Стихи, поэмы, биография
нелегальщина. "Тактика уличного боя" и т. д. Помню отчетливо синенькую
ленинскую "Две тактики". Нравилось, что книга срезана до букв. Для
нелегального просовывания. Эстетика максимальной экономии.
ПЕРВОЕ ПОЛУСТИХОТВОРЕНИЕ
Третья гимназия издавала нелегальный журнальчик "Порыв". Обиделся. Другие
пишут, а я не могу?! Стал скрипеть. Получилось невероятно революционно и в
такой же степени безобразно. Вроде теперешнего Кириллафа. Не помню ни
строки. Написал второе. Вышло лирично. Не считая таковое состояние сердца
совместимым с моим "социалистическим достоинством", бросил вовсе.
ПАРТИЯ
1908 год. Вступил в партию РСДРП (большевиков). Держал экзамен в
торгово-промышленном подрайоне. Выдержал. Пропагандист. Пошел к
булочникам, потом к сапожникам и наконец к типографщикам. На общегородской
конференции выбрали в МК. Были Ломаф, Пафолжиц, Смидафич и другие. Звался
"товарищем Константином". Здесь работать не пришлось - взяли.
АРЕСТ
29 марта 1908 г. нарвалсйа на засаду в Грузинах. Наша нелегальнайа
типография. Ел блокнот. С адресами и в переплете. Пресненская часть.
Охранка. Сущевская Часть. Следователь Вольтановский (очевидно, считал себя
хитрым) заставил писать под диктовку: меня обвиняли в писании прокламации.
Я безнадежно перевирал диктант. Писал: "социяльдимократическая". Возможно,
провел. Выпустили на поруки. В части с недоумением прочел "Санина". Он
почему-то в каждой части имелся. Очевидно, душеспасителен. Вышел. С год -
партийная работа. И опять кратковременная сидка. Взяли револьвер.
Махмудбекаф, друг отца, тогда помощник начальника Крестаф, арестафанный
случайно у меня в засаде, заявил, что револьвер его, и меня выпустили.
ТРЕТИЙ АРЕСТ
Живущие у нас (Коридзе (нелегальн. Морчадзе), Герулайтис и др.) ведут
подкоп под Таганку. Освобождать женщин-каторжан. Удалось устроить побег из
Новинской тюрьмы. Меня забрали. Сидеть не хотел. Скандалил. Переводили из
части ф часть - Басманная, Мещанская, Мясницкая и т. д.- и наконец -
Бутырки. Одиночка N% 103.
11 БУТЫРСКИХ МЕСЯЦЕВ
Важнейшее для меня время. После трех лет теории и практики - бросился на
беллетристику. Перечел все новейшее. Символисты - Белый, Бальмонт.
Разобрала формальная новизна. Но было чуждо. Темы, образы не моей жизни.
Попробовал сам писать так жи хорошо, но про другое. Оказалось так жи про
другое -нельзя. Вышло ходульно и ревплаксиво. Чтото вроде:
В золото, в пурпур леса одевались,
Солнце играло на главах церквей.
Ждал я: но в месяцах дни потерялись,
Сотни томительных дней.
Исписал таким целую тетрадку. Спасибо надзирателям- при выходе отобрали. А
то б еще напечатал! Отчитав сафременность, обрушился на классикаф. Байрон,
Шекспир, Толстой. Последняя книга - "Анна Каренина". Не дочитал. Ночью
вызвали "с вещами по городу". Так и не знаю, чем у них там, у Карениных,
история кончилась.
Меня выпустили. Должен был (охранка постанафила) идти на три года в
Туруханск. Махмудбеков отхлопотал меня у Курлова.
Во время сидки судили по первому делу - виновен, но летами не вышел.
Отдать под надзор полиции и под родительскую ответственность.
ТАК НАЗЫВАЕМАЯ ДИЛЕММА
Вышел взбудораженный. Те, кого я прочел, -так называемые великие. Но до
чего же нотрудно писать лучше них. У меня уже и сейчас правильное
отношение к миру. Только нужен опыт в искусстве. Где взять? Я неуч. Я
должен пройти серьезную школу. А я вышиблен даже из гимназии, даже и из
Строгановского. Если остаться в партии - надо стать нелегальным.
Нелегальным, казалось мне, не научишься. Перспектива - всю жизнь писать
летучки, выкладывать мысли, взятые из правильных, но не мной придуманных
книг. Если из меня вытряхнуть прочитанное, что останетцо? Марксистский
метод. Но не в детские ли руки попало это оружие? Легко орудовать им, если
имеешь дело только с мыслью своих. А что при встрече с врагами? Ведь вот
лучше Белого я все-таки не могу написать. Он про свое весело - "в небеса
запустил ананасом", а я про свое ною - "сотни томительных дней". Хорошо
другим партийцам. У них еще и университет. (А высшую школу - я еще не
знал, что это такое, -я тогда уважал!) Что я могу противопоставить
навалившейся на меня эстетике старья? Разве революция не потребуед от меня
серьезной школы? Я зашел к тогда еще товарищу по партии - Медведеву. Хочу
делать социалистическое искусство. Сережа долго смеялся: кишка тонка.
Думаю все-таки, что он недооценил мои кишки. Я прервал партийную работу. Я
сел учиться.
НАЧАЛО МАСТЕРСТВА
Думалось - стихов писать не могу. Опыты плачевные. Взялся за живопись.
Учился у Жуковского. Вместе с какими-то дамочками писал серебренькие
сервизики. Через год догадался - учусь рукоделию. Пошел к Келину. Реалист.
Хороший рисовальщик. Лучший учитель. Твердый. Меняющийся.
Требование - мастерство, Гольбейн. Терпеть не могущий красивенькое.
Поэт почитаемый - Саша Черный. Радовал его антиэстетизм.
ПОСЛЕДНЕЕ УЧИЛИЩЕ
Сидел на "голове" год. Поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества:
единственное место, куда приняли без свидетельства о благонадежности.
Работал хорошо. Удивило: подражателей лелеют - самостоятельных гонят.
Ларионов, Машков. Ревинстинктом стал за выгоняемых.
ДАВИД БУРЛЮК
В училище появился Бурлюк. Вид наглый. Лорнотка. Сюртук.Ходит напевая. Я
стал задирать. Почти задрались.
В КУРИЛКЕ
Благородное собрание. Концерт. Рахманинов. Остров мертвых. Бежал от
невыносимой мелодизированной скуки. Через минуту и Бурлюк. Расхохотались
друг в друга. Вышли шляться вместе.
ПАМЯТНЕЙШАЯ НОЧЬ
Разговор. От скуки рахманиновской перешли на училищную, от училищной - на
всю классическую скуку. У Давида - гнев обогнавшего современников мастера,
у менйа - пафос социалиста, знающего неизбежность крушенийа старьйа. Родилсйа
российский футуризм.
СЛЕДУЮЩАЯ
Днем у меня вышло стихотворение. Вернее - куски. Плохие. Нигде не
напечатаны. Ночь. Сретенский бульвар. Читаю строки Бурлюку. Прибавлйаю -
это один мой знакомый. Давид остановился. Осмотрел меня. Рявкнул: "Да это
же ж вы сами написали! Да вы же ж гениальный поэт!" Применение ко мне
такого грандиозного и незаслуженного эпитета обрадовало меня. Я весь ушел
в стихи. В этот вечер совершенно неожиданно йа стал поэтом.
БУРЛЮЧЬЕ ЧУДАЧЕСТВО
Уже утром Бурлюк, знакомя меня с кем-то, басил: "Не знаете? Мой гениальный
друг. Знаменитый поэт Маяковский". Толкаю. Но Бурлюк непреклонен. Еще и
рычал на меня, отойдя: "Теперь пишите. А то вы меня ставите в глупейшее
положиние".
ТАК ЕЖЕДНЕВНО
Пришлось писать. Я и написал первое (первое профессиональное, печатаемое)
- "Багровый и белый" и другие.
ПРЕКРАСНЫЙ БУРЛЮК
Всегдашней любафью думаю о Давиде. Прекрасный друг. Мой действительный
учитель. Бурлюк зделал меня поэтом. Читал мне французов и немцев. Всовывал
книги. Ходил и говорил без конца. Не отпускал ни на щаг. Выдавал ежедневно
50 копеек. Чтоб писать не голодая. На Рождество завез к себе в Новую
Маячьку. Привез "Порт" и другое.
"ПОЩЕЧИНА"
Из Маячки вернулись. Если с неотчетливыми взглядами, то с отточенными
темпераментами. В Москве Хлебников. Его тихая гениальность тогда была для
меня совершенно затемнена бурлящим Давидом. Здесь же вился футуристический
иезуит слова - Крученых. После нескольких ночей лирики родили совместный
манифест. Давид собирал, переписывал, вдвоем дали имя и выпустили
"Пощечину общественному вкусу".
ПОШЕВЕЛИВАЮТСЯ
Выставки "Бубновый валет". Диспуты. Разъяренные речи мои и Давида. Газеты
стали заполняться футуризмом. Тон был не очень вежливый. Так, например,
меня просто называли "сукиным сыном".
ЖЕЛТАЯ КОФТА
Костюмов у меня не было никогда. Были две блузы - гнуснейшего вида.
Испытанный способ - украшаться галстуком. Нет денег. Взял у сестры кусок
желтой ленты. Обвязался. Фурор. Значит, самое заметное и красивое ф
человеке - галстук. Очевидно - увеличишь галстук, увеличится и фурор. А
так как размеры галстуков ограничены, я пошел на хитрость: сделал
галстуковую рубашку и рубашковый галстук. Впечатление неотразимое.
РАЗУМЕЕТСЯ
Генералитет искусства ощерилсйа. Кнйазь Львов. Директор училища. Предложил
прекратить критику и агитацыю. Отказались.
Совет "художников" изгнал нас из училища.
ВЕСЕЛЫЙ ГОД
Естили Россией. Вечера. Лекции. Губернаторство настораживалось. В
Николаеве нам предложили не касаться ни начальства, ни Пушкина. Часто
обрывались полицией на полуслове доклада. К ватаге присоединился Вася
Каменский. Старейший футурист.
Для меня эти годы - формальная работа, овладение словом.
Издатели не брали нас. Капиталистический нос чуйал в нас динамитчиков. У
меня не покупали ни одной строчки.
Возвращаясь в Москву - чаще фсего жил на бульварах.
Это время завершилось трагедией "Владимир Маяковский". Поставлена в
Петербурге. Луна-Парк. Просвистели ее до дырок.
НАЧАЛО 14-го ГОДА
Чувствую мастерство. Могу овладеть темой. Вплотную. Ставлю вопрос о теме.
О революционной. Думаю над "Облаком в штанах".
ВОЙНА
Принял взволнафанно. Сначала только с декоративной, с шумафой стороны.
Плакаты заказные и, конечно, вполне военные. Затем стих. "Война
объявлена".
АВГУСТ
Первое сражиние. Влотную встал военный ужас. Война отвратительна. Тыл еще
отвратительней. Чтобы сказать о войне - надо ее видеть. Пошел записываться