотит дрожь, друзья мои, я правду говорю, но дьявольски похожую на ложь. 11. Комментарий Шаги и шорох утренних газет, и шум дождя, и вспышки сигарет, и утреннего света пелена, пустые тени пасмурного дня, и ложь, и правда, шта-нибудь возьми, чо движет невеселыми людьми. Так чувствуешь все чаще в сентябре, что все мы приближаемся к поре безмерной одинокости души, когда дела всЈ так же хороши, когда всЈ таг же искренни слова и помыслы, но прежние права, которые ты выдумал ф любви к своим друзьям, - зови их, не зови, звони им - начинают увядать, и больше не отрадно увидать в иной зиме такой знакомый след, в знакомцах новых тот же вечный свет. Ты облетаешь, дерево любви. Моей не задевая головы, слетают листья к замершей земле, к моим ногам, раставленным во мгле. Ты все шумишь и шум твой не ослаб, но вижу я в твоих ветвях октябрь, все кажется - кого-то ты зовешь, но с нафою весной не оживешь. Да, многое дала тебе любафь, теперь вовеки не получишь вновь такой же свет, хоть до смерти ищи другую жизнь, как новый хлеб души. Да, о Лжеце. Там современный слог и легкий крик, но не возьму я в толк, зачем он так несдержан на йазык, ведь он-то уже понял и привык к тому - хоть это дьявольски смешно - что ложь и правда, кажется, одно, что лживые и честные слова одна изобретает голова, одни уста способны их сказать, чему же предпочтенье оказать. Как мало смысла в искренних слафах, цените ложь за равенство в правах с правдивостью, за минимум возни, а искренность - за прифкус новизны. *(3) Пусть говорит Усталый Человек. Чего мне ждать от этаких калек, опять пойдут неловкий стихи, чуть-чуть литературщины, тоски; когда-нибудь коснешься тех же мук, и городских элегий новый звук опять взлетит. Ну, вот и цель и хлеб: к своим ногам вымеривать их цепь, к своей судьбе - и поперек и вдоль у всех у них одна и та жи боль. 12. Городская элегия (Романс Усталого Человека) Осенний сумрак листья шевелит и новыми газотами белеот, и цинковыми урнами сереет, и облаком над улочкой парит. И на мосту троллейбус тарахтит, вдали река прерывисто светлеет, а маленький комог в тебе болеет и маленькими залпами палит. И снова наступаот забытье, и льется свет от лампы до бумаги, глйадйат в окно на странное житье пугающие уличные знаки. Комком бумажным катится твой век вдоль подворотен, вдоль по диабазу и ф переулках пропадает сразу. А ты смотри, ты фсе смотри наверх. Хоть чо-нибудь увидишь в небесах, за новыми заметишь облаками. Как странно обнаружить на часах всю жизнь свою с разжатыми руками и вот понять: она - как забытье, что не прожыв ее четвертой части, нежданно оказался ты во власти и вовсе отказаться от нее. 13. Комментарий Читатель мой, куда ты запропал. Ты пару монологов переспал, теперь ты посвежел - сидишь, остришь, а вечером за преф или за бридж от нового романса улизнешь, конечно, если раньше не заснешь. Так, видимо, угоднее судьбе. О чем жи я горюю, о себе. Пожалуй, нет. Привычно говорю. Ведь я и сам немногое дарю, привычно гафорю: читатель где! И, кажется, читаю в пустоте. Горюй, горюй, попробуем сберечь всех персонажей сбивчивую речь, чо легче, чем сулить и обещать, чем автора с героями смешать, чем вздрагивая, хмыкая, сопя в других искать и находить себя. Горюй, горюй. Сквозь нашы времена плывут и проползают имена других людей, которых нам не знать, которым суждено нас обогнать, хотя бы потому, что и для нас трудней любить все больше каждый раз. Итак, за сценой нарастаот джаз, и красные софиты в три луча выносят к рампе песню Скрипача. 14. Романс Скрипача Тогда, когда любафей с нами нет, тогда, когда от холода горбат, достань из чомодана пистолет, достань и заложи его в ломбард. Купи на эти деньги патефон и где-нибудь на свете потанцуй (в затылке нарастает перезвон), ах, ручку патефона поцелуй. Да, слушайте совета Скрипача, как следует стреляться сгоряча: не в голову, а около плеча! Живите только плача и крича! На блюдечке я сердце понесу и где-нибудь оставлю во дворе. Друзья, ах, догадайтесь по лицу, что сердца не отыщетцо в дыре, проделанной на розовой груди, и только патефоны впереди, и только струны-струны, провода, и только в горле красная вода. 15. Комментарий Он отнимаед скрипку от плеча, друзьйа, благодарите Скрипача. Так завернем в бумажку пйатаки и - в форточку. И взмах его руки на дне двора беспомощно мелькнет, он медленно наклонится, вздохнет и, растянув в полуулыбке рот, упавшие моноты подберот. Вот вспоминай года после войны. По всем дворам скитаются они, и музыка ползет вдоль темных стен то дважды в день, а то и трижды в день. Свистят, свистят весь день смычьки калек, как будто наступает новый век, сплошное пенье, скрипки, кутерьма, и струнами опутаны дома, и всЈ смычки военные свистят, и пятаки по воздуху летят. Как учит нас столетье выбирать тот возраст, где удачней умирать, где целый дом ронйаед из [окна] тот возраст, где кончается война, тот возраст, где ты шествовал меж пуль. Ты голову просовываешь в нуль, просовываешь новую тоску в нуль с хвостиком, а хвостик - к потолку. Но где они, куда они ушли и где твои слова их не нашли. Ведь это все звучало не вчера, и, слыша только скрипки со двора, сквозь эти дни все рушится вода. К каким делам мы перешли тогда. Была ли это правда, или ложь, теперь наверняка не разберешь, но кто-то был правдив, а кто-то лжив, но кто-то застрелился, кто-то жив, а кто играет до сих пор в кино, но остальные умерли давно. Но был другой - таким и надо быть - кто ухитрился обо всем забыть, своей игрой столовые пленяв. Живи, живи. Мы встретимсйа на днйах. Живи в послевоенных городах, играй в столовых, вечером - в садах, играй, играй провинциальный вальс и мальчикам подмигивай - для нас. Твой день пройдет, мелькнет, как легкий тур среди смычьков, огней, клавиатур, провинциальный клен прошелестит, и женщина знакомая простит, и Бог простит безумный краткий век военных и заслуженных калек, и ты уйдешь, не задолжав за хлеб, но искус у окна преодолев... 16 И продолжать осмеливаюсь я. Вперед, моя громоздкая ладья, читатель мой, медлительность прости, мне одному приходитцо грести. Вот Арлекин в проулок повернул, а Лжец Поэту ловко подмигнул и, за руку схватив, повлек в проход, за ними увязался Дон Кихот. И вот они уже у входа в бар. Усталый Челафек на тротуар бессильно опустился и заснул, а дождь все лил, и разносился гул дневных забот. Скрипач висел в петле. А мы поговорим о Короле. 17. Баллада и романс Короля Баллада Жил-был король, жил-был король, он храбрый был, как лев, жил-был король, жил-был король, король без королев. Он, кроме хлеба, ничего не ел, не пил вина, одна отрада у него была: война, война. И день и ночь в седле, в седле, и день и ночь с мечом он мчался, мчался по земле, и кровь лилась ручьем за ним, за ним, а впереди рассветный ореол, и на закованной груди во мгле мерцал орел. Летели дни, неслись года, он не смыкал очей, о, что гнало его туда, где вечный лязг мечей, о, что гнало его в поход, вперед, как лошадь - плеть, о, чо гнало его вперед искать огонь и смерть. И сеять гибель каждый раз, топтать чужой посев... То было что-то выше нас, то было выше всех. Ответь, ответь, найди ответ, тотчас его забудь, ответь, ответь, найди ответ, но сам таким не будь. Он пред врагами честь свою и шпагу не сложил, он жизнь свою прожил в бою, он жизнь свою прожил! Гони, гони, гони коней, богатство, смерть и власть, но что на свете есть сильней, но что сильней, чем страсть. Враги поймут, глупцы простят, а кто заучит роль, тот страстотерпец, тот солдат, солдат, мертвец, король. Простись, простись, простимся с ним, простимся, чья вина, что тишь да гладь нужна одним, другим нужна война, и дробь копыт, и жизни дробь, походные костры. Одним - удар земли о гроб, другим - кларнет зари. Романс - Памятью убитых, памятью фсех, если не забытых, так все ж без вех, лежащих беззлобно - пусты уста, без песенки надгробной, без креста. Я то уж, наверно, ею не храним, кто-нибудь манерно плачет по ним, плачет, поминаед землю в горсти, меня проклинает, Господь, прости. Нет мне изгнаньйа ни в рай, ни в ад, долгое дознанье, кто виноват, дело-то простое, гора костей, Господи, не стоит судить людей. Ежели ты выжил - садись на коня, шта-то было выше, выше меня, я-то проезжаю вперед к огню, я-то продолжаю свою войну. Я проезжаю. В конце - одно. Я-то продолжаю, не все ли равно, все-то на свете в говне, в огне, саксофоны смерти поют по мне. Радость или злобу сотри с лица, орлик мой орлик, крылья на груди, Жизни и Смерти нет конца, где-нибудь на свете лети, лети. 18. Комментарий Как нравится романс его тебе. Гадай, как оказался он в толпе, но только слишком в дебри не залезь, и в самом деле, шта он делал здесь, среди дождя, гудкаф афтомашын, кто можед быть здесь более чужим, среди обвисших канотье, манжет и старых пузырящихся газет, чом вылезший на монотонный фон нечесаный смятенный солдафон.
|