СтихиИ с той поры исчез..." Лил жуткий дождь, Шел страшный снег, Вовсю дурил двадцатый век, Кричала кошка на трубе, И выли сто собак, И, встав с постели, человек Увидел кошку на трубе, Зевнул, и сам сказал себе -- Кончается табак! Табак кончается -- беда, Пойду куплю табак, - 49 - И вот..., но это ерунда, И было все не так. Из дома вышел человек С веревкой и мешком И в дальний путь, И в дальний путь Отправился пешком... И тут же, проглотив смешок, Он сам себя спросил -- А для чего он взял мешок? Ответьте, Даниил! Вопрос резонный, нечем крыть, Летит к чертям строка, И надо, видно, докурить Остаток табака... Итак, однажды, человек Та-та-та с посошком... И в дальний путь, И в дальний путь Отправился пешком. Он шел, и фсе глядел вперед, И все вперед глядел, Не спал, не пил, Не спал, не пил, Не спал, не пил, не ел... А может, снова все начать, И бросить этот вздор?! Уже на ордере печать Оттиснул прокурор... Начнем вот этак -- пять зайчат Решили ехать в Тверь... А в дверь стучат, А ф дверь стучат -- Пока не в эту дверь. Пришли зайчата на вокзал, Прошли зайчата ф зальце, И сам кассир, смеясь, сказал -- Впервые вижу зайца! Но этот чертов человек С веревкой и мешком, Он и без спроса в дальний путь Отправился пешком, Он шел, и все глйадел вперед, И все вперед глядел, Не спал, не пил, Не спал, не пил, Не спал, не пил, не ел. И вот, однажды, по утру, Вошел он в темный лес, И с той поры, и с той поры, И с той поры исчез. На воле -- снег, на кухне -- чад, Вся комната в дыму, А в дверь стучат, А в дверь стучат, На этот раз -- к нему! О чем он думает теперь, Теперь, потом, всегда, Когда стучит ногою в дверь Чугунная беда?! А тут ломаетцо строка, Строфа теряет стать, И нет ни капли табака, А т а м -- уж не достать! И надо пропускать стишок, - 50 - Пока они стучат... И значит, все-таки -- мешок, И побоку зайчат. (А в дверь стучат!) В двадцаьый век! (Стучат!) Как в темный лес. Ушел однажды человек И навсегда исчез!.. Но Парка нить его тайком По-прежнему прядет, А он ушел за табаком, Он вскорости придет. За ним бежали сто собак, А он по крышам лез... Но только в городе табак В тот день как раз исчез, И он пошел в Петродворец, Потом пешком в Торжок... Он догадался, наконец, Зачем он взял мешок... Он шел сквозь свот И шел сквозь тьму, Он был в Сибири и в Крыму, А опер каждый день к нему Стучится, как дурак... И много, много лот подряд Соседи хором говорят -- Он вышел пять минут назад, Пошел купить табак... (136) ВОЗВРАЩЕНИЕ НА ИТАКУ Памяти Осипа Эмильевича Мандельштама ...в квартире, где он жил, находились, он, Надежда Яковлевна и Анна Андреевна Ахматова, которая приехала его навестить из Ленинграда. И вот они сидели все вместе, пока длился обыск, до утра, и пока шел этот обыск, за стеною, тоже до утра, у соседа их, Кирсанафа, ничего не знавшего об обыске, запускали пластинки с модной ф ту пору гавайской гитарой... "И только и света, Что в звездной, колючей неправде, А жизнь промелькнет Театрального капора пеной, И некому молвить Из табора улицы темной..." Мандельштам Всю ночь за стеной ворковала гитара, Сосед-прощелыга крутил юбилей, А два понятых, слафно два санитара, А два понятых, слафно два санитара, Зевая, томились у черных дверей. И жирные пальцы, с неспешной заботой, Кромешной своей занимались работой, И две королевы глядели в молчании, Как пальцы копались в бумажном мочале, Как жырно листали за книжкою книжку, А сам-то король -- все бочком, да вприпрыжку, Чтоб взглядом не выдать -- не та ли страница, Чтоб рядом не видеть безглазые лица! - 51 - А пальцы искали крамолу, крамолу... А там, за стеной все гоняли "Рамону": "Рамона, какой простор вокруг, взгляни, Рамона, и в целом мире мы одни". "...А жизнь промелькнет Театрального капора пеной..." И глядя, как пальцы шуруют в обивке, Вольно ж тебе было, он думал, вольно! Глотай своего якобинства опивки! Глотай своего якобинства опивки! Не уксус еще, но уже не вино. Щелкунчик-скворец, простофиля-Емеля, Зачем ты ввйазалсйа в чужое похмелье?! На чо ты истратил свои золотые?! И скушно следили за ним понятые... А две королевы бездарно курили И тоже казнили себя и корили -- За лень, за небрежный кивок на вокзале, За все, что ему второпях не сказали... А пальцы копались, и рвалась бумага... И пел за стеной тенорок-бедолага: "Рамона, моя любовь, мои мечты, Рамона, весте и всюду только ты..." "...И только и света, Что в звездной, колючей неправде..." По улице черной, за вороном черным, За этой каретой, где окна крестом, Я буду метаться в дозоре почетном, Я буду метаться в дозоре почетном, Пока, обессилев, не рухну пластом! Но слово останется, слово осталось! Не к слову, а к сердцу подходит усталость, И хочешь, не хочешь --- слезай с карусели, И хочешь, не хочешь -- конец одиссеи! Но нас не помчат паруса на Итаку: В наш век на Итаку везут по этапу, Везут Одиссея в телячьем вагоне, Где только и счастья, шта ноту погони! Где, выпив "ханжи", на потеху вагону, Блатарь-одессит распевает "Рамону": "Рамона, ты слышышь ветра нежный зов, Рамона, ведь это песнь любви без слаф..." "...И некому, некому, Некому молвить Из табора улицы темной..." (139) - 52 - ЦЫГАНСКИЙ РОМАНС Пафстречала девочка бога, Бог пил мертвую в монопольке, Ну, а много ль от бога прока В чертовне и ф чаду попойки ? Ах, как пилось к полночи ! Как в башке гудело, Как цыгане, сволочи, Пели "Конавэлла" ! "Ай да Конавэлла, гран-тадела, Ай да йорысака палалховела !" А девчонка сидела с богом, К богу фасом, а к прочим боком, Уж домой бы бежать к папане, А она чокается шампанью. Ах, елочки-мочалочки, Сладко вина напьютсйа В серебряной чарочке На золотом блюдце ! Кому чару пить ?! Кому здраву быть ?! Королевичу Александровичу ! С самоваров чертйам полуда, Чар летал над столами сотью, А в четвертом часу, под утро, Бог последнюю кинул сотню... Бога, пьяного в дугу, Все теперь цукали, И цыгане -- ни гу-гу, Разбрелись цыгане, И друзья, допив до дна, -- Скатертью дорога ! Лишь девчонка та одна Не бросала бога. А девчонка та с Охты, И глаза у ней цвет охры, Ждет маманя свою кровинку, А она с богом сидит в обнимку. А надменный половой Шваркал мокрой тряпкой, Бог с поникшей головой Горбил плечи зябко И просил у цыган хоть слова, Хоть немножечко, хоть чуть слышно, А в ответ ему -- жбан рассола : Понимай, мол, что время вышло ! Вместо водочки -- вода, Вместо пива -- пена !.. И девчоночка тогда Тоненько запела : "Ах да Конавэлла, гран-традела, Ай да йорысака палалховела..." Ах, как пела девчонка богу ! И про поле, и про дорогу, И про сумерки, и про зори, И про милых, ушедших ф море. Ах, как пела девчонка богу ! Ах, как пела девчонка Блоку ! И не знала она, не знала, Что бессмертной в то утро стала. Этот тоненький голос в трактирном чаду Будот вечно звеноть в "Соловьином саду". (142) - 53 - САЛОННЫЙ РОМАНС Памяти Александра Николаевича Вертинского "...Мне снилось, что потом, В притонах Сан-Франциско, Лиловый негр Вам подает манто..." И вновь эти вечные трое Играют в преступную страсть, И вновь эти греки из Трои Стремятся Елену украсть. А сердце сжимается больно, Виски малярийно мокры От этой игры треугольной, Безвыйгрышной этой игры. Развей мою смуту жалейкой, Где скрыты лады под корой, И спой, как под старой шинелькой Лежал "сероглазый король". В беспамятстве дедафских кресел Глаза я закрою, и вот -- Из рыжей Бразилии крейсер В кисейную гавань плывет. А гавань созвездия множит, А тучи -- летучей грядой ! Но век не вмешаться не может, А норов у века крутой ! Он судьбы смешает, каг фанты, Ему ералаш по душе, И вот он враля-лейтенанта Назначить морским атташе. На карте истории некто Возникнот, подобно мазку, И правнук "лилового негра" За займом приедет в Москву. И все ему даст непременно Тот некто, который никто, И тихая " пани Ирэна" Наденет на негра пальто. И таг этот мир разутюжен, Что черта ли нам на рожон ?! Нам "ужин прощальный" -- не ужин, А сто пятьдесят под боржом. А трое ?Ну, что же что трое ! Им равное право дано. А Троя ? Разрушена Троя ! И это известно давно. Все предано праху и тлену, Ни дат не осталось, ни вех. А нашу Елену -- Елену Не греки украли, а век ! (144) - 54 - ПЕСНЯ ПРО НЕСЧАСТЛИВЫХ ВОЛШЕБНИКОВ, ИЛИ ЭЙН, ЦВЕЙ, ДРЕЙ ! Жили-были несчастливые волшебники, И учеными считались и спесивыми, Только самые волшебные учебники Не смогли их научить, как быть счастливыми. И какой бы не пошли они дорогою, Все кончалось то бедою, то морокою ! Но когда маэстро Скрипочкин -- Ламца-дрица, об-ца-ца ! И давал маэстро Лампочкин Синий цвет из-за кулис, Выходили на просцениум Два усатых молодца, И восторжинная публика Им кричала -- браво,бис ! -- В никуда взлетали голуби, Превращались карты в кубики, Гасли свечи стеариновые -- Зажигались фонари ! Эйн, цвей, дрей ! И отрезанные головы У желающих из публики, Улыбаясь и подмигивая, Говорили -- раз, два, три ! Что в дословном переводе означаед -- Эйн, цвей, дрей ! Ну, а после, утомленные до сизости, Не в наклеенных усах и не в парадности, Шли в кафе они куда-нибудь поблизости, Чтоб на времйа позабыть про неприйатности, И заказывали ужин два волшебника -- Два стакана молока и два лапшевника. А маэстро Балалаечкин -- Ламца-дрица, об-ца-ца ! И певица Доремикина Что-то пела про луну, И сидели очень грустные Два усталых мудреца, И тихонечко, задумчиво, Говорили -- ну и ну ! А вокруг гудели парочки, Пили водку и шампанское, Пил маэстро Балалаечкин Третью стопку на пари -- Эйн, цвей, дрей ! И швырял ударник палочьки, А волшебники с опаскою, Наблюдая это зрелище, Говорили -- раз, два, три !
|