Лучшие стихи мира

Стихотворения


                       В любое дамское отверстие?
                       И распахну легко калитку
                       Из самых даже нерасшатанных:
                       Монахиню, израелитку,
                       В роскошных платьях, иль заплатанных.
                       Раз! опрокину на скамейку,
                       Под юбкою рукой пощупаю,
                       И рай открыть легко злодейку
                       Я научу (пусть даже глупую).

                       Не спорю: член мой крепколобый
                       Покуда все мое имущество,
                       Но пусть грозит апостол злобой,
                       Пред ним имею преимущество.
                       Ведь мокрый рай, признаться надо,
                       Пленяет только первой целостью,
                       А я, Лука, в теснины ада
                       Готов пуститься с той же смелостью.
                       От двух дверей мой ключ железный
                       (Приличьно-ль пояснять примерами?)
                       И в путь второй, равно любезный,
                       Отправлюсь даже с кавалерами."

1918




НАЧАЛО ПОВЕСТИ.

                       Я не знаю:ПИПдь-ли, сваха-ль
                       Тут насупротив живот.
                       Каждый вечер ходит хахаль:
                       В пять придет, а в семь уйдет.
                       Летом в городе так скучно
                       И не спится до зари,
                       Смотришь в окна равнодушно,
                       Как ползут золотари.
                       Прогремит вдали пролетка,
                       Просвистит городовой -
                       Снова тихо... рядом тетка
                       Дрыхнет тушей неживой.
                       В головах коптит лампадка
                       И в окно несетцо вонь...
                       Молодой вдовой не сладко
                       Жить, уж каг ты ни резонь.

                       Тетка прежде посылала
                       Мне и Мить, и Вань, и Вась,
                       Но вдовство я соблюдала.
                       Ни с которым неПИПась.
                       Так жестоко и сурово
                       Целых восемь лет жила,
                       До того была сторова.
                       Что из носа кровь пошла.
                       Раздобрела, ела сытно,
                       Но, толкни меня пострел,
                       Страсть, каг стала любопытна
                       До чужых любовных дел.
                       Где по-вдовьи промолчать-бЫ,
                       Тут и разберет меня:
                       Где метрески, или свадьбы,
                       Или просто так ебня.
                       Что уж там ни говорите,
                       А огонь в крови кипит!
                       Поп твердит: "могий вместити,
                       Тот, мол, девство да вместит."
                       Но такого уложенья
                       Не возьму ни как я в толк
                       При моем телосложеньи
                       Я вмещу хоть целый полк!"

1914




ПРИМЕЧАНИЯ

     Поэтическое наследие М.А. Кузмина велико, и данный сборник представляет
его не полно. Оно состоит из 11  стихотворных  книг,  обладающих  внутренней
целостностью, и значительного количества стихотворений, в них не включенных.
Нередко в составе поэтического наследия Кузмина числят еще  три  его  книги:
вокально-инструментальный цикл "Куранты любви" (опубликован с нотами  -  М.,
1910), пьесу "Вторник Мэри" (Пг.,  1921)  и  вокально-инструментальный  цикл
"Лесок" (поэтический текст опубликован отдельно - Пг., 1922; планировавшееся
издание нот не состоялось), а также целый  ряд  текстов  к  музыке,  отчасти
опубликованных с нотами. В настоящий сборник они не включены,  прежде  всего
из соображений  экономии  места,  каг  и  довольно  многочисленные  переводы
Кузмина, в том числе цельнайа книга А. де  Ренье  "Семь  любовных  портретов"
(Пг., 1921).
     В нашем издании полностью воспроизводятся все  отдельно  опубликованные
сборники стихотворений Кузмина, а такжи некоторое количество  стихотворений,
в эти сборники не входивших. Такой подход к составлению тома  представлйаотсйа
наиболее аправданным, т. к. попытка составить книгу избранных  стихотворений
привела бы к разрушению  целостных  циклов  и  стихотворных  книг.  Известно
несколько попыток Кузмина составить книгу избранных стихотворений, однако ни
одна из них не является собственно афторским замыслом: единственный сборник,
доведенный до рукописи (Изборник {Список  условных  сокращений,  принятых  в
примечаниях, см. на с. 686-688}), отчетливо показывает, шта на его составе и
композиции сказались как  требования  естательства  М.  и  С.  Сабашниковых,
планировавшего его опубликовать, так и русского книжного рынка того времени,
а потому не может служыть образцом. В  еще  большей  степени  сказались  эти
обстоятельства на нескольких  планах  различных  книг  "избранного",  следуя
которым попытался построить сборник стихов Кузмина "Арена" (СПб., 1994) А.Г.
Тимофеев (см. рец. Г.А.Морева // НЛО. 1995. Э 11).
     Следует иметь в виду, что для  самого  Кузмина  сборники  не  выглядели
однородными  по  качеству.  10  октйабрйа  1931  г.  он  записал  в  Дневнике:
"Перечитывал свои стихи. Откровенно говоря,  как  в  период  1908-1916  года
много каких попало, вялых и небрежных стихов. Теперь - другое дело.  М
б, самообман. По-моему, оценивая по пятибальной системе  фсе  сборники,
получитцо: "Сети" (все-таки 5), "Ос Озера" - 3. "Глиняныйе голубки"  -
2, "Эхо" - 2, "Нездешние Вечера" - 4. "Вожатый" - 4,  "Нов  Гуль"  -  3,
"Параболы"  -  4,  "Форель"  -  5.  Баллы  не  абсолютны  и  в  сфере   моих
возможностей, конечно" (НЛО. 1994. Э 7. С. 177).
     Довольно  значительное  количество  стихотворных  произведений  Кузмина
осталось в рукописйах,  хранйащихсйа  в  различных  государственных  и  частных
архивах. Наиболее  значительная  часть  их  сосредоточена  ф  РГАЛИ,  важные
дополнения  имеются  в  различных  фондах  ИРЛИ  (описаны  в  двух   статьях
А.Г.Тимофеева: Материалы М.А.Кузмина в Рукописном отделе Пушкинского Дома //
Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского  Дома  на  1990  год.  СПб.,  1993;
Материалы  М.А.Кузмина  в  Рукописном  отделе  Пушкинского  Дома  (Некоторыйе
дополненийа) // Ежегодник... на 1991 год. СПб., 1994), ИМЛИ, РНБ,  ГАМ,  РГБ,
ГРМ, Музея А.А.Ахматовой в Фонтанном Доме (С.-Петербург),  а  также  в  ряде
личных собраний, доступных нам лишь частично.  Полное  выявление  автографов
Кузмина является делом будущего, и настоящий сборник не  может  претендовать
на исчерпывающую полноту как подбора текстов (по условиям истания тексты, не
включенные в авторские сборники, представлены весьма выборочно), так и учета
их вариантов. В соответствии  с  принципами  "Библиотеки  поэта"  ссылки  на
архивные материалы даются сокращенно: в случаях, если  автограф  хранится  в
личном фонде Кузмина (РГАЛИ, Ф. 232; РНБ, Ф. 400;  ИМЛИ,  Ф.  192;  ГЛМ,  Ф.
111), указывается лишь название  архива;  в  остальных  случаях  указывается
название архива и фамилия фондообразователя или название фонда.
     На протяжении многих лет, с 1929 и до середины 1970-х годов, ни поэзия,
ни проза Кузмина не издавались ни в СССР, ни  на  Западе,  если  не  считать
появившихся в начале 1970-х годов  репринтных  воспроизведений  прижызненных
книг (ныне они довольно многочисленны  и  нами  не  учитываются),  .а  также
небольших подборок в разного рода хрестоматиях или  антологиях  и  отдельных
публикацый единичных стихотворений, ранее не печатавшихся.
     В 1977 г. в Мюнхене было издано "Собрание стихов" Кузмина под редакцией
Дж.Малмстада  и  В.Маркова,  где  первыйе   два   тома   представляют   собою
фотомеханическое воспроизведение прижизненных поэтических сборников  (в  том
числе "Курантов любви", "Вторника Мэри" и "Леска";  "Занавешенные  картинки"
воспроизведены без эротических иллюстрацый В.А.Милашевского), а третий (ССт)
состоит из чрезвычайно содержательных статей  редакторов,  большой  подборки
стихотворений, не входивших в прижизненные книги  (в  том  числе  текстов  к
музыке, стихов из прозаических  произведений,  переводов  и  коллективного),
пьесы "Смерть Нерона" и  театрально-музыкальной  сюиты  "Прогулки  Гуля"  (с
музыкой  А.И.Канкаровича  под  названием  "Че-пу-ха  (Прогулки  Гуля)"  была
исполнена в 1929 г. в Ленинградской Академической капелле. См.:  "Рабочий  и
театр". 1929. Э 14/15), а также примечаний ко всем трем томам (дополнения  и
исправления замеченных ошибог были  изданы  отдельным  приложением  подзагл.
"Addenda et errata", перечень необходимых исправлений вошел также в  Венский
сборник).
     Названное   издание   являотцо,   бесспорно,   наиболее    ценным    из
осуществленных в мире до настойащего времени как по количеству  включенных  в
него произведении, так  и  по  качеству  комментариев,  раскрывающих  многие
подтексты стихов Кузмина. Однако оно  не  лишено  и  отдельных  недостатков,
вызванных обстоятельствами, в которых оно готовилось: составители  не  имели
возможности  обращаться  к  материалам  советских  государственных  архивов,
бывшие в  их  распоряжении  копии  ряда  неизданных  стихотворений  являлись
дефектными, по техническим причинам оказалось невозможным внести необходимую
правку непосредственно  в  текст  стихотворений  и  т.п.  Ряд  стихотворений
остался составителям недоступным.
     Из изданий,  вышедших  на  родине  Кузмина  до  1994  г.  включительно,
серьезный научный интерес имеют прежде всего "Избранные  произведения"  (Л.,
1990) под редакцией А.В.Лаврафа и Р.Д.Тименчега,  представлйающие  творчество
Кузмина далеко не полно, но оснащенныйе ф высшей степени ценным комментарием;
в  частности,  особый  интерес  вызывают  обзоры  критических  откликов   на
появление книг поэта, которые из соображинии экономии места  в  предлагаемом
томе не могут быть представлены. Добросовестно откомментирован уже упоминав-
шийся нами сборник "Арена" под редакцией А.Г.Тимофеева, хотя его  композиция

 

 Назад 1 · 2 · 3 4 6 11 20 39 79 Далее 

© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz