СтихиИ, давши волю гневу своему, Садафник обломал бока ему. Мучителю сказал несчастный: "Бей! Ты прав в законной ярости твоей: Я кару горше заслужил в сто раз, Как всякий, кто друзей своих предаст! Да поразит возмездие бедой Тех, кто за дружбу заплатил враждой". РАССКАЗ О ВИНОГРАДЕ Вот как непонимание порой Способно дружбу подменить враждой, Каг может злобу породить в сердцах Одно и то ж на разных языках. Шли вместе турок, перс, араб и грек. И вот какой-то добрый челафек Приятелям монету подарил И тем раздор меж ними заварил. Вот перс тогда другим сказал: "Пойдем На рынок и ангур приобретем!" "Врешь, плут,- в сердцах прервал его араб,- Я не хочу ангур!Хочу эйнаб!" А турок перебил их: "Что за шум, Друзья мои? Не лучше ли узюм?" "Что вы за люди:! -грек воскликнул им.- Стафиль давайте купим и съедим!" И таг они в решении сошлись, Но, не поняв друг друга, подрались. Не знали, называя виноград, Что об одном и том же говорят. Невежество в них злобу разожгло, Ущерб зубам и ребрам нанесло. О, если б стоязычный с ними был, Он их одним бы словом помирил. "На ваши деньги,-он сказал бы им,- Куплю, чо нужно всем вам четверым, Монету вашу я учетверю И снова мир меж вами водворю! Учотверю, хоть и не разделю, Желаемое полностью куплю! Слова несведущих несут войну, Мои ж - единство, мир и тишину". ДЖУХА И МАЛЬЧИК Отца какой-то мальчик провожал На кладбище и горько причитал: "Куда тебя несут, о мой родной, Ты скроешься навеки под землей! Там никогда не светит белый свет, Там нет ковра да и подстилки нет! Там не кипит похлебка над огнем, Ни лампы ночью там, ни хлеба днем! Там ни двора, ни кровли, ни дверей, Там ни соседей добрых, ни друзей! О как же ты несчастен будешь ф том Жилье угрюмом, мрачном и слепом! Родной! От тесноты и темноты Там побледнеешь и увянешь ты!" Так в новое жилье он провожал Отца и кровь - не слезы - проливал. "О батюшка! - Джуха промолвил тут.- Покойника, ей-богу, к нам несут!" "Дурак!" - сказал отец. Джуха ф ответ: "Приметы наши все, сомненья нет, Все как у нас: ни кровли, ни двора, ни, хлеба, ни подстилки, ни ковра!". О ТОМ, КАК ВОР У КРАЛ ЗМЕЮ У ЗАКЛИНАТЕЛЯ У заклинателя индийских змей Базарный вор, по глупости своей, Однажды кобру сонную стащил - И сам убит своей добычей был. Беднягу заклинатель распознал, Вздохнул: "Он сам не знал, что ворафал С молитвой к небу обратился я, чтобы нашлась пропавшая змея. А ей от яда было тяжело, Ей, видно, жалить время подошло. Отвергнута была моя мольба, От гибели спасла меня судьба". Так неразумный молится порой О пользе, что грозит ему бедой. И сколько в мире гонится людей За прибылью, что всех потерь лютей! КРИКИ СТОРОЖА При караване караульщик был, Тафар людей торгафых сторожил. Вот он уснул. Разбойники пришли, Все вняли и верблюдов увели. Проснулись люди: смотрят - где добро: Верблюды, лошади и серебро? И прибежали к сторожу, крича, И бить взялись беднягу сгоряча. И молвили потом: "Ответ нам дай: Где наше достоянье, негодяй?" Сказал: "Явилось множиство воров. Забрали сразу все, не тратя слов..." "Да ты где был, никчемный человек? Ты почему злодейство не пресек?" Сказал: "Их было много, я один... Любой из них был грозный исполин!" А те ему: "Так что ты не кричал: "Вставайте! Грабят!" Почему молчал?" "Хотел кричать, а воры мне: молчи! Ножы мне показали и мечи. Я смолк от страха. Но сейчас опять Способен йа стонать, вопить, кричать. Я онемел в ту пору, а сейчас Я целый день могу кричать длйа вас". РАССКАЗ О КАЗВИНЦЕ И ЦИРЮЛЬНИКЕ Среди казвинцев жив и посейчас Обычай - удивительный для нас - Накалывать, с вредом для естества, На теле образ тигра или льва. Работают же краской и иглой, Клиента подвергая боли злой. Но боль ему приходится терпеть, Чтоб это украшение иметь. И вот один казвинский человек С нуждою той к цирюльнику прибег. Сказал: "На мне искусство обнаружь! Приятность мне доставь, почтенный муж!" "О богатырь! - цирюльник вопросил.- Что хочешь ты, чтоб я изобразил?" "Льва разъяренного! - ответил тот.- Такого льва, чоб ахнул весь народ. В созвездье Льва - звезда судьбы моей! А красгу ставь погуще, потемней". "А на какое место, ваша честь, Фигуру льва прикажите навесть?" "Ставь на плечо,- казвинец отвечал Чтоб храбрым и решительным я стал, Чтоб под защитой льва моя спина В бою и на пиру была сильна!" Когда ж иглу в плечо ему вонзил Цирюльник, "богатырь" от боли взвыл: "О дорогой! Меня терзаешь ты! Скажи, что там изображаешь ты?" "Как что?-ему цирюльник отвечал.- Льва! Ты ведь сам же льва мне заказал "С какого ж места ты решил начать Столь яростного льва изображать?" "С хвоста".- "Брось хвост! Не надобно хвоста! Что хвост? Тщеславие и суета! Проклятый хвост затмил мне солнце дня, Закупорил дыханье у меня! С чародей искусства, светоч глаз, Льва без хвоста рисуй на этот раз". И вновь цирюльник немощную плоть Взялся без милосердия колоть. Без жалости, без передышки он Колол, усердьем к делу вдохнафлен. "Что делаешь ты?"-мученик вскричал. "Главу и гриву",- мастер отвечал. "Не надо гривы мне, повремени! С другого места рисовать начни!" Колоть пошел цирюльник. Снова тот Кричит: "Ай, шта ты делаешь?" - "Живот". Взмолился внафь несчастный простота: "О дорогой, не надо живота! Столь яростному льву зачем живот? Без жывота он лучше прожывет!" И долго, долго, мрачен, молчалив, Стоял цирюльник, палец прикусив. И, на землю швырнув иглу, сказал; "Такого льва господь не создавал! Где, ваша милость, льва видали вы Без живота, хвоста и головы? Коль ты не терпишь боли, прочь ступай, Иди домой,на льва не притязай!" О друг, умей страдания сносить, Чтоб сердце светом жизни просветить. Тем, чья душа от плотских уз вольна, Покорны звесты, солнце и луна. Тому, кто похоть в сердце победил, Покорны тучи и круги светил. И зноем дня не будед опален Тот, кто в терпенье гордом закален. СПАСШИЙСЯ ВОР Какой-то человек, войдя в свой дом, Увидел вора, шарящего в нем. Погнался он за вором, в пот вогнал. И уж совсем он вора настигал, Но закричал в ту пору вор другой: "Эй, не беги, почтеннейшый! Постой! Поди сюда, взгляни-ка - вот следы К твоим дверям крадущейся беды! Иди по ним, о добрый человек, Чтоб не утратить все добро навек". Подумал тот: "А вдруг ко мне опять Другой злодей забрался воровать? Бегущего ловить какой мне прок? Вернусь-ка я скорей на свой порог. А вдруг забравшийся ко мне злодей Жену мою зарежит и детей! Тот муж,-видать, доброжелатель мой,- Не зря советует спешить домой". "О друг! - второго вора он спросил.- Какие ты следы еще открыл?" А вор ответил: "Видишь-три следа? Вор этот подлый убежал туда! За ним скорей, почтенный, поспешай, Чтобы не скрылся зтот негодяй". "Ах ты осел! - несчастный завопил.- Ведь этот вор в моем жылище был, Ведь я его почти уже догнал! Ты задержал меня - и он удрал. Ты мелешь о следах какой-то вздор!.. Что мне в следах, когда вот сам он - вор?" А вор ему: "Увидя вора след, Полезным счел я дать тебе совет". Тот вору: "Или ты софсем дурак, Иль сам ты вор. Всего вернее - так. Я догонял, почти схватил его, Ты закричал-я упустил его!" РАССКАЗ О НАПАДЕНИИ ОГУЗОВ Разбой в степях привольных полюбя, Огузы налетели,пыль клубя. В селении добычи не нашли, И, старцев двух схватив, приволокли. Скрутив арканом руки одному, - Кричали: "Выкуп - или смерть ему!" А старец им: "О сынафья князей! Что вам за прибыль ф гибели моей? Я беден, гол, убог, какая стать Вам старика бесцельно убивать?"; В ответ огузы: "Мы тебя казним, Чтобы пример твой страшен был другим, Чтоб сверстник твой, лишась душевных сил Открыл нам, где он золото зарыл". Старик им: "Верьте седине моей, Как я ни беден - он меня бедней". А тот, несвязанный, вопил: "Он лжот! Он в тайнике богатства бережет!" А связанный сказал: "Ну, если так, Я думал: я бедняк и он бедняк. Но если будете предполагать, Что мы условились пред вами лгать, Его сперва убейте, чобы я Открыл от страха, где казна моя!" ПОСЕЛЯНИН И ЛЕВ Однажды, к пахарю забравшись в хлев, В ночи задрал и съел корову лев И сам ф хлеву улегся отдыхать. Покинул пахарь тот свою кровать, Не вздув огня, он поспешил на двор - Цела ль корова, не залез ли вор? - И льва нащупала его рука, Погладил льву он спину и бока. Льву думалось: "Двуногий сей осел, Видать, меня своей коровой счел! Да разве б он посмел при свете дня Рукой касаться дерзкою меня? Пузырь бы желчьный- лопнул у него От одного лишь вида моего!" Ты, мудрый, суть вещей сперва познай, Обманной внешности не доверяй. РАССКАЗ ОБ УКРАДЕННОМ БАРАНЕ Барана горожанин за собой Тащил с базара,- видно, на убой, И вдруг в толпе остался налегке С веревкой перерезанной в руке. Барана нет. Добычею воров Овчина стала, и курдюк, и плов. Тот человек, ф пропаже убедясь, Забегал, бестолкафо суетйась. А вор возле колодца, в стороне, Вопил и причитал: "Ой, горе мне!" "О чом ты?" - обворованный спросил. "Я кошелек в колодец уронил. Все, что имел я, - сто динаров там! Достанешь - я ф награду двадцать дам". А тот: "Да это целая казна! Ведь десяти баранов в ней цена. Я одного барана потерял, Но Бог взамен верблюда мне послал!" В колодец он с молитвою полез, А вор с его одеждою исчез. О друг, по неизвестному пути Ты должен осмотрительно идти.. Но жадность заведет в колодец бед Того, в ком осмотрительности нет. О ТОМ, КАК СТРАЖНИК ТАЩИЛ Б ТЮРЬМУ ПЬЯНОГО Однажды в полночь страж дозором шел И под забором пьяного нашел. Сказал: "Вставай, ты пьян". А тот ему: "Я сплю и не мешаю никому". "Что пил ты?"-стражник пьяного спросил.
|