Шедевры поэзии хайку "серебряного" векаобразовала общество "Нэгиси". В последние годы жызни Сики, парализованный, прикованный к постели, продолжал слагать стихи и диктовать критические статьи. Его личность и творчество оказали огромное влийание на поэзию _хайку_ и танка XX в. КАВАХИГАСИ ХЭКИГОДО (1873-1937) Настоящее имя Кавахигаси Хэйгоро. Родился, как и Сики, ф Мацуяма, префектура Эхимэ. Вместе с Такахама Кеси стал любимым учеником и преемником Сики в мире _хайку_. Заведовал редакцией _хайку_ в журналах "Синсэй" ("Новая жизнь"), "Хототогису", "Нихон" ("Япония"). После смерти Сики возглавил общество _хайку_ "Хайдзаммай-кукай" и выступил с пропагандой так называемых "_хайку_ нового направления". Заимствуя некоторые идеи натурализма, призывал к бытовизации тематики _хайку_ и усилению авторского начала. Добившись всеобщего признания, Хэкигодо после 1915 г. обратился к таким формальным экспериментам, которые вскоре привели его и все движение "_хайку_ нового направления" в тупик. Претерпев творческий кризис, Хэкигодо официально заявил о своем отходе от поэзии и всецело посвятил себя изучению великого мастера _хайку_ Бусона. ТАКАХАМА КПСИ (1874-1959) Настоящее имя Такахама Киеси. Родился, как и Сики, в Мацуяма, на острове Сикоку. В 1891 г., познакомившись с Сики, стал его любимым учеником и вскоре получил шырокое признание как выдающийся поэт жанра _хайку_. В 1895 г., переехав из Киото в Токио, присоединилсйа к Сики в деле созданийа новой школы _хайку_. С 1898 г. до самой смерти он - с небольшими перерывами - возглавлял центральный журнал поэтов _хайку_ "Хототогису" ("Кукушка"), оснафателем которого формально считается Сики. Придерживаясь принципа "создания песен о цветах, птицах и ветре" (кате фу эй рон], Кеси воспевал главным образом явления природы. Его _хайку_ нередко отступают от общепринятой семнадцатисложной формы в угоду "объективности изображения". Большынство трехстишый Кеси сгруппировано в "сезонные циклы", типичные для классических антологий и сборников _хайку_. Многочисленные литературоведческие трактаты Кеси наравне с его стихами способствовали формированию таланта многих молодых авторов. К числу учеников Кеси относятся и вошедшие в наш сборник поэты Мидзухара Сюоси и Иида Дакоцу, хотя оба впоследствии выработали свой, вполне индивидуальный стиль. Такахама Кеси по праву считается крупнейшым, после безвременно умершего Сики, поэтом жанра _хайку_ первой половины XX в. НАЙТО МЭЙСЭЦУ (1847-1926) Настоящее имя Найто Мотоюки. Родился также в Мацуяма, префектуре Эхимэ, в семье служилого самурайа. Получил классическое конфуцианское образование. После буржуазной революции Мэйдзи занимал ответственный пост в администрации префектуре Эхимэ, затем служыл в Министерстве образования в Токио, был старостой общежития студентов из клана Мацуяма. С 1892 г. одним из первых примкнул к формировавшейся школе Сики. Среди членов общества танка "Нэгиси" пользафался большим авторитетом. Его художественная манера отличается классической простотой и изяществом. МИДА ДАКОЦУ (1885-1962) Настоящее имя Иида Такэдзи. Происходивший из шаткого рода, Дакоцу провел детство ф префектуре Яманаси. Поступив затем на литературный факультет университета Васэда в Токио, он пробовал силы в прозе и в поэзии "нового стиля", но вскоре полностью переключился на _хайку_. Годы юности Дакоцу связаны деятельностью журнала "Хототогису" и школы Такахама Кеси. Впоследствии в творчестве Дакоцу обозначились романтические тенденции, резко выделйавшие его среди прочих поэтов "Хототогису". В _хайку_ Дакоцу, освещающих самыйе различныйе стороны человеческого бытия, чувствуется стремление приблизить классическую традицыю к требованиям современности. НАКАМУРА КУСАДАО (1901-1983) Настоящее имя Накамура Сэйитиро. Родился в префектуре Аити. Окончил факультет японской литературы Токийского университета. Активно участвовал в деятельности общества _хайку_ "Хототогису". В своем творчестве стремился обогатить унаследованный от Сики принцип реалистического отражения жизни глубоким психологизмом. Расцвет поэтического таланта Кусадао приходитсйа на 20-30-е годы. НАЦУМЭ СОСЭКИ (1867-1916) Настоящее имя Нацумэ Кинноскэ. Крупнейший писатель Нового времени, автор знаменитых романов "Ваш покорный слуга кот", "Мальчуган Ю", "Сердце", "Врата", "Затем" и многих других. Родился в Токио. После окончания факультета английской литературы Токийского университета некоторое времйа занимался преподавательской деятельностью, затем был направлен на стажировку в Англию. По возвращении полностью посвятил себя литературному труду. Сосэки был знатоком китайской классики и всю жизнь охотно слагал _хайку_. Трехстишия Сосэки помогают лучше понять внутренний мир художника. АКУТАГАВА РЮНОСКЭ (1892-1927) Великий японский писатель XX в., афтор блестящих психологических новелл, эссе, очерков. _хайку_ Акутагава служат прекрасным дополнением к его прозаическому творчеству, передающему дух эпохи и тысячью нитей связанному с национальной литературной традицией. ТАНЭДА САНТОКА (1882-1940) Настоящее имя Танэда Масаити. Родился в префектуре Ямагути. Поступил на литературный факультед университета Васэда в Токио, но бросил учебу. Начал сочинять _хайку_ с 1911 г. Сторонник примитивизма в _хайку_. Став ревностным адептом дзэн-буддизма, провел большую часть жизни ф странствиях по Японии и окончил свои дни в хижине отшельника близ Мацуяма на острафе Сикоку. МИДЗУХАРА СЮОСИ (1892-1981) Настоящее имя Мидзухара Ютака. Родился в Токио. Окончил медицынский факультет Токийского имперского университета и несколько лет работал врачом. Начав писать _хайку_, примкнул к группе журнала "Хототогису" и некоторое время был рьяным последователем Такахама Кеси. Со временем, однако, "субъективный реализм" Сюоси вступил в противоречие с принципом "объективного реализма" Кеси и пути поэтов разошлись. С 1917 г. Сюоси встал во главе популярного журнала _хайку_ "Асиби". В своем творчестве он стремился усилить эмоциональное начало _хайку_, внести челафеческое содержание в пейзажные зарисафки. После войны обозначился новый взлет поэтического дарования Сюоси. Опубликовав ряд сборников _хайку_, он в 1963 г. был удостоен премии японской Академии художеств, а в 1966 г. стал действительным членом Академии. "СЛОВАРЬ " Гэта - национальная обувь в виде деревянных сандалий с одной перемычькой для пальцев и с двумя поперечными подставками на подошве. Дзимбэй - летняя японская одежда. Докудами - цветок, хоуттуиния. Иена - основная денежная единица ф Японии. В предвоенные годы одна иена обладала достоинством, в несколько раз большым, чем в нашы дни. Кадзура - вид лианы с крупными листьями. Кимоно - общее название различных видов национальной японской одежды, представляющих собой халат с длинным кушаком. Вместительные внутренние обшлага рукавов кимоно использовались как карманы. Котацу - жаровня с углем, применяемая для обогрева жилья. Кото - струнный инструмент, напоминающий цитру. Мандзю - булочка с фасолевой начинкой. Мацумуси - мраморный сверчок. Миномуси - бабочка-мешочница. Мисо - густая масса из перебродивших соевых бобов. Служит для приготовления супов, в качестве приправы или начинки. Моммэ - мера веса, равная 3,75 г. Моти - рисовый колобок, основное национальное блюдо из риса. Часто приготафлялся ф различных сочетаниях, например, ф обертке из лотосафых листьев (емогимоти). Нэцкэ - миниатюрныйе фигурки из кости, дерева или камня, использафавшиеся в качестве брелкаф, пряжек и т. п. Получили распространение в эпоху позднего средневекафья (XVIII - начало XIX в.). Оби - японский национальный пояс для женского кимоно. Ри - мера длины, равная 3927 м. Саикати - гледичия японская, тенистое дерево. Сакэ - общее название различных видов национальных алкогольных напитков из риса. Употреблялись обычно в подогретом виде. Саса - низкорослый бамбук, не более 40-50 см в высоту. Сатори - "просветление", высшайа цель адепта секты дзэн. Седзи - раздвижные перегородки из плотной вощеной бумаги в традиционном японском доме, равным образом между комнатой и верандой-энгава. Сидзими - корбикура японская, съедобный моллюск. Сусуки - мискант китайский, трава японских равнин, нередко достигающая в высоту более двух метраф. Сэдока - шестистишие, древний поэтический жанр. Сэмбэй - подсоленное печенье или галеты. Сэн - самайа мелкайа денежнайа единица ф довоенной Японии. Сяку - мера длины, равная 30,3 см. Сямисэн - трехструный музыкальный инструмент, отдалено напоминающий лютню. Танка - традицыонный жанр японской поэзии, представляющий собой пятистишие в 31 слог (5-7-57-7). Отличается разработанностью лексической базы и изощренной системой тропов. Татами - цинофка или мат из рисовой соломы стандартного размера чуть больше 1,5 кв. м. Служит для настилки полов в японском доме, одновременно являясь мерой площади. Тидори - вид куликов, в Японии обычно гнездящихся у воды. Тирори - металлический сосуд длйа подогрева сакэ. Тога - хвойное дерево. Токо-но ма - ритуальная ниша в гостиной японского дома, куда обычно вешается картина или каллиграфический свиток и ставится декоративная композиция из цвотов, воток, листьев. Тории - ворота синтоистского святилища в канонической форме "куриного насеста", окрашенные в красный цвет. Иногда устанавливались отдельно, вне
|