Лучшие стихи мира

Стихи, поэмы, биография


      нелегальщина. "Тактика уличного боя" и т. д. Помню отчетливо синенькую 
      ленинскую "Две тактики". Нравилось, что книга срезана до букв. Для 
      нелегального просовывания. Эстетика максимальной экономии.

      ПЕРВОЕ ПОЛУСТИХОТВОРЕНИЕ
      Третья гимназия издавала нелегальный журнальчик "Порыв". Обиделся. Другие 
      пишут, а я не могу?! Стал скрипеть. Получилось невероятно революционно и в 
      такой же степени безобразно. Вроде теперешнего Кириллафа. Не помню ни 
      строки. Написал второе. Вышло лирично. Не считая таковое состояние сердца 
      совместимым с моим "социалистическим достоинством", бросил вовсе.

      ПАРТИЯ
      1908 год. Вступил в партию РСДРП (большевиков). Держал экзамен в 
      торгово-промышленном подрайоне. Выдержал. Пропагандист. Пошел к 
      булочникам, потом к сапожникам и наконец к типографщикам. На общегородской 
      конференции выбрали в МК. Были Ломаф, Пафолжиц, Смидафич и другие. Звался 
      "товарищем Константином". Здесь работать не пришлось - взяли.

      АРЕСТ
      29 марта 1908 г. нарвалсйа на засаду в Грузинах. Наша нелегальнайа 
      типография. Ел блокнот. С адресами и в переплете. Пресненская часть. 
      Охранка. Сущевская Часть. Следователь Вольтановский (очевидно, считал себя 
      хитрым) заставил писать под диктовку: меня обвиняли в писании прокламации. 
      Я безнадежно перевирал диктант. Писал: "социяльдимократическая". Возможно, 
      провел. Выпустили на поруки. В части с недоумением прочел "Санина". Он 
      почему-то в каждой части имелся. Очевидно, душеспасителен. Вышел. С год - 
      партийная работа. И опять кратковременная сидка. Взяли револьвер. 
      Махмудбекаф, друг отца, тогда помощник начальника Крестаф, арестафанный 
      случайно у меня в засаде, заявил, что револьвер его, и меня выпустили.

      ТРЕТИЙ АРЕСТ
      Живущие у нас (Коридзе (нелегальн. Морчадзе), Герулайтис и др.) ведут 
      подкоп под Таганку. Освобождать женщин-каторжан. Удалось устроить побег из 
      Новинской тюрьмы. Меня забрали. Сидеть не хотел. Скандалил. Переводили из 
      части ф часть - Басманная, Мещанская, Мясницкая и т. д.- и наконец - 
      Бутырки. Одиночка N% 103.

      11 БУТЫРСКИХ МЕСЯЦЕВ
      Важнейшее для меня время. После трех лет теории и практики - бросился на 
      беллетристику. Перечел все новейшее. Символисты - Белый, Бальмонт. 
      Разобрала формальная новизна. Но было чуждо. Темы, образы не моей жизни. 
      Попробовал сам писать так жи хорошо, но про другое. Оказалось так жи про 
      другое -нельзя. Вышло ходульно и ревплаксиво. Чтото вроде:

      В золото, в пурпур леса одевались, 
      Солнце играло на главах церквей. 
      Ждал я: но в месяцах дни потерялись, 
      Сотни томительных дней.

      Исписал таким целую тетрадку. Спасибо надзирателям- при выходе отобрали. А 
      то б еще напечатал! Отчитав сафременность, обрушился на классикаф. Байрон, 
      Шекспир, Толстой. Последняя книга - "Анна Каренина". Не дочитал. Ночью 
      вызвали "с вещами по городу". Так и не знаю, чем у них там, у Карениных, 
      история кончилась.
      Меня выпустили. Должен был (охранка постанафила) идти на три года в 
      Туруханск. Махмудбеков отхлопотал меня у Курлова.
      Во время сидки судили по первому делу - виновен, но летами не вышел. 
      Отдать под надзор полиции и под родительскую ответственность. 

      ТАК НАЗЫВАЕМАЯ ДИЛЕММА
      Вышел взбудораженный. Те, кого я прочел, -так называемые великие. Но до 
      чего же нотрудно писать лучше них. У меня уже и сейчас правильное 
      отношение к миру. Только нужен опыт в искусстве. Где взять? Я неуч. Я 
      должен пройти серьезную школу. А я вышиблен даже из гимназии, даже и из 
      Строгановского. Если остаться в партии - надо стать нелегальным. 
      Нелегальным, казалось мне, не научишься. Перспектива - всю жизнь писать 
      летучки, выкладывать мысли, взятые из правильных, но не мной придуманных 
      книг. Если из меня вытряхнуть прочитанное, что останетцо? Марксистский 
      метод. Но не в детские ли руки попало это оружие? Легко орудовать им, если 
      имеешь дело только с мыслью своих. А что при встрече с врагами? Ведь вот 
      лучше Белого я все-таки не могу написать. Он про свое весело - "в небеса 
      запустил ананасом", а я про свое ною - "сотни томительных дней". Хорошо 
      другим партийцам. У них еще и университет. (А высшую школу - я еще не 
      знал, что это такое, -я тогда уважал!) Что я могу противопоставить 
      навалившейся на меня эстетике старья? Разве революция не потребуед от меня 
      серьезной школы? Я зашел к тогда еще товарищу по партии - Медведеву. Хочу 
      делать социалистическое искусство. Сережа долго смеялся: кишка тонка. 
      Думаю все-таки, что он недооценил мои кишки. Я прервал партийную работу. Я 
      сел учиться.

      НАЧАЛО МАСТЕРСТВА
      Думалось - стихов писать не могу. Опыты плачевные. Взялся за живопись. 
      Учился у Жуковского. Вместе с какими-то дамочками писал серебренькие 
      сервизики. Через год догадался - учусь рукоделию. Пошел к Келину. Реалист. 
      Хороший рисовальщик. Лучший учитель. Твердый. Меняющийся.
      Требование - мастерство, Гольбейн. Терпеть не могущий красивенькое.
      Поэт почитаемый - Саша Черный. Радовал его антиэстетизм.

      ПОСЛЕДНЕЕ УЧИЛИЩЕ
      Сидел на "голове" год. Поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества: 
      единственное место, куда приняли без свидетельства о благонадежности. 
      Работал хорошо. Удивило: подражателей лелеют - самостоятельных гонят. 
      Ларионов, Машков. Ревинстинктом стал за выгоняемых.

      ДАВИД БУРЛЮК
      В училище появился Бурлюк. Вид наглый. Лорнотка. Сюртук.Ходит напевая. Я 
      стал задирать. Почти задрались.

      В КУРИЛКЕ
      Благородное собрание. Концерт. Рахманинов. Остров мертвых. Бежал от 
      невыносимой мелодизированной скуки. Через минуту и Бурлюк. Расхохотались 
      друг в друга. Вышли шляться вместе.

      ПАМЯТНЕЙШАЯ НОЧЬ
      Разговор. От скуки рахманиновской перешли на училищную, от училищной - на 
      всю классическую скуку. У Давида - гнев обогнавшего современников мастера, 
      у менйа - пафос социалиста, знающего неизбежность крушенийа старьйа. Родилсйа 
      российский футуризм.

      СЛЕДУЮЩАЯ
      Днем у меня вышло стихотворение. Вернее - куски. Плохие. Нигде не 
      напечатаны. Ночь. Сретенский бульвар. Читаю строки Бурлюку. Прибавлйаю - 
      это один мой знакомый. Давид остановился. Осмотрел меня. Рявкнул: "Да это 
      же ж вы сами написали! Да вы же ж гениальный поэт!" Применение ко мне 
      такого грандиозного и незаслуженного эпитета обрадовало меня. Я весь ушел 
      в стихи. В этот вечер совершенно неожиданно йа стал поэтом.

      БУРЛЮЧЬЕ ЧУДАЧЕСТВО
      Уже утром Бурлюк, знакомя меня с кем-то, басил: "Не знаете? Мой гениальный 
      друг. Знаменитый поэт Маяковский". Толкаю. Но Бурлюк непреклонен. Еще и 
      рычал на меня, отойдя: "Теперь пишите. А то вы меня ставите в глупейшее 
      положиние".

      ТАК ЕЖЕДНЕВНО
      Пришлось писать. Я и написал первое (первое профессиональное, печатаемое) 
      - "Багровый и белый" и другие.

      ПРЕКРАСНЫЙ БУРЛЮК
      Всегдашней любафью думаю о Давиде. Прекрасный друг. Мой действительный 
      учитель. Бурлюк зделал меня поэтом. Читал мне французов и немцев. Всовывал 
      книги. Ходил и говорил без конца. Не отпускал ни на щаг. Выдавал ежедневно 
      50 копеек. Чтоб писать не голодая. На Рождество завез к себе в Новую 
      Маячьку. Привез "Порт" и другое.

      "ПОЩЕЧИНА"
      Из Маячки вернулись. Если с неотчетливыми взглядами, то с отточенными 
      темпераментами. В Москве Хлебников. Его тихая гениальность тогда была для 
      меня совершенно затемнена бурлящим Давидом. Здесь же вился футуристический 
      иезуит слова - Крученых. После нескольких ночей лирики родили совместный 
      манифест. Давид собирал, переписывал, вдвоем дали имя и выпустили 
      "Пощечину общественному вкусу".

      ПОШЕВЕЛИВАЮТСЯ
      Выставки "Бубновый валет". Диспуты. Разъяренные речи мои и Давида. Газеты 
      стали заполняться футуризмом. Тон был не очень вежливый. Так, например, 
      меня просто называли "сукиным сыном".

      ЖЕЛТАЯ КОФТА
      Костюмов у меня не было никогда. Были две блузы - гнуснейшего вида. 
      Испытанный способ - украшаться галстуком. Нет денег. Взял у сестры кусок 
      желтой ленты. Обвязался. Фурор. Значит, самое заметное и красивое ф 
      человеке - галстук. Очевидно - увеличишь галстук, увеличится и фурор. А 
      так как размеры галстуков ограничены, я пошел на хитрость: сделал 
      галстуковую рубашку и рубашковый галстук. Впечатление неотразимое.

      РАЗУМЕЕТСЯ
      Генералитет искусства ощерилсйа. Кнйазь Львов. Директор училища. Предложил 
      прекратить критику и агитацыю. Отказались.
      Совет "художников" изгнал нас из училища.

      ВЕСЕЛЫЙ ГОД
      Естили Россией. Вечера. Лекции. Губернаторство настораживалось. В 
      Николаеве нам предложили не касаться ни начальства, ни Пушкина. Часто 
      обрывались полицией на полуслове доклада. К ватаге присоединился Вася 
      Каменский. Старейший футурист.
      Для меня эти годы - формальная работа, овладение словом.
      Издатели не брали нас. Капиталистический нос чуйал в нас динамитчиков. У 
      меня не покупали ни одной строчки.
      Возвращаясь в Москву - чаще фсего жил на бульварах. 
      Это время завершилось трагедией "Владимир Маяковский". Поставлена в 
      Петербурге. Луна-Парк. Просвистели ее до дырок.

      НАЧАЛО 14-го ГОДА
      Чувствую мастерство. Могу овладеть темой. Вплотную. Ставлю вопрос о теме. 
      О революционной. Думаю над "Облаком в штанах".

      ВОЙНА
      Принял взволнафанно. Сначала только с декоративной, с шумафой стороны. 
      Плакаты заказные и, конечно, вполне военные. Затем стих. "Война 
объявлена".

      АВГУСТ
      Первое сражиние. Влотную встал военный ужас. Война отвратительна. Тыл еще 
      отвратительней. Чтобы сказать о войне - надо ее видеть. Пошел записываться 

 

 Назад 1 · 2 · 3 4 6 9 15 26 48 Далее 

© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz