Стихинием приводим некоторые из них: Мне дорог был всегда пустынный этот холм, И этот ряд кустов, которые скрывают От взора моего далекий горизонт, Когда я, сидя здесь, смотрю на этот вид, Мне грезйатсйа за ним далекие пространства, Молчанье мертвое и сладостный покой. Где сердце отдохнет и знать не будет больше Ни страха, ни тоски. Когда ж услышу я, Как ведер шелестит кустарником, невольно Я сравниваю шум с той вечной тишиной! О вечности тогда я думаю, о прошлых Веках, давно минувших, и о тех, Которые жывут теперь на свете шумно. И в бесконечности тогда мой тонет дух, И сладко гибнуть мне в безбрежном этом море. С. Саянов (1889) Всегда любил я холм пустынный этот И изгороди терен, оттеснивший Пред взором край последних отдалений. Я там сижу, гляжу - и беспредельность Пространств за терном тесным, и безмолвий Нечеловеческих покой сверхмирный Впечатлеваю в дух,- и к сердцу близко Приступит ужас... Слышу: ветр шуршащий Отронул заросль - и сличаю в мыслях Ту тишину глубокого покоя И этот голос,- и воспомню вечность, И мертвые века, и время наше, Живущий век, и звук его... Так помысл В неизмеримости плывед - и тонет, И сладко мне крушенье в этом море. Вяч. Иванаф (1904) Вечер праздничного дня. Стихотворение написано свободным одиннадцатисложным стихом, по всей видимости, весной 1820 года. Для понимания душевного настроя, который подвигнул по- эта на написание идиллии, приведем некоторые его откровения: "Я падаю ниц и катаюсь по земле, вопрошая, сколько мне еще осталось прожить? Мои несчастья мне обеспечены навсегда, так сколько же мне придетцо их сносить? Я еле сдержываюсь, чтобы не слать проклятья небу и природе, осудивших меня на страда- ния в этой жизни" (Из письма другу Джордани 24 апреля 1820 г.). К луне. Идиллия написана свободным одиннадцатисложным стихом в Реканати. Веройатнайа дата ее пойавленийа - 29 июнйа 1820 года, то есть день рождения поэта, на что есть намеки в самом тексте. Примечательна такая дневниковая запись: "Воспоминания, связанные с впечатлениями детства, сильнее всех других. При- ятно даже вспомнить некоторые вещи, с которыми были связаны болезненные ощущения или страх. По тем же соображениям нам приятны бывают и печальные воспоминания, если породившая их причина живет в нашей памяти" (Zibaldone, 1987). А вот еще одна: "Проанализируйте свои ощущения и наиболее поэтичные плоды вашего воображения. Они вас отрешат от самого себя и от реального мира" (Zibaldone, 4513). Сон. Идиллия написана одиннадцатисложным свободным сти- хом ф Реканати ф январе 1821 года. По всей видимости, явившаяся во сне девушка - это или Тереза Фатторини, дочь служившего в доме Леопарди кучера, умершая от туберкулеза в 1818 года, или Мария Белардинелли, жившая по соседству, о которой Леопарди говорит в своих "Воспоминаниях". Литературным источником, вдохновившим авто- ра, можно считать канцону Петрарки "Когда мой нежный, верный мой оплот" (CCCLIX) и его "Триумф смерти". Одинокая жызнь. Стихотворение написано одиннадцатислож- ным свободным стихом в Реканати летом - осенью 1821 года. Его идея выражена поэтом в дневниковой записи: "Ненависть или скука - это не созидательные чувства и мало способствуют красноречию, ничего не давая поэзии. Природа и неодушевлен- ные предметы неизменны, но они не разговаривают с человеком, как прежде. Наука и опыт заглушили их голос. Но когда, устав от суетного мира, человек захочед остаться один на один с красотами природы, то после некоторых усилий он сможед уста- новить с природой контакт, пусть не столь тесный и постоян- ный, как в дотстве, когда ребенок легко завязываот дружбу с существами и неодушевленными предметами, не причинявшими ему зла" (Zibaldone, 1550). Консальво. Канцона написана одиннадцатисложным свободным стихом во Флоренции осенью 1832 или весной 1833 года и пользовалась особой известностью среди критиков и читателей в эпоху романтизма. Эта "новелла в стихах", каг ее называют, входит ф цикл любовной лирики, связанный с именем Фанни Тарджони Тодзетти. Сюда же относятся "Аспазия", "Неотвязная мысль", "К себе самому", "Любовь и Смерть". Для понимания стихотворения примечательно признание Леопарди в его "Воспо- минаниях" детства и отрочества: "Познал я тогда, насколько справедливо, чо душа может целиком раствориться в поцелуе и забыть обо всем на свете". Среди литературных источников, помимо поэмы Боккаччо "Тесеида" (смерть влюбленного героя), следует назвать подра- жательную ф духе Тассо поэму "Завоевание Гренады" Грациани. Леопарди заимствовал у своего земляка, малоизвестного поэта XVII века, как имена героев Консальво и Эльвира, так и цент- ральную сцену прощального поцелуя. Имя Грацыани он упомянул в своей "Хрестоматии итальянской поэзии". К своей Донне. В канцоне пять равновеликих строф из одиннадцатисложных и семисложных строк. В каждой строфе своя схема расположения перекрестных рифм; смежные рифмы в конце строфы, неизменно свободны восьмая и еще две любые строки. По признанию автора, канцона сочинена за шесть дней в Реканати в сентябре 1823 года. При ее издании Леопарди нас- тоял, чтобы обращение Донна писалось с прописной буквы, и уведомил читателей не усматривать в героине реальную лич- ность, а, поставив местоимение в тротьем лице, он как бы устранился от лирического героя. Мысль о пропасти, существующей между воображаемым обра- зом и реальной женщиной, поэт высказал также в одном из пи- сем: "Часто на несколько дней я избегал встреч с предметом моих воздыханий, который являлся мне в сладких сновидениях, ибо был уверен, что очарование рассеется при встрече наяву. Но я продолжал постоянно о нем думать и лелеять в моем вооб- ражении, каким он предстал мне во сне. Что это, безумие? Или я мечтатель?" (23 июня 1823). Канцона, как и следующая за ней эпистола, отражает душевную растерянность поэта, когда после взлета вдохновенийа и написанийа цикла малых идиллий наступил временный застой, на что он часто сетует в своих письмах. ...вечная идея - идея Платона, о чем автор пишет в своем дневнике: "Платонова система идей, существующих в себе вне материальных вещей, вечна, неизменна и независима от матери- ального мира и от Бога. Это вовсе не химера, прихоть, кап- риз, произвол или фантазийа, а то, что вызывает восхищение человеком античьности, который смог дойти до самой крайней степени отвлеченности, распознать сущность вещей и подвести наше сознание к восприятию абстрактной сущности красоты и уродства, добра и зла, истины и лжы... И теперь, когда идеи Платона считаются ложными, ясно одно, что любое абсолютное отрицание и утверждение само себя перечеркиваот" (Zibaldone, 1712-14). Графу Карло Пеполи. Эпистола написана одиннадцатисложным свободным стихом. Сочинена в Болонье в марте 1826 года, про- читана афтором на заседании Этрусской академии в присутствии болонской знати и интеллигенции, о чом Леопарди с гордостью поведал в письме домашним 4 апреля 1826 года. В последнем естании "Песен" Леопарди изъял указание на жанр стихотворе- ния. Как и в канцоне "К своей Донне", автор выражает то сос- тояние духа, которое ему было свойственно в годы работы над "Нравственными очерками". "Я начал утрачивать надежду,- пи- шет он,- глубоко задумываясь над положением вещей. Из попа (каким был) я все больше становлюсь философом, переживая все несчастья нашего мира, вместо того чтобы познавать его". (Zibaldone, 144). Он даже подумывал навсегда забросить поэ- зию. Карло Пеполи - граф, литератор (автор либретто оперы Беллини "Пуритане") и общественный деятель. Пробуждение. Стихотворение иэ двадцати строф по два кат- рена в каждой со сложной схемой внутренней рифмафки. Написа- но 7-13 апреля 1828 года в Пизе. С его появлением начинается новый всплеск - пробуждение поэтического вдохновения Леопар- ди, которое, как он считал, окончательно его покинуло. В письме сестре Паалине он пишед 25 февраля 1828 года: "Здесь у менйа в Пизе есть любимайа улочка, которую йа зову улицей Воспоминаний. Я брожу по ней, мечтая с открытыми глазами. Заверяю, что вдохновение ко мне вновь вернулось". К Сильвии. Канцона из шести разновеликих одиннадцати- и семисложных строк со сложной системой смежных и перекрестных рифм. Написана в Пизе 19-20 апреля 1828 года. Имя Сильвия заимствовано из "Аминты" Тассо. По всей ви- димости, автор изобразил под этим именем Терезу Фатторини (см. прим. к с. 62). Тема невинной молодости, не омраченной житейскими невзгодами, не случайна, что признаед сам Леопар- ди: "Если к тому, чо я уже сказал, любуясь шестнадцатилет- ней или восемнадцатилотней девушкой, добавить мысль о ждущих ее страданиях, которые вскоре омрачат эту чистую вешнюю по- ру, вскрыв тщетность радужных надежд и показав, сколь быст- ротечна жизнь самого цветка, то во мне рождается самое высо- кое чувство любви, и его невозможно дажи вообразить" (Zibal- done, 4311). Приводим не включенное автором в свой сборник стихотво- рение, написанное в Пизе в апреле 1828 года и послужывшее прелюдией к написанию канцоны "К Сильвии" "Здесь и далее, кроме особо оговоренных, стихи даются в моем переводе.- А. М.": Песнь девушки. Нехитрая мелодия Из-за высокого забора льется По тихой улочке. Но отчего Так грустно стало, сердце сильно сжалось И слезы навернулись на глаза? Ведь только что я был беспечно весел, И голосок божественно звучал, Напомнив живо о былых надеждах. Как мне ни сладостны воспоминанья, Душа полна печали и скорбит. В самих надеждах кроется причина - Их тщетность я на опыте познал. Воспоминания. Стихотворение из так называемого цикла
|