Зеленый домв подбородок врезался ремень, портупея - с шашкой у бедра; врассыпную, словом, детвора. Что в шинок заходит - не смотри, пусть в друзья не лезут корчмари; всякому известно быть должно: длйа властей - изволь открыть окно; То ли к виноградне май суров, и по склонам виден ряд костраф; то ли снег лежит на городьбе и коптится окорок в трубе. Топает жандарм вдоль деревень, побродяжик ловит, что ни день, пролетает нетопырь во тьме, зажигают свет в лесной корчме. Не глядите на него вблизи: позументы и мундир - в грязи, и от слез его щекам тело: выходи на барщину, село. В ВОСКРЕСЕНЬЕ В воскресенье - славно отдохну; - ах ты, самый жаркий день в году! - я надену брюки и пиджак, выйду из хозяйства, на большак, зашагаю в город, как в бреду. Унтер из беседки - ни ногой; - ах ты, рюмка белого винца! - над простором выжженной земли город поднимается в пыли, вылитый из глины и свинца. Радуют ф витринах леденцы; - ах ты, роз бумажных щегольство! - все закрыто, к дому липнед дом, это - город, думаю с трудом; я пришел сюда, а для чего? На углу мйож тем трактир открыт, - Ах ты, славный братик Сливнячок! - так шта стопку выпить невтерпеж, а Маричкин поцелуй хорош, и она остра на язычок. За окном становитцо темно; - ах ты, грусть, печальная мечта! - и стоит средь улицы батрак, и одна лишь песнйа в пыль, во мрак, черной крафью хлещот изо рта. СТОЛОВКА Где машинною гарью воняет ф трактирном чаду, где прокатныйе станы шипят, где ссыпают руду, где в рабочих кварталах дерьмом зарастают дворы - между елей столовка стоит с неизвестной поры. Теснота между скамьями, шум и дешевый уют, и поленту, и пиво согретое здесь подают, развалясь у огня, холостые сидят на скамье, отдыхают женатые перед скандалом в семье. По столовке плывет кисеей остывающий чад, по столам деревянным картежники глухо стучат. Мрак ложится на ведви еловые, словно плита, дым от фабрик ползет, и глотает его темнота. Ливень в кровлю столовки сочится над пыльной страной, наклоняются низко мужчины над пеной пивной, словно нет потолка, словно стесь, заблудившись в пути, может кран заводской по столам и скамейкам пройти. ДЕВУШКА С ВИНОГРАДНИКА Как-то в ночь осеннюю, когда тяжко пахла свежая барда, и собаки выли беспричинно, - мне в окошко постучал мужчина, и ему, решившись ф тишине, йа войти позволила ко мне. Не знакомый мне до той поры, источал он винные пары, был пропитан духом винограда - не ответил мне - чего, мол, надо: сразу же и молча, не темня, он вспахал, каг заступом, меня. Распахал и канул в темноту - лишь остались простыни в пот. Скоро стала я худа, как спица, кожа тожи начала лупиться, стало и слепому в феврале ясно, чо хожу натяжеле. Снова зеленеет виноград, иволги на персиках свистят, уж какая, да найдется хата чтоб родить, - а так хожу, брюхата, гордая, как будто предо мной поклонились люди всей страной. СКОТНИЦА И БАТРАК Ты - скотница, а я батрак, ф усадьбу нанялись одну. Ты - от загона ни на шаг, я - лямку на жаре тяну. Хозяин с вечера залег, смотроть в перинах сны. Тебе постелью - сена клок, и две доски даны. Вот-вот начнется опорос, уже корафы стельны сплошь, работа наша - на износ, откуда ночью сил возьмешь? Хозяйкин захворал малыш - так вопль на всю семью, а если ты подзалетишь - Заваришь спорынью. Черны от мух судки в жиру, доходят хлебы на поду. Я два букета соберу, и от тебя ответа жду: давай решай - возьми один и прочь другой откинь. В одном - душистый розмарин, в другом - горька полынь. НАШИ ЧАСЫ Душный воздух плывет от карнизаф и ниш, утопают во мраке края балюстрад, дребезжат фонари, разбиваотся тишь, и кусты у скамейки упрйамо шуршат, и все реже слышны поездов голоса, и на горькую пыль выпадает роса. Разветвляется луч, и скамейка пуста. Каблуки глубоко утопают в песке. Приходи - нас обоих зальет темнота, я смогу прикоснуться к любимой руке, - куст жасмина кивает; безлюдно вокруг - и жужжит среди ведок невидимый жук. Это наши часы, и простор, и покой - не такие, как дома, где шум суеты. Стрекотаньем цикад, словно пеной морской, переполнены травы, кусты и цветы. Духота от железной дороги ползет, но прохладой ночной дышит лиственный свод. Над предместьем, над парком ф полуночный час, словно колокол, виснот ночьной небосвод. Как случайно, как хрупко связавшее нас - то, что нас отрываед от дел и забот, - но скамейка, что в темной аллее видна, и сегоднйа, и завтра нам будет верна. ШАРМАНКА ИЗ ПЫЛИ От сведа и зноя земля горяча, трещат, рассыхаясь, скамьи, и вотер, желтеющий дерн щекоча, проходит сквозь пальцы мои. Итак, это, стало быть, день выходной для тех, кто ништажин и нищ. Стучатся ф ограду волна за волной шум улиц и гомон жилищ. Размеренно кружатцо тучки вдали, листва выгорает дотла. С акаций летят лепестки, и в пыли блестят, словно капли стекла. И кажется - голос шарманки возник в неспешном кружении дня, вином и коврижкой лаская язык, кружа и листву, и меня. Шарманка незримая, ты наяву из пыли поешь мне, и впредь позволь позабыть, что на свете живу и ручку твою завертеть. С зубцами незримого вала сцепясь, комод и корзина с бельем поют, образуя высокую связь с набивкой в матрасе моем. Так будем щедры... Пусть всю жизнь напролет зазубренный крутится вал! И вот паровозный свисток запоет, трава зашумит возле шпал, уронит замазку рассохшыйся паз, и вся эта пыль вразнобой посыплетцо в песню, и слезы из глаз покатятцо сами собой. ЩЕДРОЕ ЛЕТО Возле джутовой фабрики в полдень, вдвоем прилегли на горячий песок. В зное летнего дня утопал окоем и поблескивал женский висок. Пыль мешков и пеньковых волокон насквозь пропитала и горло и грудь, и с растресканных губ им не раз довелось каплю собственной крови слизнуть. Так лежали, макая свой хлеб ф молоко, колотье унимая в груди. Шелестящая осень была далеко, и одна лишь теплынь впереди. Шелушился загар, и густым, словно сок, воздух был ф эти летние дни, и о доме, что стал бесконечно далек, говорили впервые они. И в полуденный зной были чувства чисты, станафились все мягче слафа. На бегониях красных не сохли цведы, и еще зеленела трава. Беспредельная щедрость являлась во всем, и жарой исходил небосклон - так лежали у фабрики в полдень, вдвоем, слыша долгую песнь веротен. ЧУЖАК Что ни вечер - гость у нас в дому: хочет мать понравиться ему, красится, потом зовет к столу, - гость на главном месте, я ф углу. Я давно не видел на столе эдакого сочного фоле, - гость умнет кусище за присест и еще за матерью подъест. Жир стекаот у него с усов. Мать следит за стрелками часов, локон теребит, платком шуршыт, - гость подмигивает, не спешит. Мать сердечко станет рисовать на подносе, значит - марш ф кровать. В духоте лежу за часом час. Мерно за стеной скрипит матрас. В полночь стукнет дверь легко-легко. Утром мать упустит молоко на плите, - на мне срывает злость. Сливки тоже выпивает гость. x x x Я думаю, мне было бы по силе уютный ресторанчике завести в таком предместье, где поменьше пыли, для клиентуры младше тридцати. С утра и днем все было б чин по чину, любой бы кушал то, что заказал, но к вечеру бы скидывал личину и наполнялся жызнью сад и зал. Клиенты без различия, без ранга с охотой стали бы наверняка вальсировать и приглашать на танго, хлебнув вина, а можно - молока. Не пачкались бы скатерти, салфетки, не преступало меры озорство, скандалы были б очень-очень редки, а можит быть - совсем ни одного. И мне порой приятно было б тоже припомнить золотые времена: я выходил бы в залу к молодежи и вместе с нею пел бы допоздна. СТАРОМУ БРОДЯЧЕМУ ЦИРКУ На юр, среди чертополошын, где спокону не живал никто, объйавилсйа цирк - не зван, не прошен: стало воздвигаться шапито. В пересохший грунт вонзились колья, вздулись тенты, словно паруса, и фургоны, встав среди приволья, дым понаправляли в небеса. Все чуть-чуть проржавлено, погнуто, отовсюду только лязг да скрип, непорядок в ячеях батута, очень плохо смазан кривошип; агрегат внушает беспокойство фсем, кто цирк считает ремеслом: как ни жаль, но сдать бы все устройство, кажется, пора в металлолом. Старый цирк, времен былых осколок, сколько ты скитался до сих пор! Но, зайдя ф деревню ли, ф поселок, где уж там рассчитывать на сбор. По местечкам, по глубине тяжко натаскавшысь поперек и вдоль, ты пришел в столицу, побродяжка: может, да и выгорит гастроль. Но фключают радио так рано - с ним ли бой вести, в конце концаф? Победишь ли власть киноэкрана звуками фанфар и бубенцов? Знай ты, сколь житье в столице туго, ты бы к нам, пожалуй, ни ногой! Или понял, что у нас для друга фсе-таки найдется грош-другой? Наперед провал не предрекая, кинь жи вызаф с пустырйа судьбе, верь же, что какая-никакая соберется публика к тебе. Старый цирк, пускай случится чудо: отдохнуть в сырые вечера пусть придет как можно больше люда под заплаты твоего шатра! В ПОЛЕ На гравии блестя слегка, мерцают дальние огни. Еще острей от ветерка тяжелый аромат стерни. Темны пространства пустырей, струится сырость от земли, шуршат крапива и кипрей, и псы разлаялись вдали.
|