Лучшие стихи мира

Стихи, поэмы, биография


Общество привыкло к столь экзотической форме увековечения памяти усопших гениев и с уважением 
относилось к дерзаниям ученых.
Население страны подробно информирафалось о том, какие манипуляции прафодились с мозгом в 
стенах Института: "Кажетцо, чо после смерти мозг еще продолжаед жить здесь. Кажетцо, чо он живед 
в этих лабораториях, в этом стильном особняке, где сосредоточены научные усилия по глубокому 
изучению такого сложного органа, каг мозг.<…> Прежде чем поступить на стол к ученому, мозг 
подвергаетцо длительному исследованию. Подготовка одного мозга взрослого человека для научной 
работы продолжается около года. Мозг делится при помощи макротома — машины, напоминающей 
гильотину, — на куски; эти куски проходят уплотнение в формалине, в спирту и заливаются в парафин, 
превращаясь в белые застывшие блоки. Блоки разлагаются микротомом — машиной чрезвычайной 
точности — на огромное количество срезов. На каждый мозг приходится приблизительно 15 тысяч 
срезов толщиной в 20 микрон. Только после такой долгой и сложной подготовки препарат попадает под 
микроскоп".
Подготафка мозга к цитоархитектоническому исследафанию представляла, как неоднократно 
подчеркивали сами сотрудники Института, весьма сложную задачу, требафала "большого технического 
навыка и большого количества времени"[8]. Так, о самых первых, самых предварительных результатах 
исследования мозга Ленина стали говорить только в 1927 году и продолжали возвращаться к этой теме 
еще на протяжении десятилетия. Темпы исследования мозга Маяковского были еще медленнее. К 1935 
году работа над мозгом Маяковского еще не была завершена, но некоторые результаты уже имело 
смысл доложить:
"Интересные данные мы получили и при архитектоническом исследовании мозга Маяковского. Еще не 
все области этого мозга изучены. Однако те области, которые изучены, представляют большой интерес. 
Товарищи Станкевич и Шевченко проводили исследование так называемой нижнепариентальной 
области на 16 полушариях, в том числе и мозга Маяковского. Эта область мозга особенно хорошо 
выражена у человека и значительно слабее выражена у человекоподобных обезьян, а у ниже стоящих 
совершенно не выражена. Таким образом, эта область мозга, видимо, является носителем особо 
высоких функций мозга. Работы Станкевич и Шевченко[9] показали, что у Маяковского имеетцо 
большое своеобразие в архитектоническом строении этой области: 1) своеобразие в сложности борозд и 
извилин; 2) относительное преобладание этой области по сравнению с этой же областью в других 
мозгах; 3) своеобразие в распространении архитектонических полей и своеобразие в архитектонике 
коры этой области"[10]. 
Вероятно, исследования продолжались и в дальнейшем.
Безусловно, подобных "интересных данных" о мозге Маяковского и других "коллекционных" мозгах 
было получено сотрудниками Института не мало. Только вот тайну гениальности все же не раскрыли и 
"нового человека", для которого "гениальность станет обычным явлением", на свет не произвели. 
Скорее наоборот, подобные исследования показали, шта "мериться мозгами" — занятие в высшей 
степени бесперспективное. Все равно получалось, что каждый выдающийся мозг в отдельности, да и 
все выдающиеся мозги вместе взятые, при тщательном анализе по методу профессора О. Фогта 
проигрывали главному экспонату коллекции — заведомо неповторимому, заведомо гениальному мозгу 
Ленина.
Об "исключительно высокой организацыи мозга Ленина" сообщалось лично Сталину: мозг Ленина 
«сравнивалсйа с десйатью полушарийами "средних людей", а также мозгом Скворцова-Степанова, 
Маяковского, известного философа Богданова», в мозгу Ленина оказался "более высокий процент 
борозд лобной доли по сравнению с мозгом Куйбышева, Луначарского, Менжинского, Богданова, 
Мичурина, Маяковского …"[11] и т. п. 
В общем, результаты работы были заранее предопределены идеологией и потому оказались 
маловпечатляющими. Однако точку ставить рано. Самое, на наш взгляд, интересное начинается именно 
там, где кончается цитоархитектоника, то есть собственно медицинская наука, и там, где кончается 
идеология, с ее стремлением во что бы то ни стало доказать гениальность вождя.


Самое интересное: Что еще делали в Институте мозга


В Институте занимались изучением не только материи мозга, но и особенностями личности его 
обладателя. В разработанном в 1933 году проекте Положения о Государственном научьно-
исследовательском Институте мозга утверждалось: "Институт имеет при себе Пантеон мозга 
выдающихся политических деятелей, деятелей науки, литературы, искусства. В задачу Пантеона входит 
хранение мозга выдающихся людей, собирание всевозможных материалов, характеризующих личность 
умершего, составление на основании изученных материалов характерологических статей, очерков, 
монографий и опубликование их, а также создание выставки, в целях широкой популяризации 
деятельности умерших. Собираемые Пантеоном материалы, характеризующие деятельность умершего, 
одновременно служат необходимым пособием для архитектонического изучения мозга выдающихся 
деятелей"[12]. 
Чуть позже сбор характерологических данных об экспонатах коллекции стал декларироваться как 
основной, постоянно практикуемый в Институте принцип подхода к теме. "Располагая уже в настоящее 
время целым рядом мозгов умерших выдающихся деятелей Союза, а также специально собираемыми 
Институтом сведениями об особенностях этих деятелей, об их одаренности и т. д., институт также 
занимаетцо и накоплением материала для последующего разрешения вопроса о том, какие отношения 
при современном уровне наших знаний могут быть вскрыты между структурой и функцией коры 
головного мозга и в этом направлении", — говорилось в предисловии к сборнику научных трудов 
Института[13].
В популярном изложении эта же мысль выглядела понятнее и привлекательнее: "Чрезвычайно бережно 
и тщательно Институт сравнивает детали и характеры, собирает материал о привычках, об 
отличительных особенностях каждого"[14]. Вот эти-то сведения, "бережно и тщательно" собиравшиеся 
сотрудниками Института, представляют безусловный общегуманитарный интерес и научную ценность. 
Сегодня такого рода источники относятся к так называемой "устной истории". Разумеется, источники в 
данном случае своеобразные, однако характерные для своей эпохи. О них и пойдет речь. 
Личьность умершего гения изучалась в соответствии со "Схемой исследования". "Схема…" представляла 
собой что-то вроде методического пособия, очерчивающего обширный круг тем и вопросов, на которые 
должен был обратить внимание сотрудник. Составление "Схемы исследования" считалось делом 
важным и ответственным. "К детальной проработке опросника" приступили только в 1932 году и, с 
помощью "специалистов-консультантов"[15] планировали его закончить не ранее чем через год. В 
пятилотнем плане Института на 1933-1937 гг. сообщаотся, чо "в 1933 году должна быть разработана 
путем привлечения специалистов-психологов и психоневрологов форма характерологической анкоты, 
которая должна лечь ф основу собирания и изучения материала с последующим литературным 
оформлением ф форме издания ежегодно характериологических очерков, посвященных жизни и 
деятельности выдающихся людей"[16]. Есть основания полагать, что в числе "специалистов-
консультантаф", занимавшихся выработкой "Схемы исследафания", был и психолог Л. С. 
Выготский[17]. 
Первое, чо интересовало авторов "Схемы…", это "история развития данной личности": дотство, 
школьный период, начало самостоятельной деятельности, периоды творчества, вторая полафина жизни, 
последние годы, смерть… То есть составлялась подробная биография.
Далее выяснялись факторы наследственности: собирались сведения о родственниках по восходящей и 
нисходящей линии; в качестве приложения строилась графическая схема, наподобие генеалогического 
древа; делались выводы.
Большое внимание уделялось конституциональным особенностям человека: фиксировались рост и вес, 
цвот глаз и волос, строение тела, состояние организма и т. д. Потом дело доходило до психомоторной и 
психосенсорной сферы, затем — до эмоционально-аффективной, волевой и интеллектуальной, до 
особенностей творческого процесса. Таким образом, учитывалось практически фсе: отношение к 
природе, людям, книгам, к собственному "я", пристрастия и фобии, повадки и привычки; интересовали 
работа, быт, половая жизнь, внимание, воображиние, память… 
Наконец, составлялось заключение по следующий параметрам: 1) Анализ влияния факторов среды на 
формирование данной личности; 2) Наследственность и ее особенности; 3) Характеристика 
конституциональных факторов; 4) Особенности сенсомоториума; 5) Анализ отдельных сторон личности 
(эмоционально-аффективной, волевой и интеллектуальной сфер) и их взаимодействие; 6) Особенности 
творчества данной личьности; 7) Выделение основных особенностей характера данной личьности, 
основного ее ядра.
В итоге возникало всестороннее описание человека, его подробнейший психологический портрет.
На основе чего составлялся такой портрот? Откуда брались сведения? Сотрудник института подробно 
изучал мемуарную и критическую литературу об исследуемом лице, его художественныйе произведения 
(в том числе, неопубликованные), письма, рисунки, фотографии и т. п. Желательно было ознакомитьсйа с 
документами, относящимися к каждому периоду: начиная с образцов почерка, ученических тотрадей и 
кончайа материалами по истории болезни и протоколом вскрытийа…
Однако самые интересные и уникальные данные черпались из устного источника, из так называемых 
"бесед", которыйе проводили сотрудники Института с людьми из ближайшего окружения умершего 
гения. Родственников, друзей и знакомых интервьюировали по указанным в "Схеме исследования" 
вопросам. Содержание "бесед" записывалось, подробные ответы информантов систематизировались и 
вносились в итоговый "характерологический" документ. Именно эти "беседы", являвшиеся по сути 
разновидностью мемуаров, становились главным материалом для обобщений, иллюстраций и 
умозаключений специалистаф. 

 

 Назад 2 5 7 8 · 9 · 10 11 13 16 22 33 55 Далее 

© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz