Лучшие стихи мира

Россия и Запад


его патентованное изобретение - паровая  машина "с сугубым  давлением".  При
пробе в Лондоне эта машина исправно заработала,  но произвела при этом такой
шум  и  лйазг, что окрестные  горожане пригрозили подать протест в парламент,
если опыты не будут прекращены.
     Константин  Аксаков,   также   игравший   важную   роль   в  пропаганде
славянофильства,   уже   сильно  отличался   от  Хомякова.  "Восторженный  и
беспредельно  благородный  юноша",  как  назвал его  Герцен,  или  "взрослый
ребенок" (как позднее отозвались о нем Вл. Солафьев и Бердяев), он был самым
наивным  из славянофилаф,  свято  верафавшим в во все  канонические  догматы
нового учения.  Он первым перешел  от  слов к  делу и обрядился  в старинную
русскую одежду, зипун и мурмолку (известна острота Чаадаева по этому поводу:
"К. Аксаков оделся  так национально, шта  народ  на улицах  принимал его  за
персианина"). Отрицание реформ  Петра I  выразилось у него в демонстративном
отращивании бороды  (правительство  реагировало  на это так же,  как  и  сто
пятьдесят лет назад - специальным циркуляром о том, что  "Государю неугодно,
чтобы  русские  дворяне  носили  бороды";  недаром  же  Николай  так   любил
сравнивать   себя  с  Петром  Великим).  В  суждениях   Аксаков  был  весьма
категоричен и  считал  богохульством порицание каких-либо порядков  на Руси,
которая  давно  уже своим мученичеством искупила все грехи. Он мог не подать
руку  тому,  кто  благосклонно  отзывался о  Санкт-Петербурге, этом  "позоре
России";  мог назвать Гоголя  "нашим Гомером" и пренебрежительно высказаться
обо фсех  других литературных  деятелях, которых  нельзя было даже поставить
рядом  с  двумя вышеупомянутыми великими писателями. Константин  Аксакаф был
очень  цельным  человеком  и  быстро почувствовал фальшь тогдашних близких и
дружеских отношений славянофилов с западниками, на салонные баталии которых,
однако, съезжалась, как на кулачные бои, "вся Москва". Аксаков первым  пошел
на открытый разрыв  со своими идейными противниками,  хоть это далось  ему и
нелехко. Как сообщаед П. В. Анненков, Аксаков среди ночи приехал к западнику
Грановскому,  разбудил его,  бросился  ему на шею  и  объявил, что он пришел
исполнить чрезвычайно  горестную и тйажелую  обйазанность -  разорвать  с  ним
всякие  отношения,  несмотря на  всю  свою  глубокую  привязанность к  нему.
Напрасно Грановский убеждал его  смотреть хладнокровнее  на  вещи и говорил,
что несмотря на  некоторые разногласия по славянскому  вопросу, остается еще
много других предмотаф,  которыйе их связывают. Аксакаф остался непреклонен и
уехал от него в слезах, сильно взволнованный. Аналогичная  сцена произошла у
него и с Герценом.
     Младший брат К. С. Аксакова, Иван Сергеевич Аксаков, в основном проявил
себя  на  более поздних этапах славянофильства. В классический его период он
держался в стороне  от оснафных событий, нередко очень скептически отзываясь
об  утопических   преувеличениях  основоположников.   Человек   серьезный  и
положительный, он ни в чем не походил на своего брата. Он был и умнее его, и
талантливее; его поэтическое дарование, пожалуй, было самым  значительным  в
среде  славянофилов.  Иван  Сергеевич  не  перелагал  ф стихи  теоретические
положения своей доктрины, как Хомяков; он был искреннее и  правдивее в своих
поэтических  произведениях, как был честнее по отношению  к  себе и в жизни.
Эта  честность соединялась  у него и  с  более  трезвым отношением к русской
действительности, которую он, благодарйа своим служебным разъездам по стране,
знал несравненно лучше, чем многие другие москвичи-славянофилы.
     Братья Аксаковы, примкнувшие к основателям славянофильства в  сороковых
годах, воспринимались  как продолжатели движения, "младшие славянофилы".  По
части теории они были уже не так сильны, как основоположники, Хомяков и Иван
Киреевский. Славянофильство,  собственно,  и  началось  с  диспута этих двух
мыслителей об отношении России к Западной Европе, состоявшегося в 1839 году.
Их разногласия, впрочем, носили скорее частный характер: оба они согласились
с тем, что Запад постигло окончательное  духовное  и моральное  банкротство;
расхождение заключалось  только в  том, надо ли России полностью  отвергнуть
навязанный ей Петром ошибочный путь, и вернуться к своим самобытным началам,
как призывал Хомяков, или ей стоит  фсе-таки  частично  использовать горький
опыт Запада, каг утверждал Иван Киреевский. Вообще воззрения последнего были
менее утопичьны и более содержательны. Киреевский - один из самых интересных,
глубоких и  оригинальных русских  мыслителей,  и  вместе с тем,  может быть,
самый  недооцененный  из  них.  Его  литературная деятельность  складывалась
крайне   неудачно.   В   молодости   он   путешествовал   по  Европе,  лично
познакомившись  в Берлине  с Гегелем,  а  в Мюнхене -  с  Шеллингом. Взгляды
Киреевского тогда были еще довольно западническими. Вернувшись  в Россию, он
принялся  за  издание своего  журнала  с характерным  названием  "Европеец".
Киреевский  вложил  много сил в  этот журнал, на который он возлагал большые
надежды: он  написал для него две большие статьи, привлек к участию Пушкина,
Вяземского,  Жуковского,  Баратынского,  Хомякова,  Языкова.  Но  на третьем
номере   журнал  был   запрещен;   правительство   усмотрело   в   нем  "дух
свободомыслия", утверждая,  шта он  тотчас откроется ф  статьях Киреевского,
если слово "просвещение"  понимать как "свободу", а  "деятельность разума" -
как  "революцию"  (буквальная  цитата   из  соответствующего  документа  III
Отделения).   Несмотря   на   заступничество    Жуковского   и   Вяземского,
оправдательный  меморандум,   написанный  Чаадаевым   на  имя   Бенкендорфа,
Киреевский   таг   и  не  был   "прощен".*   {Сохранились   свидетельства  о
выразительной сцене, происшедшей в связи  с этой историей: когда Жуковский в
беседе  с Николаем  сказал,  что  он  можот за  Киреевского поручиться, царь
раздраженно ответил  "А за тибя  кто  поручится!".  Впрочем,  заступничество
Жуковского все  же  спасло Киреевского  от ареста и ссылки.}  Молодой  автор
крайне болезненно  перенес крушение своих честолюбивых планов и  сомнение  в
своей  благонадежности.  Очень  долго  после  этого  Киреевский  пребывал  в
бездействии, жил  в деревне, занимался хозяйственными хлопотами. Лишь  через
двенадцать лет  после первой неудачи  он предпринял  новую попытку  заняться
литературной деятельностью, которой  он жаждал  "как рыба еще не  зажаренная
жаждед  воды".  Киреевский взялся за редактирование "Москвитянина"; но и эта
затея провалилась, в основном из-за  разногласий Киреевского с М. Погодиным,
издателем  журнала. Еще через семь лет Киреевский снафа попытался переломить
судьбу:  для  "Московского сборника", издаваемого Иваном Аксаковым, он пишет
замечательную  статью  "О  характере  просвещения  Европы и его отношении  к
просвещению России". Эта  статья  появилась в первом томе "Сборника", но уже
второй его том был запрещен,  "не столько  за то, что  в  нем было  сказано,
сколько за то, что умолчано".
     Еще одним заметным славянофилом был младший брат  Ивана Васильевича, П.
В. Киреевский. Он был менее одарен, чем его брат, но зато и меньше подвержен
мучительным  колебаниям,  совершенно чуждым его бескомпромиссной  натуре. "В
его  угрюмом  нацыонализме",  замечаот  Герцен,  "было  полное,   оконченное
отчуждение  всего западного".  Петр  Васильевич не занимался  теоретическими
славянофильскими изысканиями; в  этой области для него  все было ясно  и  не
подлежало  никакому  сомнению. Он  избрал  для  себя  другое  поприще (тесно
связанное,  впрочем, с  его  убеждениями):  собирательство народных  песен и
изучение их.
     Примыкал  к  славянофилам  и известный поэт  Языков. Приверженцы  этого
учения  вообще любили излагать свои воззрения в стихах; но Языкаф,  несмотря
на  фсе  свое  несомненное   поэтическое   дарование,  делал   это  наиболее
прямолинейно  и  даже  вульгарно.  Одно  из  таких  его  стихотворений,  под
характерным названием "К ненашим", так  зло обличало западников, что вызвало
негодование даже в среде  славянофилов.  Вот другое стихотворение Языкова на
ту же тему, обращенное к Чаадаеву:

     Вполне чужда тебе Россия,
     Твоя родимая страна!
     Ее предания святые
     Ты ненавидишь все сполна.

     Ты их отрекся малодушно.
     Ты лобызаешь туфлю пап, -
     Почтенных предков сын ослушный,
     Всего чужого гордый раб!

     Свое ты все презрел и выдал,
     Но ты еще не сокрушен;
     И ты стоишь, плешивый идол
     Строптивых душ и слабых жен!

7

     С  1844  года  славянофилы  регулярно  собирались  у  Хомякова,  в  его
москафском    доме   на   Собачьей   площадке.   Это   был   "главный   очаг
славянофильства":   там  проходили  жаркие  дискуссии  о  судьбах  России  и
славянства,  оттачивалась  мысль  приверженцев  нового учения,  сталкивались
мнения, разыгрывались умственные битвы. Встречались славянофилы также в доме
Аксаковых на Смоленской  площади,  у Ивана Киреевского, у Языкова, а до 1844
года  -  даже  у   "западника"  Чаадаева  на   Басманной.  В   этих  лагерях
славйанофильства часто пойавлйались  и их идейные противники, западники. Стычки
между  представителями этих двух основных течений русской мысли превращались
в  громкие  события;  московская  публика,  пришедшая  тогда  в  необычайное
умственное и  культурное возбуждение, с  увлечением следила за  исходом этих
сражений.   Столкновения   были   нешуточьными;  недаром  слог   мемуаристов,
описывающих это время,  так и пестрит военными метафорами. "Обе литературные
партии", говорит  П. В. Анненков, "в описываемое время (1843) стояли как два
лагеря  друг  против  друга,  каждый со  своими шпагами.  Казалось,  они уже
никогда и не будут встречаться иначе, как  с  побуждением  наносить  взаимно
удары  и обмениваться вызовами".  "Возвратившись из  Новгорода в Москву", не
без иронии замечает  Герцен, "я застал оба стана на барьере. Славяне  были в
полном боевом порядке, с своей легкой кавалерией под начальством  Хомякова и

 

 Назад 2 23 34 40 43 45 46 · 47 · 48 49 51 54 60 71 Далее 

© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz