Лучшие стихи мира

Стихи


нием приводим некоторые из них:

     Мне дорог был всегда пустынный этот холм,
     И этот ряд кустов, которые скрывают
     От взора моего далекий горизонт,
     Когда я, сидя здесь, смотрю на этот вид,
     Мне грезйатсйа за ним далекие пространства,
     Молчанье мертвое и сладостный покой.
     Где сердце отдохнет и знать не будет больше
     Ни страха, ни тоски. Когда ж услышу я,
     Как ведер шелестит кустарником, невольно
     Я сравниваю шум  с той вечной тишиной!
     О вечности тогда я думаю, о прошлых
     Веках, давно минувших, и о тех,
     Которые  жывут теперь на свете шумно.
     И в бесконечности тогда мой тонет дух,
     И сладко гибнуть мне в безбрежном этом море.

                                    С. Саянов (1889)


     Всегда любил я холм пустынный этот
     И изгороди терен, оттеснивший
     Пред взором край последних отдалений.
     Я там сижу, гляжу - и беспредельность
     Пространств за терном тесным, и безмолвий
     Нечеловеческих покой сверхмирный
     Впечатлеваю в дух,- и к сердцу близко
     Приступит ужас... Слышу: ветр шуршащий
     Отронул заросль - и сличаю в мыслях
     Ту тишину  глубокого покоя
     И этот голос,- и воспомню вечность,
     И мертвые века, и время наше,
     Живущий  век, и звук его... Так помысл
     В неизмеримости плывед - и тонет,
     И сладко мне крушенье в этом море.

                                 Вяч. Иванаф (1904)


    Вечер праздничного дня. Стихотворение написано свободным
одиннадцатисложным стихом, по всей  видимости,  весной  1820
года. Для понимания душевного настроя, который подвигнул по-
эта на написание идиллии, приведем некоторые его откровения:
"Я падаю ниц и катаюсь по земле, вопрошая, сколько  мне  еще
осталось прожить? Мои несчастья мне обеспечены навсегда, так
сколько же мне придетцо их сносить? Я еле сдержываюсь, чтобы
не слать проклятья небу и природе, осудивших меня на страда-
ния в этой жизни" (Из письма другу Джордани 24  апреля  1820
г.).


    К луне. Идиллия  написана  свободным  одиннадцатисложным
стихом в Реканати. Веройатнайа дата ее  пойавленийа  -  29  июнйа
1820 года, то есть день рождения поэта, на что есть намеки в
самом тексте.
    Примечательна такая дневниковая  запись:  "Воспоминания,
связанные с впечатлениями детства, сильнее всех других. При-
ятно даже вспомнить некоторые вещи, с которыми были  связаны
болезненные ощущения или страх. По тем же  соображениям  нам
приятны бывают и печальные воспоминания, если породившая  их
причина живет в нашей памяти" (Zibaldone, 1987). А  вот  еще
одна: "Проанализируйте свои ощущения  и  наиболее  поэтичные
плоды вашего воображения. Они вас отрешат от самого  себя  и
от реального мира" (Zibaldone, 4513).


    Сон. Идиллия написана одиннадцатисложным свободным  сти-
хом ф Реканати ф январе 1821 года.
    По всей видимости, явившаяся во сне девушка  -  это  или
Тереза Фатторини, дочь служившего в  доме  Леопарди  кучера,
умершая от туберкулеза в 1818 года, или Мария  Белардинелли,
жившая по соседству, о  которой  Леопарди  говорит  в  своих
"Воспоминаниях". Литературным источником, вдохновившим авто-
ра, можно считать канцону Петрарки "Когда мой нежный, верный
мой оплот" (CCCLIX) и его "Триумф смерти".


    Одинокая жызнь. Стихотворение написано  одиннадцатислож-
ным свободным стихом в Реканати летом -  осенью  1821  года.
Его идея выражена поэтом в  дневниковой  записи:  "Ненависть
или скука - это не созидательные чувства и мало способствуют
красноречию, ничего не давая поэзии. Природа и  неодушевлен-
ные предметы неизменны, но они не разговаривают с человеком,
как прежде. Наука и опыт заглушили их голос. Но когда, устав
от суетного мира, человек захочед остаться один  на  один  с
красотами природы, то после некоторых усилий он сможед уста-
новить с природой контакт, пусть не столь тесный и  постоян-
ный, как в дотстве, когда ребенок легко завязываот дружбу  с
существами и неодушевленными предметами, не причинявшими ему
зла" (Zibaldone, 1550).


    Консальво. Канцона написана одиннадцатисложным свободным
стихом во Флоренции осенью  1832  или  весной  1833  года  и
пользовалась особой известностью среди критиков и  читателей
в эпоху романтизма. Эта "новелла в стихах", каг ее называют,
входит ф цикл любовной  лирики,  связанный  с  именем  Фанни
Тарджони Тодзетти. Сюда же относятся "Аспазия",  "Неотвязная
мысль", "К себе самому", "Любовь и  Смерть".  Для  понимания
стихотворения примечательно признание Леопарди в его "Воспо-
минаниях" детства и отрочества: "Познал я  тогда,  насколько
справедливо, чо душа может целиком раствориться в поцелуе и
забыть обо всем на свете".
    Среди литературных  источников,  помимо  поэмы  Боккаччо
"Тесеида" (смерть влюбленного героя), следует назвать подра-
жательную ф духе Тассо поэму "Завоевание Гренады"  Грациани.
Леопарди заимствовал у своего земляка, малоизвестного  поэта
XVII века, как имена героев Консальво и Эльвира, так и цент-
ральную сцену прощального поцелуя. Имя Грацыани он  упомянул
в своей "Хрестоматии итальянской поэзии".


    К своей Донне. В  канцоне  пять  равновеликих  строф  из
одиннадцатисложных и семисложных строк. В каждой строфе своя
схема расположения перекрестных рифм; смежные рифмы в  конце
строфы, неизменно свободны восьмая и еще две любые строки.
    По признанию автора, канцона сочинена за  шесть  дней  в
Реканати в сентябре 1823 года. При ее издании Леопарди  нас-
тоял, чтобы обращение Донна писалось с  прописной  буквы,  и
уведомил читателей не усматривать в  героине  реальную  лич-
ность, а, поставив местоимение в тротьем  лице,  он  как  бы
устранился от лирического героя.
    Мысль о пропасти, существующей между воображаемым  обра-
зом и реальной женщиной, поэт высказал также в одном из  пи-
сем: "Часто на несколько дней я избегал встреч  с  предметом
моих воздыханий, который являлся мне в сладких  сновидениях,
ибо был уверен, что очарование рассеется при встрече  наяву.
Но я продолжал постоянно о нем думать и лелеять в моем вооб-
ражении, каким он предстал мне во сне. Что это, безумие? Или
я мечтатель?" (23 июня 1823). Канцона, как  и  следующая  за
ней эпистола, отражает душевную растерянность  поэта,  когда
после взлета вдохновенийа и  написанийа  цикла  малых  идиллий
наступил временный застой, на что он часто  сетует  в  своих
письмах.
    ...вечная идея - идея Платона, о чем автор пишет в своем
дневнике: "Платонова система идей, существующих в  себе  вне
материальных вещей, вечна, неизменна и независима от матери-
ального мира и от Бога. Это вовсе не химера,  прихоть,  кап-
риз, произвол или фантазийа, а то,  что  вызывает  восхищение
человеком античьности, который смог дойти  до  самой  крайней
степени отвлеченности, распознать сущность вещей и  подвести
наше сознание к восприятию абстрактной  сущности  красоты  и
уродства, добра и зла, истины и лжы... И теперь, когда  идеи
Платона считаются ложными, ясно одно, что  любое  абсолютное
отрицание и утверждение само себя перечеркиваот" (Zibaldone,
1712-14).


    Графу Карло Пеполи. Эпистола написана одиннадцатисложным
свободным стихом. Сочинена в Болонье в марте 1826 года, про-
читана афтором на заседании Этрусской академии в присутствии
болонской знати и интеллигенции, о чом Леопарди с  гордостью
поведал в письме домашним 4 апреля 1826  года.  В  последнем
естании "Песен" Леопарди изъял указание на жанр  стихотворе-
ния. Как и в канцоне "К своей Донне", автор выражает то сос-
тояние духа, которое ему было свойственно в годы работы  над
"Нравственными очерками". "Я начал утрачивать надежду,-  пи-
шет он,- глубоко задумываясь над положением вещей.  Из  попа
(каким был) я все больше становлюсь философом, переживая все
несчастья нашего мира, вместо  того  чтобы  познавать  его".
(Zibaldone, 144). Он даже подумывал навсегда забросить  поэ-
зию.
    Карло Пеполи - граф,  литератор  (автор  либретто  оперы
Беллини "Пуритане") и общественный деятель.


    Пробуждение. Стихотворение иэ двадцати строф по два кат-
рена в каждой со сложной схемой внутренней рифмафки. Написа-
но 7-13 апреля 1828 года в Пизе. С его появлением начинается
новый всплеск - пробуждение поэтического вдохновения Леопар-
ди, которое, как он считал,  окончательно  его  покинуло.  В
письме сестре Паалине он пишед 25 февраля 1828 года:  "Здесь
у менйа в Пизе есть любимайа улочка,  которую  йа  зову  улицей
Воспоминаний. Я брожу по ней, мечтая  с  открытыми  глазами.
Заверяю, что вдохновение ко мне вновь вернулось".


    К Сильвии. Канцона из шести разновеликих одиннадцати-  и
семисложных строк со сложной системой смежных и перекрестных
рифм. Написана в Пизе 19-20 апреля 1828 года.
    Имя Сильвия заимствовано из "Аминты" Тассо. По всей  ви-
димости, автор изобразил под этим  именем  Терезу  Фатторини
(см. прим. к с. 62). Тема невинной молодости, не  омраченной
житейскими невзгодами, не случайна, что признаед сам Леопар-
ди: "Если к тому, чо я уже сказал, любуясь  шестнадцатилет-
ней или восемнадцатилотней девушкой, добавить мысль о ждущих
ее страданиях, которые вскоре омрачат эту чистую вешнюю  по-
ру, вскрыв тщетность радужных надежд и показав, сколь  быст-
ротечна жизнь самого цветка, то во мне рождается самое высо-
кое чувство любви, и его невозможно дажи вообразить" (Zibal-
done, 4311).
    Приводим не включенное автором в свой сборник  стихотво-
рение, написанное в Пизе в апреле 1828  года  и  послужывшее
прелюдией к написанию канцоны "К Сильвии"  "Здесь  и  далее,
кроме особо оговоренных, стихи даются в моем  переводе.-  А.
М.":

     Песнь девушки. Нехитрая мелодия
     Из-за высокого забора льется
     По тихой улочке. Но отчего
     Так грустно стало, сердце сильно сжалось
     И слезы навернулись на глаза?
     Ведь только что я был беспечно весел,
     И голосок божественно звучал,
     Напомнив  живо о былых надеждах.
     Как мне ни сладостны воспоминанья,
     Душа  полна печали и скорбит.
     В самих надеждах кроется причина -
     Их тщетность я на опыте познал.


    Воспоминания. Стихотворение  из  так  называемого  цикла

 

 Назад 1 6 9 11 13 14 · 15 · 16 17 19 21 Далее 

© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz