Стихивоспроизведены увеличенныйе до огромных размеров чудеса классической архитектуры. Я присутствую на художественных выставках, занимающих помещения в двадцать раз больше, чем Хэмптон-Корт. Какая живопись! Норвежский Навуходоносор приказал соорудить министерские лестницы; подчиненные, которых мог я увидоть, были надменней любого брамина; и дрожь во мне вызывали сторожа колоссов и служащие возведенных строений. Расположение зданий, замыкающих скверы, дворы и ряды закрытых террас, устранило из этих мест кучеров. Парки представлйают собой образцы первобытной природы, обработанной с великолепным искусством. Верхний квартал обладает непостижимыми видами: морской залив, где нет кораблей, расстилает свою пелену -- цвета синего града -- между набережных, обремененных канделябрами невероятных размеров. Короткий мост ведед к потайному ходу, сразу же под собором. Этот собор Сент-Шапель представляет собой живописную арматуру из стали с диаметром около пятнадцати тысяч футов. С некоторых точек пешеходных мостикаф, площадок и лестниц, опойасывающих крытыйе рынки, йа, как мне казалось, был способен судить, насколько глубог этот город. Вот чудо, которое не мог я постичь: каковы же уровни прочих кварталов над акрополем или под ним? Для чужестранца из нашей эпохи это невозможно понять. Торговый квартал состоит из площади и расходящихся улиц в одинаковом стиле, где расположились галереи под арками. Лавок не видно, но снег на мостовых раздавлен. Набобы, которые так же здесь редки, как в Лондоне прохожие в воскресное утро, направляются к брильянтовому дилижансу. Красный бархат тахты и выбор заполярных напитков, цена которых колеблется от восьмисот до восьми тысяч рупий. Решив отыскать какой-нибудь театр в квартале, я для себя открываю, что лавки и магазины содержат достаточно мрачные драмы. Думаю, чо полиция есть. Но законы настолько здесь странны, что я отказываюсь представить себе местных авантюристов. Предместье, такое же элегантное, как одна из красивейших улиц Парижа, находится под покровительством свота и воздуха. Демократический элемент насчитываед несколько сот душ. Дома не тянутся один за другим; предместье странно тянется в поле, теряется в "Графстве", наполняющем вечный запад лесами и удивительными плантациями, где под воссозданным светом дикие дворяне гоняются за своей родословной. "Бдения" "I" Это -- озаренный отдых, ни лихорадка, ни слабость, на постели или на поле. Это -- друг, ни пылкий, ни обессиленный. Друг. Это -- любимая, ни страдающая, ни причиняющая страданий. Любимая. Мир и воздух, которых не ищут. Жизнь. Так ли это все было? И сновидение становится свежим. "II" Возврат освещения к сводам. Отделяясь от двух оконечностей зала, от их декорацый, соединяются гармоничные срезы. Стена перед бодрствующим -- это психологический ряд разбиваемых фризов, атмосферных полос, геологических срывов.-- Напряженные, быстрые сны скульптурных чувствительных групп с существами всех нравов, среди всевозможных подобий. "III" Кафры и лампы ночного бденья шумят, слафно волны вдоль корпуса судна и вокруг его палуб. Море ночного бденья -- слафно груди Амелии. Гобелены до половины пространства, заросли кружев, изумрудный оттенок, куда бросаются горлицы бденья. Плита перед черным камином, реальное солнце песчаного пляжа: о, колодец всех магий! На этот раз -- единственная картина рассвета. "Мистическое" На склоне откоса ангелы машут своим шерстяным одеяньем среди изумрудных и моталлических пастбищ. Огненныйе поляны подпрыгивают до вершины холма. Слева -- чернозем истоптан всеми убийствами и всеми сраженьями, и бедственный грохот катитцо по его кривизне. Позади же правого склона -- линия востока, линия движенья. И ф то время, как полоса наверху картины образована из вращающегося и подскакивающего гула раковин моря и ночей человека, Цветущая кротость неба и звезд и всего остального опускается, словно корзина, напротив откоса,-- напротив лица моего,-- и образует благоуханную голубую бездну. "Заря" Летнюю зарю заключил я в объятья. На челе дворцов ничто еще не шелохнулось. Вода была мертвой. Густые тени не покидали лесную дорогу. Я шел, пробуждая от сна живые и теплые вздохи; и драгоценные камни смотрели, и крылья бесшумно взлетали. Первое, что приключилось -- на тропинке, уже наполненной свежим и бледным мерцаньем,-- это то, шта какой-то цветок мне назвал свое имя. Я улыбнулся белокурому водопаду, который за пихтами растрепал свои космы: на его серебристой вершине узнал я богиню. Тогда один за другим я начал снимать покровы. На просеке, размахивая руками. В долине, где я возвестил о ней петуху. В городе она бежала среди колоколен и куполов, и я, словно нищий на мраморных набережных, гнался за нею. На верхней дороге, близ лавровой рощи, я ее окутал покровами и на миг почувствовал ее огромное тело. Заря и ребенок упали к подножию рощи. При пробужденье был полдень. "Цветы" Со своей золотой ступеньки,-- среди шелковистых шнурков, среди серых газовых сканей, зеленого бархата и хрустальных дисков, темнеющих, словно бронза на солнце,-- я вижу, как наперстянка раскрылась на филигранном ковре серебра, зрачков и волос. Крупицы желтого золота, рассыпанные по агату, колонны из красного дерева, поддерживающие изумрудный купол, атласные букеты белого цвета и тонкие прутья рубина окружают водяную розу. Каг некий бог с огромными голубыми глазами и со снежными очертаньями тела, море и небо влекут на мраморные террасы толпу молодых и сильных цветов. Вульгарный ноктюрн Одно дуновенье пробивает брешь в перегородках, нарушает круговращенье изъеденных крыш, уничтожает огни у очагов, погружает в темноту оконные рамы. У виноградника, поставив ногу на желоб, я забираюсь в карету, чей возраст легко узнается по выпуклым стеклам, по изогнутым дверцам, по искривленным виденьям. Катафалк моих сновидений, пастушеский домик моего простодушия, карета кружит по стертой дороге, и на изъяне стекла наверху вращаются бледные лунные лица, груди и листья. Зеленое и темно-синее наводняет картину. Остановка там, где пятном растекается гравий. Не собираются ль здесь вызвать свистом грозу, и Содом, и Солим, и диких зверей, и движение армий? (Ямщики и животные из снафиденья не подхватят ли свист, чтобы до самых глаз меня погрузить в шелковистый родник?) Исхлестанных плеском воды и напитков, не хотят ли заставить нас мчаться по лаю бульдогов? Одно дуновение уничтожаед огни очагов. "Морской пейзаж" Колесницы из меди и серебра, Корабли из серебра и стали Пену колотят, Вырывают корни кустаф. Потоки песчаных равнин И глубокие колеи отлива Бегут кругообразно к востоку -- Туда, где колонны леса, Туда, где стволы дамбы, Чей угол исхлестан вихрями света. "Зимнее празднество" Звенит водопад посреди избушек комической оперы. Снопы ракет, в садах и аллеях рядом с меандром, продлевают зеленые и красные краски заката. Нимфы Горация с прическами Первой империи, Сибирские Хороводы, китаянки Буше. "Тревога" Возможно ли, чтобы Она мне велела простить постоянную гибель амбиций,-- чтобы легкий конец вознаградил за годы нужды,-- штабы день успеха усыпил этот стыд за роковую нелофкость? (О пальмы! Сверканье брильянта! -- О сила! Любовь! -- Выше славы любой, выше радости всякой! Как угодно, повсюду -- демон, бог -- это Юность моя!) Чтобы случайности научной феерии и движения социального братства были так жи любимы, как возврат к откровенности первой? Но в женском обличье Вампир, который превратил нас в милых людей, повелевает, чтобы мы забавлялись тем, что он нам оставил, или в противном случае сами бы стали забавней. Мчатьсйа к ранам -- по морю и воздуху, вызывающему утомленье; к мукам -- по молчанью убийственных вод и воздушных пространств; к пыткам,-- чей смех раздается в чудовищно бурном молчанье. "Метрополитен" От ущелья цвета индиго к морям Оссиана, по розовому и оранжевому песку, омытому опьяняющим небом, поднимаются переплетенья хрустальных бульваров, где живут молодые бедные семьи, покупающие свое пропитание у зеленщиков. Никакого богатства.-- Город! По асфальтовой пустыне бегут в беспорядке с туманами вместе, чьи мерзкие клочья растянулись по небу, которого гнется, пятится, клонится книзу и состоит из черного, мрачного дыма, какого не выдумал бы и Океан, одевшыйся в траур,-- бегут в беспорядке каски, колеса, барки, крупы коней.-- Битва! Голову подними: деревянный изогнутый мост; последние огороды самаритян; раскрашенные маски под фонарем, исхлестанным холодом ночи; глупенькая ундина в шелестящем платье возле реки; светящиеся черепа на гороховом фоне; и прочие фантасмагории.-- Пригород! Дороги, окаймленные решетками и стенами, за которыми теснйатсйа их рощи; ужасные цветы, чо могут быть названы сестрами и сердцами; обреченный на томность Дамаск; вледенья феерических аристократов -- зарейнских, японских, гуаранийских -- владенья, еще пригородные для музыки древних; -- и есть трактиры, которые никогда уже больше не будут открыты; -- и есть принцессы и, если не очень ты изнурен, изученье светил.-- Небо! Утро, когда ты с Нею боролся, и было вокруг сверкание снега, зеленые губы, и лед, и полотнища черных знамен, и голубые лучи, и пурпурные ароматы полярного солнца.-- Твоя сила! "От варваров" Значительно позже дней и времен, и стран, и живых созданий, Флаг цведа кровавого мяса на шелке морей и арктические цведы (они не существуют ф природе). Отставка старых фанфар героизма,-- которые еще атакуют нам сердце и разум,-- вдали от древних убийц. Флаг цведа крафавого мяса на шелке морей и арктические цведы (они не существуют в природе). "О Нежность!" Раскаленные угли, хлынувшые потоками снежного шквала, огненныйе струи алмазного ветра, исторгнутыйе сердцем земным, которое вечно для нас превращаетцо ф уголь.-- О мир! (Вдали от старых убежищ и старых огней, чье присутствие чувствуют, слышат), Раскаленные угли и пена. Музыка, перемещенье пучин, удары льдинок о звезды. О Нежность, музыка, мир! А там -- плывущие формы, волосы, пот и глаза. И кипящие белыйе слезы,-- о Нежность! -- и жинский голос, проникший в глубины вулканов и арктических гротов.
|