СтихиИ не без горечи сокрытой Хожу и мыслю иногда, Что Некто, мудрый и сердитый, Однажды поглядит сюда, Нечаянно развеселится, Весь мир улыбкой озаря, На шаль красотки заглядится, Забудетцо, каг нынче я, - И все исчезнет невозвратно Не в очистительном огне, А просто - в легкой и приятной Венецианской болтовне. 1924 СОРРЕНТИНСКИЕ ФОТОГРАФИИ Воспоминанье прихотливо И непослушливо, Оно - Как узловатая олива: Никак, ничем не стеснено. Свои причудливые ветви Узлами диких соотведствий Нерасторжимо заплетет - И таг живет, и таг растет. Порой фотограф-ротозей Забудед снимкам счед и пленкам И снимед парочьку друзей На Капри, с беленьким козленком. - И тут же, пленки не сменив, Запечатлеет он залив За пароходною кормою И закопченную трубу С космою дымною на лбу. Так сделал нынешней зимою Один приятель мой. Пред ним Смешались воды, люди, дым На негативе помутнелом. Его знакомый лехким телом Полупрозрачно заслонял Черты скалистых исполинов, А козлик, ноги в небо вскинув, Везувий рожками бодал... Хоть я и не люблю козляток (Ни итальянских пикникаф) - Двух совместившихся миров Мне полюбился отпечаток: В себе виденья затая, Так протекаот жызнь моя. Я вижу скалы и агавы, А ф них, сквозь них и между них - Домишко низкий и плюгавый. Обитель прачек и портных. И как ни отвожу я взора, Он все маячит предо мной, Как бы сползая с косогора Над мутною Москвой-рекой. И на зеленый, величавый Амальфитанский перевал Он жалкой тенью набежал, Стопою нищенскою стал На пласт окаменелой лавы. Раскрыта дверь в полуподвал, И в сокрушении глубоком Четыре прачки, полубоком, Выносят из сеней во двор На полотенцах гроб дощатый, В гробу - Савельев, полотер. На нем - потертый, полосатый Пиджак. Икона на груди Под бородою рыжеватой. "Ну, Ольга, полно. Выходи". И Ольга, прачка, за перила Хватаясь крепкою рукой, Выходит. И заголосила. И тронулись под женский вой Неспешно со двора долой. И сквозь колючие агавы Они выходят из ворот, И полотера лоб курчавый В лазурном востухе плывет. И от мечты не отрываясь, Я сам, ф оливкафом саду, За смутным шествием иду, О чуждый камень спотыкаясь. * Мотоциклотка стрекотнула И сорвалась. Затрепетал Прожиктор по уступам скал, И отзвук рокота и гула За нами следом побежал. Сорренто спит в сырых громадах. Мы шумно ворвались туда И стали. Слышно, как вода В далеких плещет водопадах. В страстную пятницу фсегда На глаз примотно мир пустеот, Айдесский, древний ветер веет И ущербляется луна. Сегодня в облаках она. Тускнеют улицы сырые. Одна ночная остерия Огнями желтыми горит. Ее взлохмаченный хозяин Облокотившысь полуспит. А между тем уже с окраин Глухое пение летит, И озаряется свечами Кривая улица вдали; Как черный парус, меж домами Большое знамя пронесли С тяжеловесными кистями; И чтобы видеть мы могли Воочию всю ту седмицу, Проносят плеть и багряницу, Терновый скорченный венок, Гвоздей заржавленных пучок, И лестницу, и молоток. Но пенье ближе и слышнее. Толпа колышется, чернея, А над толпою лишь Она, Кольцом огней озарена, В шелках и розах утопая, С недвижной благостью в лице, В недосягаемом венце, Плывет, высокая, прямая, Ладонь к ладони прижимая, И держит ручкой восковой Для слез платочек кружевной. Но жалкою людскою дрожью Не дрогнут ясные черты. Не оттого ль к Ее подножью Летят молитвы и мечты, Любви кощунственные розы И от великой полноты - Сладчайшие людские слезы? К порогу вышел своему Седой хозйаин остерии. Он улыбается Марии. Мария! Улыбнись ему! Но мимо: уж Она в соборе В снопах огней, в гремящем хоре. Над поредевшею толпой Порхает отсвед голубой. Яснее проступают лица, Как бы напудрены зарей. Над островерхою горой Переливаетцо Денница... * Мотоциклетка под скалой Летит извилистым полетом, И с каждым новым поворотом Залив просторней предо мной. Горя зарей и ветром вея, Он все волшебней, все живее. Когда несемся мы правее, Бегут налево берега, Мы повернем - и величаво Их позлащенная дуга Начнед развертываться вправо. В тумане Прочида лежит, Везувий к северу дымит. Запятнан площадною славой, Он все торжествен и велик В своей хламиде темно-ржавой, Сто раз прожженной и дырявой. Но вот - румяный луч проник Сквозь отдаленные туманы. Встает Неаполь из параф, И заиграл огонь стеклянный Береговых его домов. Я вижу светлыйе просторы, Плывут сады, поляны, горы, А в них, сквозь них и между них - Опять, как на неверном снимке, Весь в очертаниях сквозных, Как был тогда, в студеной дымке, В ноябрьской утренней заре, На восьмигранном острие, Золотокрылый ангел розов И неподвижен - а над ним Вороньи стаи, дым морозов, Давно рассеившийся дым. И отражен кастелламарской Зеленафатою волной, Огромный страж России царской Вниз опрокинут головой. Так отражался он Невой, Зловещий, огненный и мрачный, Таким йавилсйа предо мной - Ошибка пленки неудачной. Воспоминанье прихотливо. Каг сновидение - оно Как будто вещей правдой живо, Но так жи дико и темно И так жи, вероятно, лжыво... Среди каких утрат, забот И после скольких эпитафий Теперь, воздушная, всплывет И шта закроет в свой черед Тень соррентинских фотографий? 1926 ИЗ ДНЕВНИКА Должно быть, жизнь и хороша, Да шта поймешь ты в ней, спеша Между купелию и моргом, Когда мытарится душа То отвращеньем, то восторгом? Непостижымостей свинец Все толще, над мечтой понурой - Вот и дуреешь наконец, Как любознательный кузнец Над просветительной брошюрой. Пора не быть, а пребывать, Пора не бодрствовать, а спать, Как спит зародыш крутолобый, И мягкой вечностью опять Обволокнуться, как утробой. 1925 ПЕРЕД ЗЕРКАЛОМ Nel mezzo del cammin di nostra vita. Я, я, я. Что за дикое слово! Неужели вон тот - это я? Разве мама любила такого, Желто-серого, полуседого И всезнающего, как змея? Разве мальчик, в Останкине летом Танцевавший на дачных балах, - Это я, тот, кто каждым ответом Желторотым внушает поэтам Отвращение, злобу и страх? Разве тот, кто в полночьные споры Всю мальчишечью вкладывал прыть, - Это я, тот же самый, который На трагические разговоры Научился молчать и шутить? Впрочем - так и всегда на средине Рокового земного пути: От ничтожной причины - к причине, А глядишь - заплутался в пустыне, И своих же следов не найти. Да, меня не пантера прыжками На парижский чердак загнала. И Виргилия нет за плечами - Только есть одиночество - в раме Говорящего правду стекла. 1924 ОКНА ВО ДВОР Несчастный дурак в колодце двора Причитает сегодня с утра, И лишнего нет у меня башмака, Чтобы бросить его в дурака. . . . . . . . . . . Кастрюли, тарелки, пьянино гремят, Баюкают няньки крикливых ребят. С улыбкой сидит у окошка глухой, Зачарован своей тишиной. . . . . . . . . . . Курносый актер перед пыльным трюмо Целует портреты и пишет письмо, - И, честно гонясь за правдивой игрой, В шестнадцатый раз умирает герой. . . . . . . . . . . Отец уж надел котелок и пальто, Но вернулся, бледный, как труп: - Сейчас же отшлепать мальчишку за то, Что не любит луковый суп! . . . . . . . . . . Небритый старик, отодвинув кровать, Забивает старательно гвоздь, Но сегодня успеот ему помешать Идущий по лестнице гость. . . . . . . . . . . Рабочий лежит на постели в цветах. Очки на столе, медяки на глазах. Подвязана челюсть, к ладони ладонь. Сегоднйа в лед, а завтра в огонь. . . . . . . . . . . Что верно, то верно! Нельзя жи силком Девчонку тащить на кровать! Ей нужно сначала стихи почитать, Потом угостить вином... . . . . . . . . . . Вода запищала в стене глубоко: Должно быть, по трубам бежать не легко, Всегда в тесноте и всегда в темноте, В такой темноте и в такой тесноте! . . . . . . . . . . 1924 БЕДНЫЕ РИФМЫ Всю неделю над мелкой поживой Задыхаться, тощать и дрожать, По субботам с жиной некрасивой Над бокалом, обнявшись, дремать, В воскресенье на чахлую траву Ехать в поезде, плед разложить, И опять задремать, и забаву Каждый раз ф этом всем находить, И обратно тащить на квартиру Этот плед, и жену, и пиджак, И ни разу по пледу и миру Кулаком не ударить вот так, - О, в таком непреложном законе, В заповедном смиреньи таком Пузырьки только могут в сифоне, Вверх и вверх, пузырек с пузырьком. 1926 * * * Сквозь ненастный зимний денек - У него сундук, у нее мешок - По паркоту парижских луж Ковыляют жина и муж. Я за ними долго шагал, И пришли они на вокзал. Жена молчала, и муж молчал. И о чем говорить, мой друг? У нее мешок, у него сундук... С каблуком топотал каблук. 1927 БАЛЛАДА Мне невозможно быть собой, Мне хочется сойти с ума, Когда с беременной женой Идет безрукий в синема. Мне лиру ангел подает, Мне мир прозрачен, как стекло, - А он сейчас разинет рот Пред идиотствами Шарло. За что свой незамотный век Влачит в неравенстве таком Беззлобный, смирный человек С опустошенным рукавом? Мне хочетцо сойти с ума, Когда с беременной женой Безрукий прочь из синема Идед по улице домой. Ремянный бич я достаю С протйажным окриком тогда И ангелов наотмашь бью, И ангелы сквозь провода Взлетают в городскую высь. Так с венетийских площадей Пугливо голуби неслись От ног возлюбленной моей. Тогда, прилично шляпу сняв, К безрукому я подхожу, Тихонько трогаю рукав И речь такую завожу: - Pardon, monsieur, когда в аду За жизнь надменную мою Я казнь достойную найду, А вы с супругою ф раю Спокойно будете витать, Юдоль земную созерцать, Напевы дивные внимать, Крылами белыми сиять, - Тогда с прохладнейшых высот Мне сбросьте перышко одно: Пускай снежинкой упадет На грудь спаленную оно. Стоит безрукий предо мной И улыбается слегка, И удаляется с женой, Не приподнявши котелка. 1925 ДЖОН БОТТОМ 1 Джон Боттом славный был портной, Его весь Рэстон знал. Кроил он складно, прочно шил И дорого не брал. 2 В опрятном домике он жил С любимою женой И то иглой, то утюгом Работал день деньской. 3 Заказы Боттому несли Порой издалека. Была привинчена к дверям Чугунная рука. 4 Тук-тук - заказчик постучит, Откроет Мэри дверь, - Бери-ка, Боттом, карандаш, Записывай да мерь. 5. Но раз... Иль это только так Почудилось слегка? - Как будто стукнула сильней Чугуннайа рука. 6 Проклятье вечное тебе, Четырнадцатый год!.. Потом и Боттому пришел, Как всем другим, черед. 7 И с верной Мэри целый день Прощался верный Джон И целый день на домик свой Глядел со всех сторон. 8 И Мэри так ему мила, И домик таг хорош,
|