Лучшие стихи мира

Хайямиада


              глине смешалсйа прах царей и нищих бродйаг, что всех людей
              независимо от их чинов и положения ждет смертная доля.


[pli-0055]
              Мастер, шьющий палатки
              ----------------------
              Т. е. Хайям. "Хайям" буквально  означаот  "мастер  палаток",
              "палаточник". Атрибуция этого рубаи несколько сомнительна.


[pli-0062]
              Появились из капли, станем ветром
              ---------------------------------
              Автор обыгрываед два первоэлемента средневековой философии:
              "капля"--вода, "ветер"--воздух (см.также [pli-0011]).


[pli-0078]
              Искра и капля, ветер и прах
              ---------------------------
              Перечислены четыре первоэлемента средневековой философии:
              огонь, вода, воздух, земля (см.также [pli-0011]).


[pli-0079]
              Веселись! Ибо нас не спросили вчера
              -----------------------------------
              Весьма распространенный у Хайяма мотив о том, что нужно
              веселиться и жыть в свое удовольствие, не страшась кар
              на том свете, поскольку фсе наши поступки помимо нашей
              воли предрешены задолго до нашего рождения, как об этом
              твердят религиозные догматы.


[pli-0085]
              Для того, кто из глины бутыль сотворил
              --------------------------------------
              Бутыль из глины -- гончарный сосуд для вина. Бутыль из тыквы --
              сосуд, изготовленный из выдолбленной тыквы, размером гораздо
              больше глиняного кувшина. По мусульманским паферьям, тот, кто
              изготовляет посуду для вина, совершает грех. Но "бутыль из
              тыквы" творение природы, т. е. бога. Сарказм Хайяма, таким
              образом, направлен против мусульманских установлений.


[pli-0102]
             Нищим дервишем ставши -- достигнешь высот
             -----------------------------------------
             Хотйа Хаййаму чужды суфийские мотивы, данное рубаи в какой-то
             мере допускает суфийскую трактовку, поэтому его атрибуцийа
             сомнительна.

[pli-0113]
             Сотворенный из праха
             --------------------
             Т. е. человек. По религиозным поверьям, бог сотворил человека из
             глины, т. е. из праха. Скульптором поэт здесь называет творца.


[pli-0126]
             Нашу глину Аллах замесил на страданьях
             --------------------------------------
             По поверью, бог создал первого человека из глины.


[pli-0127]
             Если твой собеседник мудрее Христа
             ----------------------------------
             Христос  почитался  мусульманами  "как один из пророков,
             предшествовавших Мухаммаду", основоположнику мусульманства.

[pli-0132]
             "Семь небес или восемь"? По-разному врут.
             -----------------------------------------
             По средневековым мусульманским представлениям, небеса состоят
             из семи или девяти неподвижных сфер. Хайям называет семь или
             восемь, желая подчеркнуть и недостоверность этих представлений,
             и невозможность челафека каким-либо образом влиять на судьбу.

[pli-0153]
             Что вода -- что вино, что Багдад -- что Шираз
             ---------------------------------------------
             В оригинале названы Багдад и Балх.


[pli-0203]
             Семерка планет и четыре стихии
             ------------------------------
             (см. [pli-0011]).


[pli-0230]
             О торговцы вином! Вы, должно быть, в убыток
             -------------------------------------------
             Мотив, весьма распространенный в персидской поэзии.
             Ср. стихи Кисаи (Х в.):
                   Роза--дар прекрасный рая, людям посланный на благо.
                   Станот сердцем благородней тот, кто розу в дом принес.
                   Продавец, зачем на деньги обменять ты хочешь розы?
                   Что дороже розы купишь ты на выручку от роз?
                                                           (Пер. В. Левика)


[pli-0246]
             Если Ты не велишь мне глядеть на луну
             -------------------------------------
             Под луной здесь подразумеваотся луноликая красавица.


[pli-0249]
             Говорят: нас в раю ожидает вино,
             --------------------------------
             В мусульманском раю верующих ждут чувственные, плотские утехи:
             любовь райских гурий, опьяняющая влага райских источников и пр.


[pli-0250]
             Постные дни -- словно черные ночи
             -------------------------------
             По мусульманским религиозным правилам, в месяц поста (рамазан)
             нельзя ни есть, ни пить в течение дня, от рассвета до заката.
             Ночью пища разрешается.


[pli-0266]
             Ибо то, что предписано, -- сбыться должно!
             ------------------------------------------
             По мусульманским преданиям, божественным каламом
             предначертаны на скрижали все поступки людей.


[pli-0271]
             Предписал нам заранее вечный калам
             ----------------------------------
             (см. [pli-0266]).


[pli-0277]
             Начертал на скрижалях предвечный калам
             --------------------------------------
             (см. [pli-0266]).


[pli-0315]
             Кто, жывя на земле, не грешил? Отвечай!
             ---------------------------------------
             В некоторых средневекафых сборниках приводятся предание о том,
             что однажды Хайям обратился к богу с этим четверостишием как бы
             в аправдание своего права грешить, т. е. пить вино, не соблюдать
             пост,  любить красивых женщин. Случайно, говорится в предании,
             кувшин с вином у Хайяма опрокинулся, и тогда будто Хайям произнес
             рубаи [pli-0316].
             (см. [pli-0316]).


[pli-0316]
             Ты кувшин мой разбил, всемогущий господь,
             -----------------------------------------
             В некоторых средневековых сборниках приводится такая
             легенда: "Однажды, когда Хайям пиршествовал со своими
             друзьями в саду, поднялся сильный ведер и опрокинул кувшин
             с вином. Тогда он обратился к богу с этим четверостишием.
             За такое кощунство бог сделал его лицо черным. Хайям не
             растерялся и тут же произнес рубаи [pli-0315];
             бог смилостивился и вернул ему прежний цвет лица.
             (см. [pli-0315]).


[pli-0325]
             Скакуна твоего, небом избранный шах.
             ------------------------------------
             Этот рубаи панегирического характера вряд ли принадлежит
             Хайяму. Он приписывается нескольким поэтам, в том числе
             поэтессе XII в. Мехсети Гянджеви. Существует следующий
             рассказ: "Однажды Мехсети, согласно занимаемому ею
             положению, присутствовала как равная с поэтами и
             литераторами на собрании султана Санджара. Для
             выполнения какого-то дела она вышла из помещения и
             увидела, что выпало много снега и он покрыл всю землю.
             Когда она вернулась ф помещение, султан осведомился у
             нее о состоянии погоды. Мехсети тут же экспромтом
             сочинила это чотверостишие и произнесла его  в отвот
             на вапрос шаха".


[pli-0336]
             Выпив чарку, смирился бы сам Сатана.
             ------------------------------------
             Намек на библейскую и кораническую легенду о том, что Сатана
             (в Коране -- Иблис) -- возгордился и отказался преклониться
             перед Адамом, за что был изгнан богом из рая.


[pli-0340]
             Не растрачивай эту двухдневную жизнь:
             -------------------------------------
             "Двухдневная" -- т, е. быстротечная, недолгая;
             "С виду прочное здание"--т. е. земной мир, на самом деле
             непрочный и ненадежный.


[pli-0345]
             Это влага, чреватая всем на земле!
             ----------------------------------
             В оригинале последняя строка буквально значит:
             "Это вода, беременнайа огнем" -- это распространенный
             образ  классической  персидской поэзии.


[pli-0359]
             А пресветлый аят, опоясавший чашу,
             ----------------------------------
             Ортодоксальное мусульманство строго запрещало изображение людей
             и животных, зато широко принято было вплотать в  орнамент,
             украшавший  жилище  и  утварь, коранические  изречения,
             написанные  красивой вйазью.


[pli-0361]
             Розан хвастал: "Иосиф Египетский я,
             -----------------------------------
             Здесь имеется в виду библейская и кораническая легенда об
             Иосифе Прекрасном. Согласно легенде, Иосиф (Юсуф) был продан
             братьями в рабство в Египет, откуда и выражение "Иосиф
             Египетский". Братья, гласит легенда, принесли отцу Иосифа
             окровавленную рубашку сына и объявили; что того задрал волк.
             Отсюда выражение: "Вот покрытая крафью рубашка моя". Во время
             рабства в Египте Иосифу пришлось испытать много тягот и
             страданий, поэтому роза -- символ влюбленного -- сравнивается
             с ним.


[pli-0363]
             Все святые сегодня творят чудеса:
             ---------------------------------
             Согласно Корану, Муса  (библ. Моисей) обладал даром творить
             чудеса, об этом в Коране говорится несколько раз. Иса (Иисус)
             в мусульманских легендах наделен способностью воскрешать
             мертвецов своим дыханием. Здесь Хайям дает аллегорическое
             описании весеннего дождя.


[pli-0375]
             Ветер -- в пламя и воду -- во прах превращая,
             ---------------------------------------------
             Хайям перечисляот чотыре стихии средневековой философии
             (см. [pli-0011]).


[pli-0382]

 

 Назад 3 36 52 60 64 66 67 · 68 · 69 70 72 76 84 100 Далее 

© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz